Календарное планирование уроков по обучению грамоте по системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова


Курс «Вступ до шкільного життя»


п/п
Тема уроку
Кількість годин
Дата проведення
Примітки

1
Перший урок за загальною темою. Розпорядок для школяра.




2





3
Уведення критеріїв та засобів оцінки та самооцінки (“Чарівні стрічечки”)




4
Засоби для прояву свого ставлення до репліки однокласника. Введення знаків “згоден”, “не згоден”.




5
Робота в парі. Взаємо оцінка робіт за даними критеріями. Виконання вправ із застосуванням уведених знаків.




6





7
Перші кроки в організації навчальної дискусії: розведення понять “сварка” та “суперечка”.




8
Ситуація недовизначення правила.




9
Завдання, спрямовані на формування вміння домовлятися для спільної роботи в групі.




10
Ситуація “провокації”. Введення знака “пастка”. Розвиток лінії оцінювання: протиставлення правильності та оригінальності.




11
Виконання вправ із застосуванням уведених знаків. Критерії оцінювання. Думка того, хто оцінює.




12
Свято “Ми – школярі”.





ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
(по учебнику для 1 класса В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, В.А.Левина «Букварь»
и прописям И.П.Старагиной «Учимся писать»)
1 семестр

п/п
Тема уроку
Кіль-кість годин
Дата проведення
Примітки



13
Формирование первоначальных представлений о слове (16 час.)
Знакомство с Букварём и его героями.
Совместное чтение: М.Яснов. Я учусь писать слова.


Стр.3 – 24

Стр. 3

14
Знакомство с прописью №1 и её героиней Тэффи. Письмо-рисунок, адресованный Тэффи.


Стр.3 (Пропись №1)

15
Предмет и слово. Слова как названия предметов.
Совместное чтение: М.Пришвин. «Рыбе – вода », К.Ушинский. Наше Отечество.


Стр.4 – 5, 8
Стр.6

16
Диагностическое упражнение на выявление букв, которые знают дети. Рисование по точкам.


Стр.4-5 (Пропись №1)

17
Введение модели слова. Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы.
Совместное чтение: Бурёнушка (русская народная песня).


Стр.6 – 7, 9

18
Воспроизведение графического знака по опорным точкам.
Развитие речи: Словесное описание знаков древних людей-шумеров. Чем знаки шумеров похожи на слова?


Стр.6-7 (Пропись №1)


19
Слова, называющие предметы, и слова, называющие действия. Введение моделей для слов этих типов. Постановка вопросов к словам, называющим действия.
Развитие речи: Расширение представления о словах-действиях.
Совместное чтение: И.Токмакова. Сентябрь.
Заучивание стихотворения наизусть.



Стр.10–11

20
Расстановка точек в заданном месте.


Стр.8-9 (Пропись №1)

21
Слова, называющие признаки, и постановка вопросов к ним.
Совместное чтение: В.Берестов. Портфель. Учитель в портфеле.
Развитие речи: Различение вопросительной и восклицательной интонации при восприятии текста.


Стр.12, 15

22
Связь слов в высказывании.
Линии: прямые и ломаные. Воспроизведение линий по точкам. Проведение линий в заданном направлении.


Стр.13(Букварь)
Стр.10-11 (Пропись №1)

23
Способ определения количества слов в высказывании.
Совместное чтение: В.Берестов. Тетради. Циркуль.


Стр.14, 17
Стр.15-16

24
Расстановка точек для построения знака. Возможные направления движения руки при соединении этих точек. Узнавание букв русского алфавита.


Стр.12-13 (Пропись №1)

25
Служебные слова как помощники для связи слов в высказывании. Значение слов-помощников.
Совместное чтение: В.Берестов. Пенал. Резинка.


Стр18-19, 16

26
Соединение точек в ломаные линии. Узнавание букв русского алфавита. Выделение опорных точек для воспроизведения знаков.
Развитие речи: Составление высказываний к рисунку по предложенным схемам.


Стр.14-15 (Пропись №1)

Стр.19 (Букварь)

27
Урок обобщения. Моделирование высказываний.
Совместное чтение: Русская народная сказка «Колобок».
Развитие речи: Составление рассказа по сюжетной картинке. Моделирование составленного рассказа схемами высказываний.


