«Мечта о дружбе и душевной теплоте в стихотворении Ю.Мориц «Слониха, слонёнок и слон»»


Конспект урока по литературному чтению
Класс: 2
Тема: «Мечта о дружбе и душевной теплоте в стихотворении Ю.Мориц "Слониха, слонёнок и слон"»
Цели:
Образовательная: Продолжить работу над развитием устной речи учащихся и навыков выразительного чтения; формировать творческое воображение через высказывание своего отношения к прочитанному.
Развивающая: формировать умение анализировать текст; Развивать эмоциональную сферу детей через создание на уроке эмоциональных ситуаций радости, удивления, занимательности.
Воспитательная: способствовать воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений; воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
Тип урока: Изучение нового материала
Система обучения: Школа «2100»
Литература: методическое пособие, http://musicmp3.spb.ru, coolreferat.com., энциклопедия «Мир животных», детская энциклопедия и т.д.
Оборудование: книги Ю. Мориц, карточки для работ в микрогруппах, портрет Ю. Мориц, презентация, грамоты,учебник Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева ,рабочая тетрадь,аудиозапись и т.д.
Этапы Ход урока Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
Организация класса на работу
- Здравствуйте, сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Подготовка к восприятию
-Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Мориц. Ребята, а вы что-нибудь слышали о этой поэтессе.
Давайте, вам расскажу о этой замечательной поэтессе. Юнна Мориц родилась 2 июня 1937 году в Киеве. Детство Ю. Мориц пришлось на военные и последние годы и потому что была лишена положенных радостей, однако впечатления хватило, чтобы навсегда остаться в памяти. Главная особенность ее произведений в то, что она чувствует любовь к детям, к животным. В свои произведении вкладывает любовь, доброту, веселье, душевную теплоту, фантазия и мечту. В детских стихах Юнны Мориц прослеживается игровой юмор и непритворная доброта.
-Ребята, вспомните какие произведения Ю. Мориц вы читали? ( - "Попрыгать – поиграть", "Ванечка – пастух", "Ворона", "Что над чем", "Дом гнома, гном – дома"…)-А сейчас поговорим о героях произведения, которое далее мы будем изучать.
-Ребята, а что вы знаете о слонах?( слоны питаются листьями, ветвями деревьев и кустарников, травой, корнями, съедают около 200 килограммов корма в день! Слоны любят купаться. Они очень хорошие пловцы и могут даже принимать душ, поливая себя водой из хобота. Я узнал о том, что хоботом, удлинённым носом, слоны определяют запах и вкус. Им срывают листья и пучки травы с земли, отправляют пищу в рот, и пьют. Сегодня на Земле живут два вида слонов. Африканский слон крупнее индийского. У него и более крупные бивни. Высота достигает до 4 метров, а весит около 7 тонн. Эти крупные и сильные животные легко поддаются дрессировке. У слонов рождается 1 детёныш, редко 2 или 3. Новорождённый слонёнок уже может ходить, когда ему всего час от роду. В отличие от других детёнышей, слонята никогда полностью не перестают расти. Чем старше они становятся, тем больше растут.)-Ребята, а в наших краях живут слоны? (нет)
-А где мы можем их увидеть? (в зоопарке)
-Что вы знаете о дельфинах? (дельфины- это удивительные умные существа. С древних времен о них слагали легенды. Мифы Древней Греции и Рима повествуют о дельфинах как об очень дружелюбных существах. И даже в наши времена можно услышать истории о том, как дельфины помогают пловцам. Однако не следует забывать, что дельфины представители дикой природы. Относится к этим удивительным животным следует бережно и с почтением. Дельфины – настоящие морские клоуны. Добрые и любопытные. Они любят играть с другими животными или с предметами, которые встречаются у них на пути. Иногда ради любопытства подплывают к купальщикам или кораблям. Они могут выпрыгивать из воды на высоту 5 метров и «ходить» на хвосте.)Работа над стихотворением Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон»
- поэтесса Юнна Мориц, которая могла фантазировать и мечтать, написала такое стихотворение « Слониха, слоненок и слон»
- Ребята, стихам Юнны Петровны Мориц присуща внутренняя музыкальность. Татьяна и Сергей Никитины сочинили музыку на слова Юнны Мориц, и у них получилась очень интересная и весёлая песенка. Сейчас мы её с вами прослушаем, и подумаем, что есть фантазия и мечта.
Первичное чтение
- Ребята, а теперь самостоятельно прочитайте это произведение в полголоса, обращая на знаки препинания и соблюдая интонацию
-Какую картину вы представили о прочитанном?
- Что больше привекло?
Вторичное чтение по строфам с комментарием
1-я строфа:
-Ребята, а кто такие слониха, слоненок и слон? (Мама, папа и сын)
-Можно ли сказать что это мама, папа и сын? (да)
-А как вы думаете, что такое зоопарк? (место для животных)
-Кто-нибудь из вас был в зоопарке?
-Знаете ли, самый знаменитый зоопарк? ( Австрийский зоопарк)
-Как понимаете, уплыли на синей байдарке?
-Что такое байдарка? (это лодка, но построению она отличает от обычной лодки)
-Ребята, скажите, как вы думаете, могли бы они уплыть в море на этих байдарках? (нет)
Давайте представим что слониха, слоненок и слон плывут на этих байдарках, представим как слоны дружно гребут… Представили? Помечтали?
