Урок по литературному чтению «Как рождается герой. Б.Заходер История гусеницы, Ю.Мориц Жора Кошкин»


Урок литературного чтения в 3 классе
Учитель нач. классов МБОУ гимназии «Перспектива», г. о. Самара, Скрябина Лариса Александровна
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Как рождается герой. Б.Заходер "История гусеницы", Ю.Мориц "Жора Кошкин"»
Место урока в теме: 2-й урок
Тип урока: присвоение новых знаний
Цель и ожидаемый результат: на примере сказки Б. Заходера, проследить, как рождается герой современной авторской сказки.
Задачи урока (деятельность учителя):
продолжить  учить детей определять тему и главную мысль  текста;
продолжить работу над пониманием смысла слов;
оценивать черты характера героев, опираясь на его высказывания и поступки;
учить определять причину «смешного» в тексте;
учить сравнивать и обнаруживать сходный смысл в текстах. Технологическая карта урока
Этапы урока; задачи в деятельности обучающихсяФормы работы \ Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Актуализация знаний учащихся
Понятия «сказочный герой» и «герой рассказа»
2.Проверка домашнего задания
3.Целеполагание.
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи.
4. Введение в тему
5. Первичное восприятие
6.Анализ прочитанногоВыяснение темы и главной мысли трех частей
Работа над контекстом одного и того же слова
Определение смысла жизни для разных героев
Прогнозирование
7. Работа над стихотворением Определение причины «смешного» в тексте
Сравнение отрывка сказки и стих-я и обнаружение в них сходного смысла
8. Итог урока
9.Рефлексия Учиться оценивать свою работу на уроке
10. Домашнее задание Организует повторение знаний, закрепление умений
Беседа.
– Назовите тему раздела? 
– Что характерно для сказочных героев? 
– Дома вы должны были написать собственную сказочную историю. (Заслушать 2 чел.)– Ведёт ли себя ваш сказочный герой по всем правилам. Поясните.
Мотивация уч-ся к учебной деятельности
Чтение диалога
– Прочтите диалог Айнишит Йокоповны и Кости Погодина на стр. 88.– Что хочет выяснить Костя?– А что утверждает А.Й. – Давайте с нашими героями проверим это утверждение. – Итак, что же мы должны выяснить на уроке? 
– И для этого познакомимся с произведением Б.Заходера «История гусеницы».
– Б. Заходер в жизни умел тонко подмечать повадки животных, их особенности и рассказывал нам о них в своих произведениях. Он перевел на русский язык такие хорошо знакомые вам произведения, как «Вини Пух и все, все, все», Малыш и Карлсон, который живёт на крыше, Алиса в стране чудес.
Беседа по прочитанному – Вам понравился эта сказка? А чем она понравился?
Физкультминутка Изображение гусеницы детьми.
Групповая работ - Прочитаем первую часть данного отрывка. Читает 1 группа детей по цепочке Беседа
– Прочтите ВСЛУХ слова Миши. Вы согласитесь с ним? А почему?
– Прочитайте утверждения Маши. Какова же главная мысль 1части? Найдите её в тексте. Читает 2 группа детей по цепочке
– Какую главную мысль 2 части определила Маша, прочитайте.
– Кто сможет закончить Машино высказывание? Найдите в тексте. - Прочитаем третью часть.( Чтение про себя.)
– Главная мысль 3 части, считает Маша, может быть выражена словами Клопа.
– Найдите эти слова Лесного Клопа, зачитайте
– Как вы их понимаете? Что значит духовные интересы? (Интересы связанные с внутренним миром, с чувствами и переживаниями.)
– Просмотрите конец первой части и начало второй. Найдите выделенные цветом слова. Прочтите их.
– Кто произносит эти слова?
– Можно ли сказать, что слово «ХОРОШО» в обоих случаях наполнено одним и тем же смыслом, означает одно и то же? Почему вы так считаете?
Физкультминутка Закройте глаза и представьте, пришла весна, солнце пригревает всё теплее и теплее, подставьте солнечному лучику правую щёчку, левую щёку, а солнышко всё ярче и всё сильнее пригревает, появились первые цветы и травы, всё тянется вверх, всё теплее ветер, а луг покрывается тысячами маленьких солнышек – это расцвели одуванчики. А кругом ТАК ХОРОШО.
Выборочное чтение
– Продолжим работу. В какой части говорится о Кузнечике? (5)
– Как Гусеница называет Кузнечика? Прочитайте. Почему?
– В какой части говорится о птицах? (4)
– Как Гусеница называет птиц? Прочитайте. Почему?
– Ребята, а как вы думаете, что произошло с Гусеницей в последнем отрывке? Почему с ней это произошло?
– Продолжите читать диалоги ребят на стр.94.
Чтение стихотворения группой ребят по ролям наизусть.
– Прочитайте первый вопрос задания на стр. 94.
– Прочтите строчки, выделенные одинаково, сравните их между собой.
– Предположите, почему это стихотворение поместили после отрывка из текста Б. Заходера.
– Можем ли мы сегодня утверждать, что герой авторской сказки ведёт себя по всем правилам? - Добились ли цели сегодняшнего урока? Почему?
– Продолжим чтение сказки на следующем уроке.
- Как оцените свою деятельность на уроке: кто считает, что был активным, тот выйдет к доске; кто менее активен, тот выстроится в конце класса; а кто совсем не работал, останутся на своих местах.
– Откройте и запишите в дневниках Д/З.
– Прочитайте ещё раз 1 часть сказки, попробуй нарисовать Гусеницу. Демонстрируют уровень знаний
- «Как рождается герой»
Построение алгоритма поведения героя.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Построение алгоритма поведения героя.
Проявление интереса к материалу изучения.
Ответы детей
- Выяснить: как ведёт себя герой современных авторских сказок.
Читают хорошо читающие дети
Высказывание собственных мыслей.
Ответы детей, выборочное чтение
Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка гипотез.
Выборочное чтение
Высказывание собственных мыслей
1 случай: Для гусеницы хорошо, когда вокруг много крапивы.
2 случай: С наступлением весны для всех героев вокруг стало красиво
Ответы детей, выборочное чтение
Выдвижение и проверка гипотез.
Ответы детей, выборочное чтение
Выдвижение и проверка гипотез,
Высказывание собственных мыслей
Анализируют деятельность Умение поддержать разговор на интересную тему.
Включение в учебный процесс.
Ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта.
Умение ставить цели, планировать свою работу.
Формирование устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений.
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Формирование навыков поисковой деятельности.
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.