Стр.10 – 21

28
Диагностическая работа (моделирование отдельных слов, называющих предметы, признаки, действия; моделирование высказываний).
Постановка опорных точек и соединение их линиями по заданному образцу.





Стр.15-16 (Пропись №1)

29
Звуковой анализ слова (24 час.)
Звуки речи как строительный материал языка.
Совместное чтение: В.Голявкин. Кто вы такие?


Стр. 25 – 47
Стр.25 – 26,
22-23

30
Соединение точек в указанном направлении. Формирование у детей контрольно-оценочного действия.


Стр.17-18 (Пропись №1)

31

Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели).
Совместное чтение: Д.Хармс. Весёлый старичок.


Стр.27 – 28

32
Воспроизведение рисунка по опорным точкам. Опорные точки начала, поворотов, конца движения.


Стр.19-20 (Пропись №1)

33
Выделение звуков в слове на основе заданной модели.
Совместное чтение: Загадки.


Стр. 29
Стр. 24

34
Развитие речи: Составление рассказа по сюжетной картинке. Моделирование 1-2 высказываний. Расстановка на рисунке опорных точек для воспроизведения образца.


Стр.29 (Букварь)
Стр.20-21 (Пропись №1)

35
Слог как минимальная произносительная единица.
Совместное чтение: И.Токмакова. Невпопад.


Стр.30, 36

36
Подбор слов к заданным слоговым моделям.
Соединение точек заданных контуров. Формирование у детей контрольно-оценочного действия при выполнении задания.



Стр.21-22 (Пропись №1)

37
Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Смыслоразличительная функция звука.
Совместное чтение: В.Драгунский. Заколдованная буква.


Стр.31 – 32, 37

38
Составление слоговых моделей слов. Корректура неправильных звуковых моделей.
Соединение заданных опорных точек. Соединение двух точек дугами.


Стр.32 (Букварь)
Стр.23-24 (Пропись №1)

39
Деление слов на слоги. Работа с неозвученными моделями. Составление и сравнение звуковых моделей.
Совместное чтение: Сказки о звуках и буквах Г.Юдина.


Стр.33
В.Волина Занимательное азбуковедение.

40
Обведение заданных контуров. Упражнения на развитие глазомера при дорисовке узоров. Соединение точек овалом.
Игры со звуковыми моделями «Превращения слов».


Стр.25-27 (Пропись №1)

Стр.34-35 (Букварь)

41
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове.
Совместное чтение: Считалки. Ритмическое проговаривание считалки.


Стр.38 – 39

42
Соединение опорных точек полуовалом. Сравнение с образцом. Называние и письмо букв русского алфавита.
Составление звуковых моделей слов.


Стр.28-30 (Пропись №1)

43
Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.
Совместное чтение: Н.Матвеева. Путаница.


Стр.40, 47

44
Называние и печатание букв русского алфавита по опорным точкам. Развитие глазомера при дорисовке узоров.


Стр.31-32 (Пропись №1)

45
Звонкие и глухие согласные звуки. Составление звуковых моделей слов. Пары согласных звуков по звонкости-глухости.
Развитие речи: Составление моделей высказываний с использованием слов из задания на странице 41.


Стр.41

46
Обведение заданных контуров, дорисовка деталей.
Сравнение контуров букв русского алфавита. Называние букв.


Стр.33, 36 (Пропись №1)

47
Согласные твёрдые и мягкие, их смыслоразличительная роль.
Совместное чтение: Б.Заходер. «Приятная» встреча.


Стр.42-43, 46

48
Называние букв русского алфавита. Печатание их по самостоятельно расставленным опорным точкам.
Развитие речи: Китайское письмо. Что такое иероглифы.


Стр.37, 34-35 (Пропись №1)

49
Отработка составления звуковых моделей.
Развитие речи: Любимые сказки Небойсика. Устный пересказ известной сказки.


Стр.44 – 45

50
Диагностическая работа (составление звуковых схем).
Развитие речи: Египетское письмо.



Стр.38-39 (Пропись №1)

51
Урок обобщения.
Совместное чтение: Моя любимая сказка.




