Обобщение опыта работы по теме: «Повышение качества знаний обучающихся на основе использования личностно – ориентированного обучения»

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Вейделевский агротехнологический техникум
имени Грязнова Владимира Михайловича»









ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

мастера производственного обучения
по профессии «Хозяйка(ин) усадьбы»
Крикуновой Людмилы Николаевны

по теме:
«Повышение качества знаний обучающихся на основе использования личностно – ориентированного обучения»



















2015 г.

Содержание:
Раздел 1. Информация о педагогическом опыте
Условия возникновения и становления педагогического опыта
Актуальность педагогического опыта
Ведущая педагогическая идея
Длительность работы над педагогическим опытом
Диапазон педагогического опыта
Теоретическая база педагогического опыта
Новизна педагогического опыта
Условия, в которых возможно применение и распространение педагогического опыта
Раздел 2
2.1 Технология педагогического опыта
Раздел 3
3.1 Результативность педагогического опыта
Приложения
1.Приложение №1 – Инструкционно – технологическая карта
2.Приложение №2 - Опорный конспект
3. Приложение №3 – Технологическая карта
4. Приложение №4 – Контрольная работа
5. Приложение №5 – Тесты
6. Приложение №6 – Индивидуальный опрос
7. Приложение №7 – Презентации занятий
8. Приложение №8 – Разработка конкурса профессионального мастерства
9. Приложение №9 – Правила при показе действий
10. Приложение №10 – Правила необходимые при применении метода наблюдения
11.Приложение №11 – Правила при объяснении учебного материала
12.Приложение №12 – Правила рационального проведения беседы
13. Приложение №13 – Правила использования проблемного метода
14. Приложение №14 - Методическая разработка урока









Раздел 1. Информация о педагогическом опыте

Сегодня, когда выпускникам учреждений начального профессионального образования приходится сталкиваться с конкуренцией на рынке труда, всё более актуальным становится повышение качества профессиональной подготовки.
В настоящее время в профессиональном обучении сложились благоприятные условия для внедрения в учебный процесс личностно-ориентированных технологий, так как с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты возросло количество часов на самостоятельную работу, появилась возможность формировать  учебные планы с учетом интересов  обучающихся.

Условия возникновения и становления педагогического опыта
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня знаний обучающихся в учебно–производственной деятельности. По итогам диагностики коэффициент качества знаний составил - 30 %. На основе единых общественных условий и принципиально единых воспитательных воздействий у обучающихся проявляются многие одинаковые качества. С другой стороны, дифференцированные условия развития (особые интересы, склонности, способности, особенности воспитания, обучающиеся, окончившие разные школы) приводят к различным предпосылкам и стремлениям. . Индивидуальный подход к каждому обучающему, учитывающий его мотивацию, интересы, способности, психологические особенности, накопленный опыт, является  одним из основных требований к личностно-ориентированному обучению.

1.2 Актуальность педагогического опыта
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. «Личностно ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно–воспитательного процесса» [31].Содержание личностно ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление. «Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие реальности, и, следовательно, никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а подчас и инициатором любого процесса своего образования»(22). Ориентированная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий, (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности. Подход в обучении сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних, слабых. При этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии). «В настоящее время разрабатывается иной подход к пониманию и организации личностно ориентированного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом» [8].

1.3 Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения качества знаний обучающихся посредством использования личностного ориентированного обучения, которое помогает каждому обучающемуся, с учетом имеющегося у него опыта познания, совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

1.4 Длительность работы над педагогическим опытом
Работа над опытом охватывает период с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным, до момента выявления результативности опыта. Работу можно разделить на три этапа.
1. этап -2009г. – 2010 г.
(начало опыта работы в сформированной группе обучающихся, выбор диагностического материала, выявление уровня подготовки обучающихся)
2. этап – 20010г.- 2011г.
(накопление диагностического материала, внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения, выстраивание педагогического воздействия на основе субъектного опыта обучающегося)
3.этап – 2011г. – 2012г.
(создание условий для проявления познавательной активности учеников, диагностика успеваемости, как подтверждение результативности опыта).

1.5 Диапазон педагогического опыта
Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы мастера по развитию практических навыков, творческой самореализации обучающихся во время учебной и производственной практики.

