Урок по самопознанию 2 класс Учимся беречь природу

Учимся беречь природу.
Цели урока:
ознакомление учащихся с понятиями/ценностями «забота о природе», «помощь природе»;
привитие учащимся интереса к Матушке-Природе;
стимулирование в ребенке желания и интереса познавать природу, беречь ее, слушать и слышать ее голос;
привитие детям понимания, что они ответственны за все живое, что есть на планете Земля.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, ролевая игра, мгновенная рефлексия.

Ход урока
1. Круг радости
Ребята становятся в круг и повторяют вместе с учителем строки из стихотворения:
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птицы,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям! (И. Мазнин)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Все живет в родном краю.
Всех я вас при-вет-ствую!

2. Рассказ учителя.
Цитата нашего урока: Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле, как братья. Слайд
Мартин Лютер Кинг
-- Можно ли сказать, что сегодня люди берегут природу?
-- А можно ли восстановить гармоничные отношения человека с природой?
__ Что может произойти с природой, если человек будет продолжать свои губительные действия? Просмотр клипа «Мальчик и Земля» Слайд
Природа – друг человека. А с другом, ребята, надо дружить.
Вот об этом мы сегодня и поговорим на нашем уроке. Тема нашего урока: О чём прошептала травинка?»
2. Поговорим
Как-то раз иду я с работы и слышу, как кто-то невидимый с кем-то невидимым громко спорит. Увидев меня, они попросили их рассудить. Ребята, давайте поможем им.

Прошу мне ответить без всякой заминки:
ракета сложней или проще травинки?
Вы скажете сразу: ракета сложнее.
Она и нужнее, она и важнее.
Она состоит из миллиона деталей!
Её миллион человек собирали.
Тогда вам услышать, быть может, в новинку, что сделать нельзя полевую травинку.
Верней, для травинки найдутся детали,
но вы соберёте травинку едва ли.
Вам даже не сделать пустяшной соринки - кусочка от этой зелёной травинки.
Выходит, травинка сложней, чем ракета.
Как просто всё это!
Как сложно всё это!


И кто же, на ваш взгляд, прав? (Ответы детей).
Правильно ребята! У Матушки-Природы нет ничего одинакового или лишнего. Все друг с другом взаимосвязано, имеет свое предназначение и наконец просто красиво. Мы любим нашу прекрасную и благодатную Матушку-Природу за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость ее, за ее бесконечное разнообразие. Но мы, люди, не научились еще Матушку-Природу уважать и беречь. А если мы не будем делать этого, то можем остаться у разбитого корыта. Мы не можем жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей, даже без общения со зверьками и птицами И потом, самое главное, ведь все эти растения, птицы, животные и насекомые – живые. Они чувствуют боль и ласку, они по-своему радуются и огорчаются Они живут
Как вы думаете, ребята, растения умеют разговаривать? Как?
А они разговаривают друг с другом?
А человек может услышать «голос» дерева, цветка или травинки? (Ответы детей).
Ответить на этот вопрос поможет стихотворение. Давайте вместе прочитаем его.
«Цветок». (Читает ребёнок)
Не рви меня! На поле
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю
На солнце и траву.
Мала я – ну и что же?
Все небо надо мной,
И мне присниться может
Огромный шар земной.
О чём говорится в стихотворении? Как по-казахски цветок? На анг.яз.-(Флауэ)
- О чём просит цветок и кого?
«Почему человек разрушает то, что создает природа?
Какие чувства пробудило оно в вашем сердечке?
Поразмышляйте, могут ли цветы улыбаться и плакать?
А что чувствует божья коровка, когда мы ловим её и сажаем в коробочку?
Что чувствует кузнечик, когда мы ловим и рассматриваем его?
Что чувствуют цветы, когда мы рвем их охапками и несем домой? (Ответы детей).
Песня Ю.Антонова «Не рви цветов»

4. Инсценирование
Учитель предлагает детям разыграть сценку
О чем они могут разговаривать? (Ответы детей).
Ситуации (МУЗЫКА)!!!
рыба в Каспийском море плюс капля нефти;
обертка от чупа-чупса плюс цветок;
сломанная веточка дерева плюс птичка;
муравей плюс пачка сигарет;
бутылка из-под напитка плюс ручеек
-лягушка и консервная банка Слайд
Что чувствовали вы в роли того или иного героя?
На какие размышления вас натолкнула вами сыгранная роль?
Что вы поняли? (Ответы детей).
5. Чтение произведений. А.Кузнецов «Деревце»
Молодцы ребята! А сейчас я прочитаю вам историю. Мне кажется, автор подглядел её из жизни. Вы внимательно послушайте .
Посадили дети деревце у дороги. Оно еще маленькое. Принялось деревце и стало расти.
Шел мальчик мимо него, сорвал листик, смял его и выбросил. «Зачем же я сорвал? – подумал он, но тут же успокоился, – а, ничего, что значит один листик! У деревьев листьев много». Шел другой мальчик, сломал веточку и думает: «Что там одна веточка! У деревца их четыре».
Бежала девочка с мячом, бросила его вверх, а он – бух! – прямо на деревце и сломал верхушку.
«Вот плохо, - огорчилась девочка, – ну, ничего, оно не умрет и так. Новая верхушка вырастет!»
Шла коза, отгрызла кусочек коры. Остановился велосипедист, поставил под деревцем велосипед. Оно затрещало.
Шел мальчик с новым ножиком. «Вот, – думает, – сейчас испробую, какой он».
Отрезал веточку. Хороший, острый ножик.
Деревце засохло.
Пришли ребята, которые посадили его. «Что такое? – говорят. – Не хотят расти деревья. Наверное, у нас земля плохая».