52
Русский алфавит (азбука).
Развитие речи: Буквы древних славян.


Стр.42-43 (Пропись №1)

53
Формирование действий письма и чтения (42 час.)
Буква как знак звука.
Совместное чтение: М.Пришвин. Клён.


Стр.48 – 211
Стр.48 – 49,66

54
Упражнение на развитие
·мелкой моторики руки. Письмо прописных букв О, А.


Стр.3-5 (Пропись №2)

55
Введение букв А и О как знаков для гласных звуков [а], [о]. Составление неполных буквенных моделей слов.


Стр.50

56
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо букв О и А.


Стр.4-5 (Пропись №2)

57
Буквы У,Ы как знаки для гласных звуков [у], [ы]. Составление неполных буквенных моделей слов.
Совместное чтение: М.Пришвин. Именины осинки.


Стр.51,67

58
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо букв У и Ы.


Стр.6-7 (Пропись №2)

59
Буква Э как знак для гласного звука [э]. Составление неполных буквенных моделей слов.
Совместное чтение: В.Орлов. Встреча.


Стр.52,67

60
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы Э. Соединение буквы Э с другими буквами.


Стр.8
(Пропись №2)

61
Урок постановки задачи на изучение букв для согласных звуков. Составление неполных буквенных моделей слов.


Стр.53

62
Буквы согласных Л,М. Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы Л.


Стр.8-9 (Пропись №2)

63
Буквы согласных Л,М. Способ послогового чтения. Введение алгоритма чтения.


Стр.54 – 55

64
Письмо буквы М.Способ послогового письма. Введение алгоритма записи слова по слуху. Запись слова по слуху по алгоритму.


Стр.54(Букварь)
Стр.10-11 (Пропись №2)

65
Буквы согласных Н, Р. Чтение слогов по «слоговым линеечкам».Чтение слов по алгоритму. Чтение мини-текста по алгоритму.


Стр.56

66
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы Н. Письмо слов по слуху по алгоритму.


Стр.11-12 (Пропись №2)

67
Буквы согласных Н, Р. Чтение слов и высказываний по алгоритму.
Развитие речи: Составление текста по его началу.


Стр.57

68
Письмо букв Н и Р. Письмо слов по алгоритму. Представление об орфограмме. Отражение орфограммы в модели слова.


Стр.12-14 (Пропись №2)

69
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв А - Я. Две работы букв гласных А и Я.
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы Я.


Стр.58 (Букварь) Стр.14-15 (Пропись №2)

70
Употребление букв Н, Р, Л для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Конкретизация алгоритма чтения (учитывать место (или позицию) буквы в слове).


Стр. 59-60

71
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв О – Ё. Чтение слов и мини-текста по алгоритму.


Стр.61

72
Письмо слов по слуху. Конкретизация алгоритма письма (учитывать место (или позицию) звука в слове).
Письмо буквы Ё.


Стр.60(Букварь)

Стр. 15-16 (Пропись №2)

73
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв Э – Е. Письмо буквы Е. Письмо слов по слуху с учётом позиционного принципа письма.


Стр.62(Букварь) Стр.16-17 (Пропись №2)

74
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв Ы – И. Чтение слов по алгоритму.
Развитие речи: Скороговорки. Правила заучивания скороговорок.


Стр.63

75
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы И. Преобразование слов с учётом изменения звука в слове.


Стр.17-18 (Пропись №2)

76
Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв У – Ю. Составление неполных буквенных моделей слов.
Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Письмо буквы Ю.


Стр.64(Букварь)


Стр.19 (Пропись №2)

77
Чтение текста по алгоритму. Интонация вопроса и ответа.
Развитие речи: Составление диалога по его началу.


Стр.65(Букварь)



78
Повторение написания известных букв и их соединений.
Зрительно-слуховой диктант слов из Букваря (стр.65). Корректировка написания слов Авосика. Причины ошибок.
Письмо слов по слуху. Распределение слогов в 2 группы: с твёрдым согласным и с мягким согласным.