1.6 Теоретическая база педагогического опыта
На основании исследований в области педагогической психологии Ливерпульского университета Эдварда Стоуна родился данный опыт. Из советских исследований, им используются работы таких ученых как А.Р.Лурия, П.Я.Гальперина, касающиеся умственного развития детей. Стоун выступает как прогрессивный психолог, как гуманист, стоящий на страже интересов детей, верящий, что все нормальные дети могут успешно обучаться.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ э ЛОО внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.)
И.С.Якиманская пришла к выводу, что любое обучение можно считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. Полемизируя с основоположниками развивающего обучения, по мнению которых источник развития лежит вне самого ребенка в обучении, И.С. Якиманская утверждает, что каждый ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта «...прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации» (4)
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:
- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого обучающегося;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование обучающегося к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы обучающийся имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
- необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения т.е. тех транс- формаций, которые осуществляет обучающийся, усваивая учебный ма- териал;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства) [2; 19].
  Кроме научных знаний, в содержание образования включаются “метазнания” (И.С. Якиманская), т.е. методы и приемы познания, знания о том, как прорабатывать учебный материал. Для реализации принципа субъектности необходима постоянная диагностика, притом не только интеллектуального развития обучающегося, но и духовного и общего развития, потому что целью обучения выступает развитие индивидуальности. Без такой диагностики личностно-ориентированное обучение невозможно.  
На основе разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, исходим из следующих ключевых позиций повышения качества знаний обучающихся.
- необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
- вокруг обучающегося «выстраивать окружение» из явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;
- обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
- постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);
- целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
- обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую деятельность;
- большое внимание уделять качественным задачам;
- использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
- постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;
- создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;
- необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;
- расширять спектр личностного выбора обучающегося;
- способствовать развитию позитивной «Я-концепции» обучающегося и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.

1.7 Новизна педагогического опыта
Новизна опыта заключается в комбинации элементов следующих технологий:
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. );
Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
Игровые технологии;
Технологии развивающего обучения;
Проблемное обучение;
Технологии уровневой дифференциации;

1.8 Условия, в которых возможно применение и распространение педагогического опыта
Применение и распространение педагогического опыта возможно при использовании различных технологий, комбинировании их, методы и приемы которых соответствуют следующим требованиям:
- диалогичность;
- деятельно – творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося;
- предоставление обучающемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Раздел 2

2.1 Технология педагогического опыта.
Целью педагогической деятельности является развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- направить свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно ориентированного образования с использованием эффективных методов и приемов;
- создать условия для реализации личностно – ориентированного подхода;
изучение личности обучающегося в образовательном процессе;
-содействовать интеллектуальному расту обучающегося;

Средства достижения  этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы;
стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
использование дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение обучающегося за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других обучающихся в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения обучающегося.

Основные принципы обучения
Принципы
Осуществляются

Обучение на уровне требований передовой техники производства.
Глубоким знанием научных основ производства. Применение в учебном процессе наиболее современных машин и механизмов, передовых технологических процессов и способов труда.

Обучение на основе производительного труда.
Строгим соблюдением программ производственного обучения. Выполнением производственных общественно-полезных работ в процессе обучения. Сочетанием обучением в учебных цехах, мастерских, на участках с участием производства.

Наглядность обучения.
Проведением экскурсий, показом технологических, трудовых процессов и их элементов, демонстрацией кинофильмов, образцов моделей, макетов, схем, чертежей и т.д. Постоянным пополнением учебных кабинетов наглядными пособиями и совершенствованием методов их использования.

Систематичность и последовательность в обучении.
Строгим соблюдением системы обучения по программе. Постоянным переходом от известного материала к неизвестному, от простых работ к сложным. Правильным подбором упражнений и учебно-производственных программ и заданий.

Доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.
Продуманной дозировкой учебного материала. Применение разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала и оказанием своевременной помощи обучаемым. Установлением для обучаемых норм времени в зависимости от периодов обучения.

Прочность усвоения знаний и навыков.
Ярким, доходчивым и запоминающимся объяснением и показом. Систематическим повторением и постепенным усложнением изучаемого материала, подачи его в различных сочетаниях. Максимальной активностью и самостоятельностью обучаемых в выполнении ими заданий.

