Разработка урока по самопознанию. Тема: Учимся беречь природу родного края.

Учитель: Диканова Ажар Кабиевна
Разработка урока по самопознанию
Тема: Учимся беречь природу родного края.
Цель: расширить представление учащихся о ценности природы родного края.
Задачи: формировать умение понимать богатство и красоту природы родного края;
развивать навыки экологической культуры учащихся;
воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.
Оборудование: музыка, презентация, карточки, круги разного цвета, ватман, картинки с изображением цветов, деревьев, птиц, животных, бабочек
Ход урока:
1.Круг радости.
Ребята, я приглашаю всех в наш круг.
Посмотрите друг на друга, пожелайте удачи.

2.Прошу всех пройти на свои места.
Тема нашего урока: «Учимся беречь природу родного края»

3.Беседа:
Чем красива и богата наша природа?
Какие проблемы природы нашего края знаете?
Что нужно делать для того, чтобы сохранить ее красоту и богатство?

4.Целевая установка: Родная природа не вечна, и чтобы сохранить ее красоту и богатство, нужно приложить определенные усилия. Как необходимо беречь природу, что для этого нужно делать? Об этом пойдет речь на уроке.

5.Размышление над ситуацией. (На слайде) Откройте учебник на с.108
А сейчас я предлагаю вам проанализировать ситуацию, правильно ли поступили дети и как бы вы поступили на месте ребят? (В течение 3 минут)

У кого красный круг у вас ситуация №1.
Ситуация1.На прошлой неделе Бахыт и Арман были в лесу. Там они нарвали цветов, наломали веток, оставили после себя кучу мусора, разожгли костёр и забыли его потушить.

У кого зеленый круг у вас ситуация №2.
Ситуация 2. Нурлан и Олег ходили с классом в поход. Уходя, они собрали после себя все бутылочки, пакеты, фантики и другой мусор. Когда они приехали в город, выбросили всё в мусоропровод.

У кого синий круг у вас ситуация №3.
Ситуация 3. Асель увидела на улице котёнка и принесла к себе домой. Когда ей стало скучно с ним играть, она снова выбросила котёнка на улицу.

У кого жёлтый круг у вас ситуация №4. На листах , которые на парте лежат.


Ситуация 4. Дима увидел на улице маленького щенка, который радостно бросился ему навстречу. Мальчик пнул щенка ногой и пошёл дальше.

Обсуждение, выступления ребят.

6. (Вывод на слайде)
Итак, следуя из ваших ответов для того чтобы сохранить красоту природы, нужно ее беречь. Плохое отношение к природе губит ее красоту, и от каждого человека зависит ее благополучие.

7.Упражнение. Внимание на доску.
Прочитайте некоторые советы и придумайте свои советы о том, как нужно беречь природу.

(Слайды)
Не разрушайте муравейники.
Не разоряйте гнёзда.
Зря воду не тратьте.

8.(Ответы детей)
9. (Появляется слайд с этими и другими советами)
Не разрушайте муравейники.
Не разоряйте гнёзда.
Зря воду не тратьте.
Не рвите цветы.
Не рвите траву.
Не рубите деревья.
Не засоряйте родники.
Не оставляйте мусор в лесу.

Посмотрите какие ещё советы нам дают.

10.(На слайде) Итак, что значит беречь природу родного края?
В учебнике на с. 109 прочитаем. ( появляется и на слайде)
Беречь природу родного края – значит относиться к ней ответственно: заботиться о животных и птицах, ухаживать за деревьями и растениями, сохранять чистоту природы.

11.Разминка
Представьте что мы с вами в лесу. Давайте тихо встанем.
Мы с вами входим в лес. (Шагают на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Посмотрели вправо, влево.
(Поворачивают головы)
Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
Наклонились и присели.


12.Откройте учебник на с. 107 (Слайды – Деревья садим возле школы
и картинки девочки с деревцем)
Прочитаем рассказ М.Байгутова. Дерево Алмаса. (Читают ученики)

Беседа:
Почему дерево назвали «деревом Алмаса»?
Хотели бы вы иметь свое дерево? (оставить слайд, где девочки с деревцем)

Что для этого нужно сделать?

13.Творческая деятельность.
Скоро начнется посадка деревьев, цветов во всех уголках нашей большой страны, нашего города Кокшетау, на территории школ.
Давайте с вами озеленим, украсим территорию нашей школы. Посадим клумбы с цветами, траву шёлковую, аллею деревьев, где весело чирикают, поют песни птицы.(Слайды природы до цветка)

( подойти ребятам по несколько человек посадить(наклеить) цветы, другие – траву. Другие – деревья,)

Вот какая прекрасная картина у нас получилась.
Как можем мы ее назвать, придумайте название.

14. Представьте себе на миг, что все эти цветы, деревья, птицы, животные заговорили и обратились с просьбой ко всем людям.

(Вам четверым обратиться с посланием к людям от имени цветов.
Вы четверо от имени деревьев.
Вы четверо от имени птиц.
Вы трое от имени животных.

Обсудите свое послание в группах. (Слайды рисунков от цветка)

15.Выступление групп.



Спасибо всем ребятам, я думаю что все люди услышали эту просьбу. Все мы будем бережно относиться к природе, будем беречь её, красоту и богатство.

Я благодарю всех за урок и приглашаю всех в круг.

(На слайде) Берегите Землю! М.Дудин
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы Берегите Землю! Берегите