А как вы думаете, почему деревце засохло? (Ответы детей).

Ребята! Все мы - дети Матушки-Природушки. И нет, наверное, на земле человека, который бы не любил бы ее, не любовался бы ее голубым, ясным небом, розовым рассветом и багровым закатом, цветущими лесами и садами, благоухающими травами и цветами. Природа всегда нас манит к себе своей красотой, своей величавостью, своей торжественной строгостью. И, спеша на природу, мы часто забываем, что пришли к Матушке-Природе в гости.
Как вы думаете, могут ли растения чувствовать, понимать, любить человека? (Ответы детей).
Да, растение есть растение. Оно не может кричать, как маленький котенок, когда ему наступают на хвост. Растение не может убежать, как собака, когда в него бросают камень. Растение молча просит воды. И так же молча, вспыхнув молодой листвой, травой или цветением, утверждает свое право на жизнь. Растения все понимают и чувствуют.
А это доказали ученые, которые провели необычайный эксперимент с деревом. Они подключили к стволу дерева датчики особо чувствительной аппаратуры и провели такой опыт: заговорили о девушке, которая вырастила деревце, выхаживала его, произносили ласковые, тихие слова, а потом – нарочито грубо и громко стали ее ругать. И здесь случилось самое интересное. В начале эксперимента датчики вычерчивали линию умиротворенную, плавно-волнистую. Затем, когда стали говорить отрицательные слова о девушке, датчики стали рисовать «пилу»! Ученые не поверили своим глазам. Решили сделать по-другому: хвалили громко, ругали тихо. Датчики вдруг «растерялись», затем заработали. Они стали выписывать невообразимую, зубастую «пилу»! Ученые остановили эксперимент. Они уже и не хвалили, и не ругали. Все стояли молча, переглядывались и пожимали плечами.
Как вы думаете, почему все люди стояли молча?
А что они поняли? (Ответы детей).
Вы правильно рассуждаете. Ученые поняли, что дерево сердится, когда они «обижали» девушку, взрастившую дерево. А сейчас я вам хочу рассказать продолжение этой истории. Кто-то из ученых предложил: а что, если эти сверхчувствительные датчики подключит не к дереву, а к человеку, чтобы увидеть, как дерево влияет на человека. Люди согласились на такой эксперимент. И что? Оказалось, стоит нам приложиться ладонями к дубу, как мы получаем заряд бодрости, чувствуем прилив энергии! И наоборот, когда перевозбуждены, получаем успокоение от прикосновения к тополю.
Так что ребята, прикасайтесь чаше к деревьям. Разговаривайте с травами и цветами. Любите все живое в Матушке-Природе. Она обязательно ответит вам своим буйным цветением, роскошными плодами, удивительной преданностью.

Наедине с собой
Учитель предлагает учащимся посмотреть клип, расслабиться, Давайте окунёмся в красоту природы. Клип Красота природы.
- Прислушайтесь.
Что вы чувствовали? (Ответы учащихся).


6. Творим в тетради
Ребята, а вы умеете себя вести на природе?
А вы знаете, как себя вести на природе? (Ответы детей).
У поэта С.Григорьева есть стихотворение «Экскурсия». Послушайте его.
Заметался в панике весь лесной народ:
«Экскурсия! Экскурсия! Экскурсия идет!
В лес привозят школьников –
Целый первый класс –
И начнут охотиться школьники на нас!
«Ш-ша», – шипят друг другу змеи и ужи –
Нынче на дорогу носа не кажи.
Не хотим мы детям никаких обид.
Все равно ударят, скажут: «Ядовит».
Умные сороки скачут и кричат:
«Прячьте, мамы-белки, маленьких бельчат!
Убирайте, ящерки, длинные хвосты.
Закрывайте чашечки, яркие цветы!»
Приезжают школьники не из дальних стран
Стаей невоспитанных диких обезьян.

В лес ходи с товарищем, мой любимый сын.
Только не с экскурсией – лучше уж один.
Будь не слишком прытким – тихо, осторожно
жди, пока улитка переползет дорожку.
-Какое настроение вызвало у вас стихотворение? Почему?
Молодцы, ребята! Мне очень нравятся ваши рассуждения. Действительно, в природе каждое существо – будь то жаба, гадюка, комар – это хозяин. А ты, человек, их гость. А как вести себя в гостях, ты уже знаешь.
Если же мы будем внимательно всматриваться в травы, цветы, стволы и веточки деревьев, то обязательно заметим, что все это наполнено особенной жизнью. В травушке-муравушке кипит жизнь бабочек, жуков, птиц и других разнообразнейших насекомых. Растения для них – дом родной.
Работа в группах (на листочках)
Вам необходимо самостоятельно придумать знак и нарисовать, который говорил бы нам, что нельзя делать , когда находишься на природе? А ребята должны отгадать. С.76 (Пение птиц)
Дети работают индивидуально. Затем, они переходят к коллективному обсуждению этих правил.
Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим очень трудным заданием. Я думаю, что эти правила не останутся у вас только на бумаге. А вы будете придерживаться этих инструкций на деле. Надеюсь, что так и будет.

9. Круг «От сердца к сердцу»

Дети с учителем стоят в кругу «От сердца к сердцу».
Учитель отмечает, что сегодня природа нуждается в защите и заботе, затем предлагает продолжить фразу: «Чтобы помочь природе, я могу ...».

Пообещайте ей помогать и оберегать ее. Пусть энергия нашей благодарности из нашего круга устремится в космос вместе с поднятыми руками.