Основные подходы личностно-ориентированного образования
Разноуровневый подход  ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного обучающемуся. Различия основного количества обучающихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего, ко времени, необходимому обучающемуся для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления группы (коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном).
Дифференцированный подход  выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход  распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход  отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Организация учебно - воспитательного процесса основана на использовании разнообразных форм и методов производственного обучения, применяемых средств и приёмов, которые позволяют раскрыть  потенциал обучающих.
  Учебный материал не может быть одинаковым для всех обучающихся. Обучающемуся надо дать возможность выбрать то, что соответствует его субъектности при изучении материала, выполнении заданий, решении задач. В содержании учебных заданий возможны и допустимы противоречивые суждения, вариативность изложения, проявление разного эмоционального отношения, авторские позиции. Обучающийся не заучивает обязательный материал с заранее заданными выводами, а сам его отбирает, изучает, анализирует и делает собственные выводы. Упор делается не на развитие только памяти обучающегося, а на самостоятельность его мышления и самобытность выводов. Считаем, что в основе обучения лежит признание индивидуальности, самобытности и самоценности каждого обучающегося. Исходя из этого, поэтапно планируются уроки производственного обучения. На первых урока у обучающихся складываются общие представления об избранной профессии при посещении предприятий общественного питания. Поэтому для экскурсии выбираются новые современные предприятия, чтобы закрепить интерес к выбранной профессии.
В первые месяцы производственного обучения, которые проходят в мастерских техникума, основной  формой производственного обучения является фронтальная работа. Она заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме мастер производственного обучения проводит единый вводный инструктаж, объясняя особенности работы, предупреждает о типичных ошибках; коллективно обсуждаются причины неудач и ошибок, выполненные  изделия  сравниваются с образцами. Такая коллективная работа обучающихся способствует восприятию одними учащимися удачных приемов у других и поиску выхода из затруднения за счет обмена опытом. Здесь необходимо дать обучающимся возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создает ситуацию успеха, развивает у учащихся познавательный интерес, чувство удовлетворенности своей работой. И здесь мастер уделяет особое внимание налаживанию психологической совместимости, созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения. Проявляя наблюдательность и педагогический такт, мастер ровно и одинаково доброжелательно относится ко всем.
На втором году производственного обучения занятия предполагают работу в парах. Комплектуются пары с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в паре, обучающиеся могут помогать и обсуждать задание, проверять и оценивать работу. Это развивает у них взаимопомощь, поддержку и терпимость. Работой группы на занятии руководит обучающийся (старший), эти функции выполняются поочерёдно, что соответствует реалиям трудовой жизни, когда необходимо и руководить,  и подчиняться. Все работают под контролем мастера, который помогает разрешить тупиковые или проблемные ситуации. Это создаёт атмосферу сотрудничества и духа взаимопомощи. При этом мастер контролирует работу в парах и отмечает индивидуальные результаты каждого.
 Дифференцированные задания, применяемые на уроках производственного обучения, предполагают подход к учащимся в соответствии с их уровнем знаний (ниже среднего, средний, выше среднего). Основная сложность состоит в том, что необходимо для каждой микрогруппы найти оптимальную степень трудности материала, обеспечить условия для развития и саморазвития каждого обучающегося.
  Задания первого уровня предполагают работу с инструкционно-технологическими картами (Приложение №1) или опорными конспектами
( Приложение № 2). Обучающиеся последовательно приготовляют блюдо  и составляют технологические карты на него. Задания второго уровня предполагают работу по знаниям, полученным по специальным дисциплинам. Обучающиеся готовят самостоятельно, согласно сборникам рецептур, инструкционно-технологических карт, и восстанавливают технологию приготовления путем заполнения технологических карт (Приложение №3) Задания третьего уровня предполагают работу самостоятельного выполнения по приготовлению  блюда. Обучающиеся демонстрируют свои творческие и эстетические способности, умения принимать решения и анализировать производственную ситуацию
  Для проверки знаний и умений обучающихся используются задания повышенной и пониженной сложности (контрольные работы (Приложение №4), тестовые задания (Приложение №5), индивидуальные опросы (Приложение №6).
На третьем курсе производственного обучения, необходимо требовать от обучающихся строгого выполнения установленной технологии и воспитание творческого интереса  к работе. Сущность его заключается в умении обучающихся самостоятельно выполнять новые задания. В ходе уроков учащиеся находят оригинальные решения для украшения блюд, применяя методы карвинга или современные правила подачи блюд. Это воспитывает у них  веру в свои возможности, стремление к совершенствованию, готовит к решению сложных профессиональных задач.
Знать все о продовольственных товарах, правилах определения качества, упаковке и хранении, повысить общую профессиональную культуру будущим специалистам помогают занятия «Товароведение пищевых товаров», организованные на первом году обучения. Для того чтобы обучающиеся лучше усвоили материал урока, применяется большое количество средств обучения: плакаты, вырезки из журналов, рекламные буклеты, видеофильмы и презентации по темам (Приложение № 7)
В техникуме стало традицией ежегодно проводить конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся выпускных групп. (Приложение №8) Цель конкурса – выявление уровня и качества подготовки выпускников, совершенствование профессиональной подготовки, повышение престижа рабочих профессий среди молодежи. Участники конкурса демонстрируют теоретическую подготовку, профессиональные умения и навыки при выполнении практических заданий, использовании оборудования, применении рациональных приемов и методов труда, проявляя творчество в работе, культуру труда.
