Конспект урока самопознания Путь любви и добра


План урока самопознания
Класс: 3 классы
Тема: Путь любви и добра
Ценность: Любовь
Качества: Доброта, не быть эгоистом, помощь другим.
Педагог: Дюзбаева Ж.Н.
Цель: содействовать раскрытию общечеловеческой ценности Любовь как познание себя и окружающего мира.
Задачи:
- расширение представлений о понятии «добро»;
- развитие стремления к проявлению безвозмездного отношения к окружающим;
- воспитание убеждений о том, что необходимо помогать людям.
Ресурсы:
(материалы, источники)
«Самопознание» Учеб.для 3 кл. общеобразоват.шк./Калачёва И.В., Кудышева Б.К., Керимбаева С.Р. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2014;
«Самопознание» тетрадь ученика. Для 3 кл.общеобразоват.шк./Калачёва И.В., Кудышева Б.К., Керимбаева С.Р. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2014;
Фонограмма спокойной музыки, фонограмма песни «Дорога добра», цветные карандаши, презентация, трафареты лепестка.
Ход урока:
1. Орг.момент. Позитивный настрой.
Звучит фонограмма спокойной музыки.
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
2. Проверка домашнего задания.
Вам надо было дома прочитать «Роза сердца». Ответьте мне на вопрос: «Почему сердце человека Творец создал в виде цветка?» (Ответы учащихся)
3. Позитивное высказывание (цитата).
«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека». М. Пришвин.
- Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)
Итог: Истинная человечность проявляется во внимании к ближнему.
4.Рассказывание истории (беседа).
Притча «Обыкновенный человек» В. А. Сухомлинского.
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. -Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой человек. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
Вопросы: - Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек»
- Почему? Почему третьего проезжающего дед назвал «обыкновенным человеком»? Как еще можно его назвать? Какой из этих путников останется в памяти внука и деда? Почему? Без добрых дел нет доброго имени. Как вы понимаете смысл?
Просмотр видеоматериала «Просто так».
-Почему мультфильм назвали «Просто так»?
- Отчего менялось настроение у героев мультфильма?
- Какое у героев мультфильма было настроение, после того, как они получали букет цветов просто так?
- Как можно дарить радость и доброту другим?
-Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится радостно?
5. Творческая деятельность.
- Ребята, вспомните сказку «Цветик-семицветик». 
- Какой добрый поступок совершила Женя?  Женя совершила добрый поступок. С помощью волшебного цветка вернула здоровье мальчику.
А мы вырастим свой волшебный цветок и на лепестках вам нужно будет написать свои пожелания и добрые дела, которые бы вы хотели пожелать и сделать кому-нибудь из близких вам людей. 
Ребята, прочитайте свои пожелания.
6. Групповое пение. Песня «Дорога добра»
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой, 
Куда по свету белому отправиться с утра? 
Иди за солнцем следом, 
Хоть этот путь неведом, 
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Забудь свои заботы, 
Падения и взлёты. 
Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра. 
Но если с другом худо, 
Не уповай на чудо… 
Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!
Ах, сколько будет разных 
Сомнений и соблазнов! 
Не забывай, что эта жизнь – не детская игра. 
Ты прочь гони соблазны, 
Усвой закон негласный: 
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
7. Домашнее задание.
В учебнике на странице 23 прочитать сказку «Хранитель звезд».
8. Заключительная минута тишины.
Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, ко всему что нас окружает и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что вы никогда не станете равнодушными к чужой беде. А теперь закройте глаза и подумайте о том, что нового вы узнали на уроке, о чем вы расскажете своим близким людям дома.