ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА


Беляева Ольга Павловна - преподаватель специальных дисциплин
Риддерского аграрно-технического колледжа
ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА
В сложившихся современных экономических условиях актуальным является – подготовка высококвалифицированного компетентного специалиста, востребованного на рынке труда.
Современные работодатели желают видеть в выпускнике колледжа следующие качества:
- высокий уровень профессионализма,
-творческое мышление,
-способность самосовершенствоваться,
-ориентироваться в смежных областях деятельности,
-умение работать в коллективе,
-ответственность за выполняемую работу,
-активность и самостоятельность,
-дисциплинированность.
Развитие профессиональных качеств будущих техников - строителей осуществляется в процессе учебной, воспитательной и практической деятельности. Рассмотрим развитие некоторых профессионально важных качеств техника - технолога.
Так, например, развитие проектировочных умений в учебной деятельности осуществляется в процессе выполнения лабораторно-практических занятий и курсовых проектов. Современное производство связано с компьютеризацией проектной и конструкторской документацией, поэтому необходимо осуществлять компьютерную графическую подготовку будущих специалистов. На 2 курсе обучения в колледже изучают дисциплину «Инженерная графика», где студенты получают навыки работы с геометрическими моделями, приобретают знания по правилам выполнения строительных чертежей, осваивают применение программы «Компас».
Полученные знания необходимы для выполнения курсовых проектов по дисциплинам: «Конструкции зданий и сооружений», «Основы расчёта строительных конструкций», «Технология и организация строительно-монтажного производства».
В процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин будущие специалисты овладевают общими принципами и методами проектирования, разработкой проектно-сметной документации.
Во время производственной практики, которая относится к практической деятельности, студенты учатся работать в коллективе, изучают порядок разработки проектно-технической документации.
Подготовка студентов колледжа к проектной деятельности связана с изучением общепрофессиональных и специальных дисциплин, направленных на формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Однако, несмотря на всю значимость профилирующих дисциплин в выполнении дипломного проекта, для наиболее успешного овладения методами проектирования необходимо внедрять элементы проектировочной деятельности уже при изучении общепрофессиональных дисциплин.
Обучение данному виду деятельности должно обеспечиваться межпредметной связью и пронизывать весь процесс проектирования.
3209925222885Строительные материалы и изделия
400000Строительные материалы и изделия
5080222250Конструкции зданий и сооружений
400000Конструкции зданий и сооружений
Межпредметные связи
23800781068270023399754889501270347980Технология и организация строитель- но- монтажного производства
400000Технология и организация строитель- но- монтажного производства
3209925351790Строительные машины и средства малой механизации
400000Строительные машины и средства малой механизации
23431501797050043180001758950107378521971000

Межпредметные связи позволяют построить логическую модель между учебными предметами, что позволяет студентам:
-использовать эти знаний для более полного раскрытия темы по изучаемому предмету;
-решать задачи, содержание которых включает материал двух или нескольких смежных дисциплин.
Например, задача по расчету образования трещин в железобетонных конструкциях (дисциплина «Основы расчёта железобетонных конструкций») позволяет соединить такие предметы, как математику, технологию, механику, конструкции зданий и сооружений.
Практическая работа по закреплению материала по теме «Каменные работы» напрямую связана с темой «Грузоподъемные машины и механизмы» предмета «Строительные машины», а также с предметами «Строительные материалы и изделия».
В колледже процесс подготовки техника - строителя строится на методе сквозного проектирования объектов профессиональной деятельности.
29727772657230center0Конструкции зданий и сооружений
400000Конструкции зданий и сооружений
Сквозное проектирование
178615756320Основы расчета строительных конст -рукций (ОРСК)
400000Основы расчета строительных конст -рукций (ОРСК)

29467421725250
1784350121774Технология и организация строительно-монтажного производства (ТОСМП)
400000Технология и организация строительно-монтажного производства (ТОСМП)

335026012382500227901512446000
32118302540ППР. Организация строительного производства
4000020000ППР. Организация строительного производства
4057659085Технология строительного произ -водства. Технологическая карта
4000020000Технология строительного произ -водства. Технологическая карта

394525516129000173291517858100
178562025596Экономика строительного производства
400000Экономика строительного производства

294674221604700
178689072683Диплом
00Диплом

Метод сквозного проектирования объектов профессиональной деятельности техника-строителя - это многоуровневая и поэтапная система действий по выполнению курсового, а затем и дипломного проекта, основанная на взаимосвязи всех профилирующих дисциплин.
Выделим основные этапы метода сквозного проектирования объектов профессиональной деятельности техника - строителя:
-разработка темы дипломного (курсового) проекта (тематику будущей проектной работы) студенты выбирают совместно с преподавателем уже на втором курсе.
-выбор необходимых условий для реализации проектируемого объекта (климатические факторы района застройки, сейсмичность данного района, подбор соответствующего материала и т.д.).
При выполнении каждого отдельного «сквозного задания» студент при изучении каждой дисциплины формирует необходимые знания, необходимые для выполнения последующих проектов. На каждом этапе студент самостоятельно учится пользоваться научной и справочной литературой, при этом этот процесс рассматривается не только как способность нахождения необходимых справочных данных, но и позволяет устранять определенную неполноту условий при решении проектной задачи.
Основные этапы организация по методу сквозного проектирования:
I этап - мотивационный: необходим для того, чтобы каждый студент ощутил потребность для решения будущих профессиональных задач.
II этап - подготовительный: обучение на данном этапе осуществляется на практических и лабораторных занятиях.
III этап - основной: на этом этапе студент, уже понимая необходимость и значимость знаний,  организует свою курсовую (дипломную) работу во всех многообразных её формах - поисковой, проектной и мыслительной деятельности.
IV этап - самостоятельная работа при выполнении курсового и дипломного проектирования и их защита.
Внедрение данного метода в учебный процесс, организованного с 2008 года, показал, что студенты справляются более успешно с курсовыми и дипломными проектами и более полно осваивают основные приемы проектирования гражданских зданий.
Аннотация
В представленной статье показана роль курсовых проектов по закреплению знаний будущего техника – строителя по всем специальным дисциплинам, необходимых для выполнения дипломного проекта. Сквозное проектирование, принятое в колледже облегчает выполнение дипломного проекта, так как диплом состоит из тех курсовых проектов, которые студенты выполняют с третьего курса первого семестра. Курсовые проекты дают возможность систематизировать у студентов представления о будущей профессии, помогают приобретаются навыки работы со справочной литературой, государственными и отраслевыми стандартами. Межпредметные связи позволяют расширить кругозор студентов, использовать знания для более полного изучения темы по изучаемой дисциплине