Это мероприятие, несомненно, стимулирует обучающихся к профессиональному развитию, позволяет всем участникам совершенствовать свои профессиональные умения и навыки, а также выявлять более одаренных обучающихся.
В техникуме ежегодно проводятся  мероприятия посвященные празднованию Масленицы, что помогает развитию творческого начала у обучающихся. Сами учащиеся готовят блины сладкие блюда и конфеты. Мастер направляет творческую инициативу обучающихся, подсказывает идеи, предоставив максимум самостоятельности.
Внеклассная работа помогает  в изучении индивидуальных  способностей обучающихся и формирует их личностные качества. Благодаря подобным внеклассным мероприятиям группа сплачивается, усиливается профессиональная мотивация обучающихся.   
Из вышесказанного следует, что для создания личностно-ориентированного взаимодействия мастеру необходимо верить и доверять ученикам, стимулировать и поддерживать их стремление к саморазвитию.
Содержание личностно-ориентированной технологии обучения зависит от эффективности организации производственного обучения в условиях учебной мастерской, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки  обучающихся. Основой дидактической и методической организации практического обучения является законченная по содержанию единица. Этой единицей может быть тема, характерная трудовая деятельность, учебное или рабочее задание. Единицы обучения составляются в зависимости от цели, содержания и имеющихся условий как полноценный учебный процесс. В начале учебного дня обучающимся напоминают, что они усвоили накануне, сообщают, что им надлежит изучить сегодня и как они достигнут этой цели. В конце целесообразно подвести итоги, независимо от того, выполнено намеченное или нет.
Выбор организационной формы определяется ее эффективностью для формирования прочных знаний, умений и возможностью обучения с учетом необходимых технических, технологических требований и требований техники безопасности труда. Наиболее часто применяется индивидуальная форма. Процесс формирования практических умений и навыков проходит у обучающихся различно поэтому и упражнения эффективны только тогда, когда мастер учитывает индивидуальные особенности обучающегося.
Групповые формы используются, когда для нескольких обучающихся основой для упражнений являются единые или общие рабочие задания. Это эффективно, если мастеру удается стимулировать деятельность обучающихся с помощью соревнования между группами и если обучающиеся в группе помогают и поддерживают друг друга.
В практическом обучении автор применяет в первую очередь методы, служащие непосредственно усвоению трудовых умений - методы упражнений (трудовой, учебно трудовой, тренировочный). Для обеспечения систематичности упражнения целесообразен методический подход по предметной, операционно – комплексной и операционно – технологической системам. Мастер производственного обучения применяет: демонстрацию, наблюдение, объяснение, беседу, проблемный метод и другие которые обеспечивают также и воспитательное действие. При выборе метода автор опыта исходит из цели, содержания и дидактических задач. Следует учитывать как возможности обучающегося, так и материально – технические условия. (Приложение №9).
С помощью анализа трудовой деятельности можно определить отдельные части упражнений и их последовательность. Это отражено в системах производственного обучения. При предметной системе выбираются предметы, изделия, изготовление которых требует соответствующей плану трудовой деятельности. Используется операционно-комплексная система, при которой отрабатываются отдельные рабочие операции, затем они закрепляются в небольших комплексах, после чего с помощью постепенно усложняющихся комплексных заданий объединяются в крупные комплексы, включающие выполнение производственных заданий.
Для успешных упражнений обучающимся необходим точный, живой и наглядный пример изучаемой деятельности. При показе необходимо соблюдать правила (Приложение №10). Важно заранее указать обучающимся на типичные ошибки и сообщить способы их предотвращения. Ошибочные действия при этом показывать не следует.
Способность к наблюдению – важное качество развивающейся личности, не обходимое для учения и труда. В таких случаях рекомендуется ставить задачу конкретно. Результат наблюдения излагается письменно. При применении метода наблюдения рекомендуется соблюдать правила (Приложение №11).
Без живого слова невозможно успешное инструктирование. Объяснения необходимы для понимания обучающимися значения, содержания и идеологической нагрузки задания, последовательности его решения, организации. Объяснение должно длиться несколько минут, чтобы полностью сохранить внимание обучающихся. Ясли необходимо объяснять в дальнейшем, то их надо чередовать с применением других методов, например проблемной беседы. При объяснении следует применять правила (Приложение №12).
Беседа способствует развитию мышления и активизации обучающихся с помощью вопросов. Вопрос надо ставить так, чтобы он пробуждал обучающихся к творческой работе. Необходимо избегать альтернативных вопросов («да – нет», «вниз – вверх»). Предоставлять обучающимся достаточное время на обдумывание ответов. Оращаться с вопросами ко всем обучающимся, а спрашивать одного.
Для рациональной беседы рекомендуется соблюдать правила (Приложение №13).
Проблемный метод помогает развитию профессионального мастерства квалифицированного рабочего. Для проблемного метода характерны фазы:
1.Постановка проблемы.
2.Выдвижение гипотез, обсуждение возможных решений.
3.Решение проблемы и понимание нового знания всеми обучающимися. Обоснование «почему», « по какой причине», «как». При использовании проблемного метода рекомендуется соблюдать следующие правила (Приложение №14)
Используемые средства обучения в образовательном процессе
Раздаточный материал:
- тестовые задания;
-карточка – задания для индивидуальной и дифференциальной работы;
- тематические перфокарты для индивидуальной работы;
-медиа – ресурсы (презентации тематические);
- профильные печатные издания;
- коллекция творческих работ обучающихся;
- ИКТ;
Технология применения форм, методов и средств учебно- воспитательной работы частично представлена в разработках уроков (Приложение № 15).

