Урок по самопознанию на тему: Учимся беречь природу (2 класс)


Интегрированный урок самопознание + музыка во втором классе по теме: «Учимся беречь природу».
Природа – сад, а люди в нем цветы,
не сбережешь её, не будешь счастлив ты.
Народная мудрость
Цель: расширять представление о ценности природы.
Задачи:
- формировать умение понимать природу , видеть её красоту ;
- развивать творческое воображение , фантазию ;
-воспитывать стремление беречь и охранять природу.
Цель по музыке :познакомить с произведениями о природе.
Задачи по музыке :- уметь передавать образ природы в музыке ;- развивать чувство ритма , слух ;
- воспитывать культуру слушания.
Ресурсы : кисти , краски ,по 1 листу с «кляксой» на каждого ребенка, аудиозапись «Вальс цветов» П.Чайковского , «Мотылек» С.Мухамеджанова,
песня «Тропинка»сл.Г.Садыковой , муз.В.Стригоцкого, песня «Не рвите цветы» сл.А.Фадеева , муз.Ю.Антонова.
Круг радости
- Встанем в круг и поздороваемся !Здравствуй , солнце золотое !
Здравствуй , небо голубое !
Здравствуй , вольный ветерок !
Здравствуй , маленький дубок !
Мы живем в родном краю
Я вас всех при-вет-ству-ю ! С древних времен цветы сопровождают жизнь человека. В благодарность за красоту люди наградили их красивыми именами ,создали азбуку цветов. Так, роза – это символ любви , ромашка – символ чистоты , а тюльпан олицетворяет весну. Цветы , как и музыка , помогают нам в жизни , лечат нас от болезней и делают нас добрее.
Легенда о нарциссе.
Рассказчик. Однажды в юношу по имени Нарцисс влюбилась нимфа Эхо. Она не могла сказать ему о своей любви. Эхо повторяла только его последние слова.
Нарцисс. Эй, кто здесь ?Эхо. Здесь! Здесь!
Нарцисс. Иди сюда !Эхо. Сюда! Сюда!
Нарцисс. Скорей , ко мне!
Эхо. Ко мне! Ко мне!
Рассказчик. Нимфа Эхо спешит к Нарциссу , но он отталкивает её от себя. За это богиня любви и красоты Афродита наказывает юношу.
Афродита. Полюби же и ты , Нарцисс. Но пусть тот , кого ты полюбишь , не отвечает тебе взаимностью.
Рассказчик. Нарцисс наклоняется к озеру и влюбляется в собственное отражение.
Нарцисс. О, как ты прекрасен!.. Но , кажется ,я полюбил самого себя?
Рассказчик. Юноша плачет. Соленые слёзы капают в воду, и отражение исчезает.
Нарцисс. О, где ты? Вернись, останься!
Рассказчик. Нарцисс погибает , а на его месте появляется чудесный белый цветок. От него исходит душистый аромат. Нимфа Эхо назвала этот цветок Нарциссом.
Беседа
-Что вам не нравится в поступках Нарцисса?
- Какая динамика голоса Нарцисса и нимфы Эхо?
- Каких людей называют нарциссами?
( Ответы детей ).
Наедине с собой
Аудиозапись «Вальс цветов» П.Чайковского.
Инсценирование движениями рук стихотворения под музыку.
Наши алые цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит , лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки .Тихо засыпают, головой качают.
- Чем отличаются образы цветов в стихотворении и в музыке П. Чайковского?
- Какой инструмент солирует во вступлении «Вальса цветов»?
- Какое настроение вступления?
Цитата урока
Учитель обращает внимание на цитату урока : «Природа – сад, а люди в нем цветы, не сбережешь её – не будешь счастлив ты.» (народная мудрость)
- Как вы понимаете смысл этого выражения ?( Ответы учащихся ).
Исполнение песни
Учащиеся исполняют песню «Тропинка» поэта Г. Садыковой и композитора В. Стригоцкого. В припеве , во время пауз выполняют по 3 хлопка.
- С каким настроением песня рассказывает о насекомых ?- Перечислите героев песни.
- Спойте песню по ролям : жук , паучок , сверчок , гусеница , муравей , божья коровка.
^ Творческая деятельность
Аудиозапись пьесы «Мотылек» С.Мухамеджанова.
- Выполнение задание 1 в тетради. Преобразите необычные «кляксы» в животных или растения.
Домашнее задание
- Выполните задание 2 в тетради. Напишите , как вы с друзьями отдыхали на природе.
Обобщение
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни.
( Д. Родович )- Природа любит тех , кто любит её. Нужно жить в согласии с природой. Беречь её. И тогда вы будете чувствовать себя здоровым, сильным, красивым, счастливым и добрым человеком.
Круг « От сердца к сердцу»
Учитель предлагает встать в круг и повторить за ним следующие слова : Речку, лес, в ромашках луг
Получи в наследство.
Охраняй их , юный друг,
Береги их с детства !Учитель предлагает спеть песню известного российского композитора и певца Ю. Антонова «Не рвите цветы».