Стр.20 (Пропись №2)
Стр.65(Букварь)


Стр.20 (Пропись №2)

79
Буква Г как знак для звуков [г] [г’]. Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов и текстов по алгоритму. Соблюдение нужной интонации при чтении.
Развитие речи: Составление вопросов о гноме и девочках. Определение по текстам характеров героев.


Стр.68-69

80
Письмо буквы Гг.Распределение слов в 2 группы: со звуком [г] и со звуком [г’]. Запись слов по слуху по алгоритму.


Стр.21-22 (Пропись №2)

81
Буква К, её работа. Место буквы на «ленте букв». Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов и текста «Игра и гром». Соблюдение нужной интонации при чтении.
Развитие речи: Ответы на вопросы. Определение характера героев рассказа по сюжету.


Стр.70 – 71

82
Письмо буквы Кк.
Зрительно-слуховой диктант слов.
Проверка работы Тэффи.


Стр.23 (Пропись №2)
Стр.70(Букварь)
Стр.24 (Пропись №2)

83
Буква Д. Расположение буквы на «ленте букв». Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов по алгоритму.
Совместное чтение: Н.Матвеева. Галчонок.


Стр.72

84
Письмо буквы Дд. Распределение слов в 2 группы по мягкости-твёрдости первого звука. Запись слов по алгоритму письма.


Стр.24-26 (Пропись №2)

85
Буква Т. Расположение буквы на «ленте букв». Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов по алгоритму.
Развитие речи: Первоначальные наблюдения над интонацией разных высказываний. Использование вопросительных слов. Составление вопросительных высказываний по началу.


Стр.73

86
Письмо буквы Тт. Распределение слов в 2 группы по мягкости-твёрдости первого звука. Запись слов по алгоритму письма.


Стр.26-28 (Пропись №2)

87
Отработка действия чтения по алгоритму. Чтение текста «Как крокодил удил у реки».
Развитие речи: Устное описание внешнего вида крокодила. Определение характера крокодила по сюжету текста Букваря и сказок К.Чуковского «Краденое солнце», «Бармалей». .
Совместное чтение: Отрывки из сказок К.Чуковского «Краденое солнце», «Бармалей».


Стр.74-75

88
Контрольная работа за 1 семестр (составление звуковой и буквенной модели слов, зрительно-слуховой диктант слов).
Чтение текста «Как дети играли».
Совместное чтение: Ф.Кривин. Наш любимый воробей.





Стр.75
Стр.85

89
Буква В. Расположение буквы на «ленте букв». Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов по алгоритму.
Чтение текста «Каравелла».
Развитие речи: Народные поговорки. Их значение и применение.


Стр.76


Стр.78

90
Письмо буквы Вв. Распределение слогов в 2 группы по мягкости-твёрдости первого звука.
Запись слов по слуху.


Стр.28-29 (Пропись №2)
Стр.76(Букварь)

91
Буква Ф. Расположение буквы на «ленте букв». Чтение слогов по «слоговой линеечке». Чтение слов по алгоритму. Чтение текста «Адмирал Федя».
Совместное чтение: Отрывки из сказки К.Чуковского «Федорино горе».


Стр.77


Стр.79

92
Письмо буквы Фф. Распределение слогов в 2 группы по мягкости-твёрдости первого звука.
Зрительно-слуховой диктант слов.


Стр.30-31 (Пропись №2)
Стр.77(Букварь)

93
Повторение написания изученных букв и соединений. Запись слов из Букваря по слуху (стр.80).
Общее правило переноса.


Стр.31-32 (Пропись №2) Стр.80

94
Чтение текста «Волк в клетке».
Совместное чтение: Народная сказка «Коза и семеро козлят».
Развитие речи: Сравнение характера волка в тексте Букваря и в сказке. Отличие сказки от рассказа.


Стр.80

95
Алгоритм записи высказывания. Проверка работы Тэффи.
Развитие речи: Работа со скороговоркой. Корректировка работы Авосика.




96
Отработка действий чтения. Чтение текста « Фотограф Вова». Имена и клички.
Развитие речи: Домашние животные – наши младшие братья. Устный рассказ о домашнем животном.
Совместное чтение: М. Пришвин « Глоток молока».





Заголовок 1 Заголовок 215