Раздел 3

3.1 Результативность педагогического опыта
В государственных стандартах начального профессионального образования на профессии предусмотрены соответствующие уровни (1, 2, 3) усвоения конкретных учебных элементов. Поскольку не все обучающиеся обычно усваивают учебные элементы на предусмотренном уровне, контроль качества усвоения знаний проводится как на запланированном, так и на предшествующих планируемому уровнях. Такая постановка контроля позволит установить фактические (достигнутые) уровни усвоения учебного материала теми обучающимися, которым не удалось достигнуть должного уровня знаний, умений и навыков и на этой основе внести необходимые коррективы в учебную деятельность. Последовательная проверка усвоения учебного материала на всех трех уровнях дает возможность достаточно точно определить степень усвоения материала каждым обучающимся, что дает определенные положительные результаты в работе.
Мониторинг качества знаний за период педагогического опыта
2010- 20 11год - (44%)
2011- 2012 год - (50%)
2012- 2013 год - (55%)
Полученные результаты итоговой аттестации позволили отразить динамику качественной успеваемости обучающихся в учебном процессе.
Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующий вывод: применение личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе способствовало повышению уровня качества знаний обучающихся.

Приложение№1

















Приложение №2
Опорный конспект
Товароведная характеристика сливок

СЛИВКИ -
Наиболее жирная часть молока. Получают путем сепарирования молока.
Химический состав близкий молоку: жира 10-58% ;2,4-3% белков; 3-4,4% углеводов;0,4-0,6 углеводов, минеральные вещества, витамины А,D,Е,РР.
Рекомендуют сливки при язвенной болезни желудка. Энергетическая ценность –в 100 гр 20% сливках 207 ккал.
Ассортимент сливок.
В зависимости от молочного сырья:
Нормализованные и восстановленные (из сухих сливок), рекомбинированные (из смеси молока и сливочного масла) и сливки их смесей.
От режима тепловой обработки:
Пастеризованные, стерилизованные(10% жирности) и обработанные УВТ
( 10% жирности)
Требования к качеству
Внешний вид – однородная непрозрачная жидкость
Консистенция – однородная ,вязкая, без хлопьев белка и комочков жира
Вкус и запах – характерный для сливок с привкусом кипячения. Для восстановленных сливок – сладковатый – солоноватый привкус.
Цвет – белый с кремовым оттенком.
Упаковка, хранение
Хранят во флягах, бумажных пакетах с полимерным покрытием. Хранят сливки пастеризованные и УВТ до при Т= (4-+2) 36 часов, стерилизованные УВТ до25 суток




















Приложение № 3
Технологическая карта

















Приложение №4
Контрольная работа
«Технология кулинарного приготовления пищи и контроль качества блюд»
Вариант №1.
1.Механическая, кулинарная обработка овощей.
2. Приготовление полуфабрикатов из рыбы.
3. Пищевые вещества и их назначение. Белки, витамины.
Вариант №2.
1.Механическая кулинарная обработка рыбы.
2.Приготовление полуфабрикатов из овощей.
3. Пищевые вещества и их назначение. Углеводы, минеральные вещества.


Тест. Найти соответствие. Приложение №5
1 Гигиена -
1 – вещества, которые должны обязательно поступать пищей

2 Нутрициология -
2 несколько часов

3 Человек не может прожить без воды более
3 химические вещества в составе пищевых продуктов, которые организм использует для построения, обновления тканей

4 Физиология питания -
4 - переедание, нездоровая пища, неправильное питание, врожденные заболевания.

5 Незаменимые вещества (эссенциальные)
5- макронутриенты

6 Незаменимые углеводы, поступающие с пищей
6 невосприимчивость к заболеваниям

7 Линоливая, линоленовая кислоты
7 лечебный рацион питания больного человека

8 Иммунитет -
8 глюкоза

9 Микронутриенты
9 незаменимые пищевые жиры, поступающие с пищей

10 Период истощения аминокислот в организме
10 кальций


17 витамины и минеральные вещества

11 13 часов
11 распределение пищи в течении дня по времени, калорийности, и объему

12 основные пищевые вещества: белки, жира,
углеводы
12 наука о пище, пищевых и других компонентах продуктов питания, об их действии и взаимодействии, роли в поддержании здоровья или в возникновении заболеваний , о процессах потребления, усвоения, переноса, утилизации ,выведения из организма различных веществ.

13 Режим питания -


14 –Нутриенты-
13 5-7 суток

15 Факторы риска заболевания человека при неправильном питании
14 изучает влияние пищи на организм человека, устанавливает потребность человека в пищевых веществах, определяет оптимальные условия переваривания и усвоения пищи в организме.

16 Дольше всех «живет» в костях
15 –наука о здоровье человека, изучающая влияние внешней среды на его организм

17 Диета -
16 Период истощения углеводов в организме


Приложение №6
Индивидуальный опрос обучающегося

Тема: «Обработка мяса и мясных продуктов, птицы и дичи»
Состав мяса Ответы:
белки - (14,5 -23%;)
Жиры - . (2-37%)
Минеральные вещества – .(0,5-1,3%)
Витамины – .(А D РР и гр. В)
Ткани мяса
Соединительная – .?
Ответ: неполноценные белки (коллоген, эластан) – показатель качества мяса.
Чем больше соединительных тканей, тем мясо ...?
Ответ: (более жесткое).
Мышечная (мускульная) – ......?
(полноценные белки)
Жировая ткань – улучшает .....?
(качество и вкус).
Костная ткань – близкая по составу к ..?
Ответ: (к коллагену)
Органолептический контроль доброкачественности мяса
По упитанности мясо:
Говядина, козлятина и баранина бывает (1 и 11категории)
Телятина – ... (1 категории)
Свинина – . (мясная, обрезная, жирная)
Доброкачественное мясо
Корочка – (сухая)
Цвет – (от бледно – розового до красного)
Консистенция – ... (плотная, эластичная)











Приложение№7
Презентации уроков.

