План-конспект урока по самопознанию Все начинается с любви (2 класс)


Разработка урока по самопознанию "Все начинается с любви"
Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения.
Задачи: 
создавая атмосферу общности и дружелюбия
развивать чувство любви к окружающему миру;
учить выражать свои чувства;
помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него.
Ход урока
1. Приветствие.
2. Психологический настрой.
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой…
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…
(привет)
Цитата урока
«Любовь – это бесценный дар.
Ты можешь подарить любовь,
И всё же она у тебя останется.» Л. Толстой
3. Сообщение темы урока.
4. Актуализация жизненного опыта
Сегодня мы начинаем разговор о любви. А что такое любовь? Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе. Учитель дополняет: Любовь – это радость, печаль, умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир.
5. Работа над понятием “Любовь”
Дети читают определения понятия по цепочке.
Любовь — это когда мама дает папе лучший кусочек курицы.
Когда тебя кто-то любит, он произносит твое имя по-особенному.
Любовь — это то, от чего ты улыбаешься, даже когда устал.
Любовь — это когда мама варит папе кофе и сначала пробует сама, вкусно ли получилось.
Любовь — это то, что оказывается вместе с тобой в комнате на Рождество, если ты перестанешь разворачивать подарки и прислушаешься.
Любовь — это когда мама видит папу грязным и все равно говорит, что он красивее, чем Брэд Питт.
Любовь — это когда ты делишься своей жареной картошкой и не ждешь, чтобы с тобой поделились тоже.
Не надо говорить «я тебя люблю», если это не так. Но если это правда — повторяй это почаще, а не то те, кого ты любишь, могут забыть.
Любовь — это как старенькие дедушка и бабушка, которые до сих пор друзья, даже после того, что они так хорошо друг друга узнали.
Больше всех меня любит мама. Что-то не видно, чтобы кто-нибудь еще меня целовал на ночь.
Любовь — это когда твой щенок тебя облизывает даже после того, как ты его оставил одного на целый день.
Я знаю, что моя старшая сестра меня любит, потому, что она мне отдает все свои старые вещи и ей приходится покупать себе новые.
Когда ты кого-то любишь, у тебя ресницы распахиваются и из-под них вылетают звездочки.
Любовь — это чувство, которое объединяет людей.
Любовь – это когда твои родные и друзья рядом с тобой в трудную минуту.
6. Работа с ассоциациями.
Какие ассоциации у вас возникают, когда я говорю слово “Любовь”?
Работа с толковым словарем.
Послушайте определение понятия, которое дается в словаре.
Итог:
Любовь – большое теплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной.
Любовью создана вся жизнь.
Цель: будем учиться строить домик для Любви в своем сердце. Сердце будет расти, и домик будет расти и вырастет из домика большой, сверкающий, прекрасный храм. Будем растить этот храм, складывая его из кирпичиков Любви.
Работа в группах
- Выберите из предложенных слов более подходящие ассоциации к слову любовь. (по группам – обсуждения)
- За это нарисуйте ФУНДАМЕНТ нашего храма.
7. Передай сердечко.
- К кому или к чему мы можем испытывать любовь?
Дети передают сердце друг другу и говорят.

- Нарисуйте в вашем храме 1 этаж.
Посмотрите, любовь, словно солнышко, которое освещает мир. А где живет любовь?
- В сердце.
Наше сердце очень любит слова: “Я люблю тебя”.
8. Работа с текстом.
Учитель знакомит детей с содержанием русской народной сказки “Сказка про Гусыню”.
В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показала деткам большой мир. Это мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить своих деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать, они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют, прежде всего, для того, чтобы прикрывать детей - об этом известно каждой матери, а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно: гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи - холодно и опасно. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла это сделать. Гусята все это видели. Но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой?
И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: “Почему у тебя изранены крылья?”
Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: “Все хорошо, сынок”.
Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива”.
Обсуждение:
Какие чувства у вас возникли при слушании сказки?
Что можете сказать о детях? Почему мать была счастлива? Чему учит эта сказка?
- Нарисуйте в нашем храме 2 этаж.
9. Физминутка10. Минутка тишины.
Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое называется “Исцеляющий свет нашего сердца”
Сядьте в круг и положите свою руку в ладонь своего соседа. Закройте глаза и загляните в глубь своего сердца. Постарайтесь там разглядеть крошечный, размером с булавочную головку, цветной огонек. Цвет этого огонька восхитительно красив. Это источник вашей любви и исцеляющей энергии. Наблюдайте за тем, как огонек начинает пульсировать, постепенно увеличиваясь в размерах и заполняя собой ваше сердце. Увидьте, как этот прекрасный свет пронизывает все ваше тело - от кончиков пальцев рук и ног до макушки. От вас исходит поразительное по красоте и богатству оттенков свечение. Это- ваша любовь и исцеляющая энергия. Позвольте прекрасному свету коснуться окружающих вас людей. Позвольте своей исцеляющей энергии коснуться каждого, кто в ней нуждается. Давайте пошлем любовь тем, у кого нет крыши над головой, тем, кому некуда обратиться за помощью. Давайте поделимся своей любовью с теми, кто испытывает гнев, кто напуган, с теми, кому причинили боль. Каждому человеку. Всем тем, кто в данный момент покидает нашу планету или уже оставил ее. Давайте поместим в свое сердце всю планету, животных, птиц, рыб, растения и, конечно всех людей. Увидьте, на Земле воцаряться мир и покой. Знайте, в этом есть и ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать для того, чтобы этот мир стал счастливым. Вы прекрасный человек. Вы - чудесны. Знайте, что это - правда. Пусть всегда будет так.
Анализ упражнения.
- Получилось ли послать исцеляющий свет сердца?
- Почему так думаете?
- Нарисуйте в нашем храме 3 этаж.
11. Видеоролик.
- Что произошло у героев этого мультфильма?
- Как вы думаете, мудро ли поступили родители?
- Какие отношения связывают родителей и детей?
- Нарисуйте 4 этаж нашего храма.
12. Песня.
«А ты меня любишь…»
- Нарисуйте КРЫШУ нашего храма.
13. Презентации групп.
14. Рефлексия. Круг «От сердца к сердцу»
На воздушных шариках напишите ассоциации к слову любовь и подарите свои чувства вместе с шариком своему соседу по часовой стрелке.(в левую сторону)
15. Домашнее задание.
Игра “Раскрасить любовью”
- С каким цветом у вас ассоциируется любовь?
- Выберите сердце данного цвета.
Придите домой, и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки. Пошлите ей любовь своего сердца. Подарите сердечко.
Напутствие.
Пусть в сердце каждого из вас,Живёт любовь.Пусть ваша любовь согреваетВсё вокруг!