-А как понимаете, унеслись во-о-н туда? (значит это далеко)
-Ребята, а скажите, почему слониха, слоненок и слон уплыли на байдарках в море? (Им было скучно стоять в зоопарке.Они устали от однообразия)
2-я строфа
-А как вы представляете себе пушистые волны? (мягкие, пенные)
-Подберите к слову пушистые близкие слова по значению.
-Как вы думаете, с кем слоны подружились? (дельфинами)
-Как вы считаете, с чего это началось? (с улыбки)
-А как вы думаете детская улыбка- это какая? (открытая, искренняя)
3-я строфа
-Как понимаете. глоток задушевности нужен? (пообщаться сердечно, искренне)
-А как вы думаете, что такое устроили дружеский ужин? Это можно назвать ужин с кем? (друзьями, братьями, семьей)
4-я строфа
-Как вы предполагаете, какие отношения между дельфинами и семьей слона? (дружеские)
-Из каких слов это видно? (любили, как братья)
-А как вы понимаете, любили как братья?
-Какой смысл вкладывает автор в эти слова?
-А что значит, заключили в объятьях? (пообщаться сердечно, искренне)
5-6 строфа
-Как вы думаете, почему слоны вернулись? (наверное, у них остались здесь малыши, здесь у них дом)
7-я строфа
-Кто такой слоновод? (это человек, который разводит слонов)
-Почему слонов встречал слоновод знаменитый, да еще им устроил бал? (потому что по ним все соскучились. Наверное их любили…)
-А как вы понимаете слово знаменитый? ( известный)
Давайте подберем к слову близкие по смыслу слова. (известный, достославный, видный, прославленный, славный, именитый,знатный, мировой, выдающийся, отличный, )
8-9 строфа
-Как вы думаете, по какому и почему скучают слоны? (дельфинам)
-И где как вы предполагаете, могли попробовать морскую капусту? (во сне и мечте)
-Ребята, скажите, чье еще присутствие мы ощущаем в стихотворении? (автора)
-Какая это строчка в каждой строфе? (последняя)
Давайте прочитаем эти строки.
-Что можно сказать об авторе? Какой он? (он мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей)
-О чем же это стихотворение? Найдите это подтверждение своего ответа в тексте? («… и нам напевает/Слониха, слоненок и слон/Да-да! О мечте! О мечте.» Это веселая фантазия- мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле. Так может фантазировать ребенок и взрослый, который не забыл, что он был ребенком…)Работа в микрогруппах-А теперь следующая наша работа пройдет в микрогруппа. Я раздаю каждой микрогрупп карточку. Ваша задача внимательно прочитать и выполнить задание.
Карточка№ 1
Придумайте случай, который произошел со слонами, пофантазируйте и продолжите текст
Жили были Слониха, слоненок и слон. Однажды заболел слоненок, но врачей поблизости не было…
Слонихе и слону пришлось плыть на другой берег…Плывут, плывут по морю на байдарках…Море бушевало, плескалось, как будто предчувствовало какую-то беду. И вдруг…
Карточка №2
Используя предложенные ниже слова, сочините рассказ о слоне, о его личностных качествах.
Мощный, благородный, сильный, честный, могущественный, отважный, трудолюбивый, огромный, умный, ответственный.
Карточка №3
Сочините рассказ от имени дельфинов о слонах, вставив пропущенные ниже слова.
День был прекрасный, солнечный…Море было спокойное… Вдруг заметили что-то странное вдали…, это не корабль….
Слоны ,волны, плот, байдарки, детская улыбка, дружеский ужин, любили как братья и т.д.
Карточка № 4
Сочините рассказ от имени слоненка о дельфинах
С этими друзьями мы познакомились давно…Это лучшие друзья во всем мире…Однажды со мной случилась беда…..
Карточка №5
Сочините рассказ от имени слона о Ю. Мориц.
Здравствуйте, дорогая Юнна Мориц! Вы такая замечательная поэтесса,…. Я читал ваши произведения и могу сказать...
Карточка №6
Сочините рассказ от имени байдарок о слонах.
Мы всю жизнь плаваем в морях. Это наш дом… Много людей мы свозили людей разные берега, но еще нам не приходилось катать…. Огромные слоны были такими тяжелыми…. Они были вежливыми….
Домашнее задание:
Итог урока
- Мы прочитали о слонах, а задумались о людях. Ведь люди тоже бывают одиноки. Им, как и слонам глоток задушевности нужен.
-За умные ответы, за кропотливую работу я хочу похвалить…учеников.
-Также хорошо потрудились …ученики.
-Спасибо за то, что вы активно участвовали на уроке. Я была провести у вас урок. Урок окончен. До свидания !!!!
Слайд 1
Портрет Ю. МорицСлайд 2
Слайд 3
Слайд4Слайд5
Исполнение записи
Работа в учебнике
Вывешиваются критерии оценивания (Культура произношения, дикция, интонационное произношение)
Слайд6Слайд 7
Слайд8
Слайд 9
Слайд10
Слайд11
Рабочая тетрадь
Выставляются оценки за работу на уроке.
Вручаю грамоты за выразительное чтение, активное участие на уроке и т.д.