13 EMBED Msxml2.SAXXMLReader.5.0 1415


























Приложение №8
Конкурс профессионального мастерства











Конкурс по профессии «Хозяйка(ин) усадьбы, (повар)»
Цель конкурса:
1.Совершенствование профессиональной подготовки.
2. Показать на примере необходимость, важность приобретенных навыков и умений по профессии.
3.Усилить интерес обучающихся к избранной профессии.
4.Ознакомить с передовыми методами и приёмами труда.
Развивающие: создать условия для развития воображения и творческого мышления; развивать навыки групповой работы.
Воспитательная: воспитывать в себе ответственность и уверенность при выполнении производственных работ.
Оборудование и материалы:
Доски разделочные и ножи для овощей и мяса, инструкционная документация;- оборудование, инвентарь, посуда, сырье, критериев оценки.
Порядок проведения конкурса
Конкурс состоит из 2-х этапов
Первый этап – теоретическая часть, включает выполнение тестовых заданий по предметам: «Оборудование», «Технология » «Микробиология»
Время выполнения 1 час.
За каждый правильный ответ вопроса теста – 1 балл.
Максимальная оценка в баллах баллов.
Вопросы теста прилагаются.
Второй этап – практическая часть. При выполнении практического задания всем участникам конкурса предоставляются равноценные рабочие места. Общая оценка практического задания складывается из оценок составляющих его элементов: качество работы, выполнение трудовых приемов и операций, норм времени, соблюдение правил техники безопасности. Основными критериями оценки практического этапа конкурса являются:
Критерии практической части конкурса
« Хозяйка (ин) усадьбы ( повар)»
1.Выполнение технологических условий;
А - 3 баллов
Б - 2 баллов
В - Готовность изделия к сдачи – 5 балла
Всего – 10 баллов
2.Эстетическое выполнение (внешний осмотр)
А - 3 балла
Б - 2 балла
3.Время выполнения:
5часов – 15 баллов
6часов – 10 баллов
Организация рабочего места - 5 баллов
Оформление блюда - 10 баллов
Внешний вид - 5 баллов
Техника безопасности - 5 баллов
Оценка компетентности - 5 баллов
Итого – 80 баллов
Первый этап – теоретическая часть.

ТЕСТ №1 предмет «Микробиология» Найти соответствие.
1 Гигиена -
1 – вещества, которые должны обязательно поступать пищей

2 Нутрициология -
2 несколько часов

3 Человек не может прожить без воды более
3 химические вещества в составе пищевых продуктов, которые организм использует для построения, обновления тканей

4 Физиология питания -
4 - переедание, нездоровая пища, неправильное питание, врожденные заболевания.

5 Незаменимые вещества (эссенциальные)
5- макронутриенты

6 Незаменимые углеводы, поступающие с пищей
6 невосприимчивость к заболеваниям

7 Линоливая, линоленовая кислоты
7 лечебный рацион питания больного человека

8 Иммунитет -
8 глюкоза

9 Микронутриенты
9 незаменимые пищевые жиры, поступающие с пищей

10 Период истощения аминокислот в организме
10 кальций


17 витамины и минеральные вещества

11 13 часов
11 распределение пищи в течении дня по времени, калорийности, и объему

12 основные пищевые вещества: белки, жира,
углеводы
12 наука о пище, пищевых и других компонентах продуктов питания, об их действии и взаимодействии, роли в поддержании здоровья или в возникновении заболеваний , о процессах потребления, усвоения, переноса, утилизации ,выведения из организма различных веществ.

13 Режим питания -


14 –Нутриенты-
13 5-7 суток

15 Факторы риска заболевания человека при неправильном питании
14 изучает влияние пищи на организм человека, устанавливает потребность человека в пищевых веществах, определяет оптимальные условия переваривания и усвоения пищи в организме.

16 Дольше всех «живет» в костях
15 –наука о здоровье человека, изучающая влияние внешней среды на его организм

17 Диета -
16 Период истощения углеводов в организме


Ответы:
1
2
3

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

15
12
13
14
1
8
9
6
17
2
16
5
17
3
4
10
11


Тест №2 «Механическое оборудование»
1 Основные части и детали машин – .., ., .., ., .
2. Виды передач -
3. Основной рабочий орган в мясорубке.
4. Назначение винтовых нарезов на внутренней поверхности рабочей камеры мясорубки.
5. Какие параметры входят в техническую характеристику механических машин?
6.Каковы причины некачественной рубки мяса в мясорубках?
9.Перемешивание фарша в фаршемешалках обеспечивают ..
10. Рабочими органами мясорыхлителя служат ..
12.Назначение бункеров в котлетоформовочной машине МФК -2240, что обозначает цифра в марке машины?
13. Как располагают рыбу, чтобы обработать ее рыбоочистителем?
15.Какие приспособления обеспечивают безопасную работу на рыбоочистительной машине РО-1М
16. Назначение решетки в загрузочном бункере просеивательной машины МПМ -800
17. Каким образом удаляются из муки ферромагнитные частицы?
18.Что представляет собой рабочий орган тестомесительной машины?
19. Сменные инструменты МВ от чего зависят?
Тест №3. «Технология»
Ответить на вопросы:
Виды простой нарезки
Фигурная нарезка моркови
Размер нарезки «соломка»
Применение нарезки «бочонки»
Как получить нарезку «спираль»
Форма нарезки капусты
Использование нарезки лук в виде колец
Размер нарезки «крошка»
Перечислить корнеплоды
Нарисовать формы нарезки «кубики», «дольки»

