Интегрированный урок самопознания и русской литературы «Любви прекрасные порывы в творчестве М.Ю.Лермонтова»

ПЛАН - КОНСПЕКТ интегрированного урока самопознания и русской
литературы в 9 «Э» класс
ПРОВОДЯТ: Нурушева Гульнара Жусуповна – учитель самопознания школы – гимназии №2 имени Гафу Каирбекова города Астаны
Кемельбаева Зухра Сапахуновна – учитель русской литературы школы- гимназии №2 имени Гафу Каирбекова города Астаны
Тема урока: «Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю.Лермонтова»
Цель урока: формирование целостного восприятия нравственных ценностей поэта, выявление взаимосвязи между творческой индивидуальностью и особенностями эпохи 19 века, исследование новаторских идей М.Ю. Лермонтова, совершенствование навыков анализа лирического произведения.
Задачи:
1. сформировать понятие об образе лирического героя М.Ю.Лермонтова
2. развивать навыки лингвистического и сопоставительного анализов лирического произведения, навыки выразительного чтения
3. прививать любовь к русской классической поэзии, способствовать воспитанию нравственных качеств личности
Наглядность и оборудование: ИАО, выставка книг М.Ю.Лермонтова, аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова, видеоролик «Притча о любви и времени».
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
4
5

1.
Организация начала урока.
Приветствие.
Добрый день! Нам очень приятно видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. А вас, ребята, я приглашаю в круг любви.
Образуют круг радости, взявшись за руки.
2 мин.

2.
Круг радости.
Луч солнца золотой Круг любви везде со мной. Любовь в тебе, любовь во мне, любовь вокруг, любовь везде. – Давайте начнём день с Любви, наполним день Любовью, завершим день с Любовью.
Эмоционально и психологически настраиваются на урок
2 мин.

3.
Введение в проблематику урока.
- Каждый человек в жизни стремится найти своё счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье – в любимой работе. Для других – в богатстве. Но, пожалуй. Любому человеку хотелось бы найти свою любовь, иметь рядом любящих людей и любить самому. И если всё это есть, человек ощущает себя счастливым.
- Обратите внимание на доску, давайте прочитаем эпиграф к уроку:
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть.
На этом уроке мы с вами поговорим о жизни сердца в поэзии М.Лермонтова, о том, как он любил, как он страдал.
Исследователи отмечают такую особенность интимной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью.
«Гимн чистоте, нежности, душевной красоте»,- сказал Сергей Наровчатов о любовной лирике в творчестве Лермонтова.
Запишите тему урока и эпиграф.
(Раздаёт листы самооценивания.)













Читают эпиграф, размышляют.

























Записывают тему урока и эпиграф.
3 мин

4.
Опрос домашнего задания.
1.Дома вы должны были подобрать стихи и цитаты о любви.
2. А по литературе вам нужно было подготовить презентации «Мотивы творчества М.Ю.Лермонтова», послушаем самую лучшую презентацию.
Читают и декламируют стихи и цитаты.
Одна группа демонстрируют презентацию.

4 мин.

5
Ознакомление с новым материалом
Ребята, вы нашли столько замечательных мыслей, посмотрели презентацию, ну а теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение.
Беседа по вопросам: - В чём заключается значение слова «любовь»? - Почему любовь относится к духовным ценностям? - Как влияет это чувство на человека? - Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу это слово? - Объясните смысл выражения «любви прекрасные мгновенья»
– Любовь – самое поэтическое, возвышенное и прекрасное чувство. Светлый мир открывается человеку, когда пробуждается любовь В душе всё ликует, потому что из окружающих людей как-то незаметно выделился единственный, самый дорогой для вас человек. Первая любовь может стать не только источником вдохновения, но и окрылить влюблённого на чудесные поступки. Искренняя любовь является прочным строительным материалом для семьи.

Отвечают на вопросы, аргументируют своё мнение, дискутируют.
4 мин.

6.
Первичное осмысление и закрепление нового материала.
Творческое применение знаний.

Ребята, внимательно прослушайте романс
(звучит аудиозапись на стихи М.Ю.Лермонтова «Я не любил Вас»).
Впереди у вас групповая работа – представьте свои размышления по теме в виде презентаций и коллажа.


Упражнение «Шкатулка с сюрпризом». – Я приготовила для вас неожиданный сюрприз. В этой шкатулке находится самое дорогое, что есть на свете, загляните в неё, и увидите, что является самым ценным. Так, что вы увидели? А в зеркале вы увидели Пока мы не научимся любить себя такими, какие мы есть, нам не суждено любить других людей. Любовь к миру начинается с любви к себе. Любовь начинается в сердце человека, светит в его глазах.
Минута тишины (звучит негромкая музыка).
– Оказывается. Что любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто находится далеко от вас, кто живёт в другом городе или на другом конце нашей планеты. Потому что у любви нет границ. Ведь Любовь – это могущественная и великая сила. А теперь я предлагаю вам побыть наедине с собой Сядьте удобно, расслабьтесь. Можете закрыть глаза. Представьте себе, что любовь – это свет. Озаряющий мир. От этого света людям становится тепло и уютно. Сердца их радуются. Люди поют песни, говорят друг другу тёплые слова. Любовь – это чувство, которое наполняет особым смыслом жизнь человека. У любящего человека добрый приветливый взгляд. Почувствуйте любовь в вашем сердце. Отправьте этот свет любви вашим близким. Пусть они ощутят вашу любовь. И она согреет их своим теплом. Получилось ли послать свет своим близким?
Притча «Как важна в жизни Любовь» (просмотр видеоролика)

Слушают романс, обсуждают в группах.
Формулируют гипотезы, предположения, суждения, объяснения.
Создают презентации и коллаж по теме.
Выполняют предложенные учителем задания.
13 мин.


8.
Обобщение пройденного материала.
Работа с интерактивной доской. 1. Создать «Пирамиду любви», расположим в ней по значимости качества личности влюблённого человека. 2. Подобрать эпитеты к слову «любовь».
Работают у доски и индивидуально в тетрадях.
2 мин.

9
Рефлексия
Напишите на стикерах – сердечках слова любви или пожелания любимым людям.
Круг «От сердца к сердцу» (под музыку). «Свеча любви». Любовь сравнивается с огнём, который горит в сердце. Представьте себе, что любовь в нашем сердце подобна свече. Давайте зажжём свечу любви. Посмотрите. Огонь разгорается всё ярче и ярче. Нам передаётся его тепло. Этот свет заполняет всё пространство вокруг. Нам хорошо вместе и мы любим друг друга. Давайте мысленно произнесём слова любви друг другу, передавая свечу по кругу.
Пишут рефлексию на сердечках.
3 мин.

10
Подведение итогов. Домашнее задание.
Перед вами листы самооценивания, заполните и сдайте их.
Д/з по литературе – написать сочинение – эссе по сегодняшнему уроку.

2 мин.
















15