Второй этап – практическая часть
Цель:
- Закрепить практические умения и навыки по приготовлению и оформлению вторых блюд из рубленого мяса и котлетной массы.
Учащиеся, работая в микрогруппах, планируют и выполняют учебно-производственную работу - приготовление вторых блюд из мяса: котлеты рубленые, зразы рубленые, бифштекс натуральный рубленый.
Оценка компетентности обучающегося ( по 1 баллу за умение)
- Профессиональная компетентность: готовить изделия из рубленого мяса и котлетной массы а также оформлять блюда в банкетном исполнении.
- Коммуникативная компетентность: умение сотрудничать, использовать личный опыт, обсуждать проблему, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.
Информационная компетентность: умение самостоятельно искать, исследовать, отбирать и преобразовывать нужную информацию, анализировать, делать выводы, развивать воображение, видеть причинно-следственные связи.
- Учебно-познавательная компетентность: осуществлять самоконтроль.
- Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои ошибки, критически оценивать результаты своей деятельности, развивать свои способности.


Приложение №9
Правила при показе действий упражнения

Правила мастера
Деятельность обучающегося

1.Показать всю изучаемую деятельность в нормальном темпе.
Представление рабочих приемов и движений во взаимосвязи

2.Показать рабочее действие замедленно, делая остановки в особо характерных местах
Наблюдение и мыслительное подражание

3.Особенно важные и сложные элементы повторить и показать отдельно
Наблюдение и мыслительное подражание.

4.Еще раз или два проделать рабочее действие в нормальном темпе
Мысленное воспроизведение

5.Поручит одному или двум учащимся повторить показанные приемы
Наблюдение и мыслительное
воспроизведение

6.Потребовать от обучающихся воспроизведения показанного
Практическое воспроизведение


Приложение № 10
Правила применения метода наблюдения

Правила мастера
Деятельность обучающегося

1.Поставить определенную задачу наблюдения
Запись и изучение задачи наблюдения

2.Проверить,все ли поняли задачу
Повторение сущности задачи своими словами

3.Дать указание, что и как надо наблюдать. Проверить понимание
Составление плана наблюдения

4.Проконтролировать деятельность
Ответить на вопросы мастера

5.Прверить результаты наблюдения. Оценить их
Самокритичная оценка наблюдений


Приложение №11

Правила применения метода «объяснения» учебного материала

Правила мастера
Деятельность обучающегося

1.Сообщить ,что будет объясниться (например, с помощью постановки проблемы)
Запись и изучение задач объяснения. Уяснение основной проблемы

2.Назвать основные структурные элементы объяснения – его план
Запись главных моментов (плана объяснения)

3.Объяснить ясно ,логично наглядно и последовательно. Опираясь на известное
Запись основных моментов в конспект

Повторить главное. Поставить вопросы. Выразить мнение. Установить причины и сделать выводы.
Ответы на вопросы мастера. Формулировка собственных выводов

5. Сделать заключение, например в форме правила и основного положения
Запись заключения. Вопросы к мастеру по уточнению непонятного




Приложение №12
Правила рационального проведения беседы

Правила мастера
Деятельность обучающегося

1.Поставить вопрос. Сделать его наглядным с помощью рисунка, плана, чертежа
Понять сущность вопроса, его ключевые слова

2.Вести беседу, связывая ее «красную нить» с помощью других вопросов
Продумывание своих ответов, анализ ответов других учащихся

3.Сформулировать результат беседы или поручить его обучающемуся
Запись основных выводов




Приложение №13

Правила применения проблемного метода

Правила для мастера
Деятельность учащегося

1.Поставить проблему или дать указания к ее постановке
Записать своими словами сущность проблемы

2.Показать взаимосвязь проблемы с известным материалом
Краткая формулировка связи

3.Предложить выдвинуть гипотезы для решения проблемы
Выдвижения гипотез

4.Предложить сформулировать пути решения проблемы
Выдвижение предложений с помощью анализа, синтеза, умозаключений

5.Предложить разработать решение проблемы. Направить процесс поиска
Коллективная, групповая или индивидуальная поисковая деятельность

6.Обсудить предложенные варианты решения
Формулирование и защита решения

7.Сделать общий вывод о правильном решении
Запись решения проблемы




















Приложение №14
УРОК [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Механическая кулинарная обработка овощей и грибов  ЦЕЛИ:  Образовательная:   формирование и развитие профессиональных умений и практических навыков по организации рабочего места, обработке и нарезке овощей, использованию инструментов, посуды, оборудования. Умение работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся.  Воспитательная:    Содействовать формированию самостоятельности,    экономично расходовать сырье, электроэнергию, бережно   относиться к оборудованию, соблюдать правила т/б. Развивающая:         Способствовать  формированию технологического и    образовательного мышления,  развитию коммуникативных качеств, общению без которых невозможно, распределение деятельности учащихся в группе и взаимопонимание между ними. Развитию  умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках производственного обучения. Педагогические технологии  
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);
Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций. Форма организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная Материально-техническое оснащение урока:   Плакат; инструкционная карта; сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для п.о.п.; таблица – нормы отходов овощей; раздаточный материал. Инструменты, инвентарь: доски разделочные и ножи с маркировкой «ОС» (овощи сырые), коренчатый, карбовочный нож для фигурной нарезки овощей, поднос, кастрюли, посуда для отпуска и другой инвентарь, производственный стол. Сырье: клубнеплоды и корнеплоды. Требования к выполняемой работе: 1.    правильная организация рабочего места. 2.    соблюдение последовательности технологического процесса при очистке и нарезке овощей. 3.    соблюдение правил техники безопасности. 4.    соблюдение правил санитарии и гигиены.




План. I.    Организационный момент  (постановка познавательной задачи). II.    Вводный инструктаж (инструктаж о последовательности работы). III.    Этап актуализации знаний (текущий инструктаж). IV.    Этап закрепления учебной информации. V.    Этап формирования  умений и навыков  (раздача необходимого материала по группам, знакомство с материалом, планирование работы в группе - самостоятельная работа). VI.    Оценка результатов урока, подведение итогов (заключительный инструктаж). VII.    Рефлексия. Ход урока. I.    Организационная часть (7-10 мин.). 1.    Проверить явку учащихся на производственное обучение. 2.    Проверить внешний вид учащихся, личную гигиену. 3.    Мобилизация внимания учащихся. II.    Вводный инструктаж (20- 25 мин.). 1.    Сообщение темы и цели работы. 2.    Проведение инструктажа по охране труда при выполнении работы. Указать на ответственность уч-ся и на соблюдение требований техники безопасности, правил санитарии и гигиены. III.       Текущий инструктаж (5  часов). 1.    Актуализация знаний обучающихся для выполнения учебно производственных работ урока.  2.    Опрос группы - тест по теме 3.    Объяснение мастером производственного обучения безопасных приёмов и последовательности выполнения работ, показ практических приёмов по организации рабочего места, механической обработке и нарезке овощей, использованию инструментов, посуды, оборудования.
IV.    Этап закрепления учебной информации.   Опрос группы   V.   Самостоятельная работа уч-ся: Выдать карточки заданий.  Указать на ответственность уч-ся за качество выполнения работы. По необходимости дать дополнительные объяснения по организации выполнения работы. Выдать продукты, инструменты, посуду. Самостоятельная работа уч-ся согласно индивидуальному заданию. Уч-ся приступают к индивидуальному выполнению работы. Мастер п.о. проводит периодические обходы по рабочим местам уч-ся и следит за ходом выполнения работы. Целевые обходы мест учащихся:
Первый обход: проверка спец. одежды и внешнего вида уч-ся.
проверка правильности организации рабочего места. проверка соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены. проверка правильности выполнения технологических операций по первичной обработке овощей и нарезке. Второй обход:  Обратить внимание на правильность и последовательность технологического процесса при обработке и нарезке овощей. проверка соблюдения правил т/б при нарезке овощей. проверка санитарного состояния рабочих мест. мастер п.о. ведет наблюдение за уч-ся и анализирует  выполнение работы.  Третий обход:  проверить правильность соблюдения технологической последовательности       выполнения работы. Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля. Проверить соблюдение учащимися правил техники безопасности, указать на имеющиеся недостатки в их соблюдении.   Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ. Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам VI.  Заключительный инструктаж -30 мин. Вопросы к уч-ся:
-Какие навыки вы приобрели?
-Достигнута ли цель урока? - Какие трудности возникли при выполнении работ? 1.    Уборка рабочих мест, посуды, инвентаря. 2.    Подготовка приготовленных работ к показу. 3.    Оценка мастером работ выполненных уч-ся с учетом наблюдений за текущей работой  и устных ответов по карточкам задания. 4.    Объявить оценки за выполненную работу каждого уч-ся и указать на наиболее характерные ошибки, допущенные уч-ся. 5.    Отметить наиболее лучших уч-ся с отличным выполнением качества работы. 6.    Сообщить учащимся тему и содержание следующего занятия. 7.     Задание на дом. VIII.     Сообщение о достижении целей урока,   Рефлексия: Какие моменты вам понравились или не понравились при    изучении темы.
Библиографический список:
1.
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М., 1998.

2.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школы. – М.: Просвещение. 1985-208с.
Баранов С. П., Л.Р.Болотина, - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 368с.
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

3.
Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.

4.
Поздняк И.П. Организация и методика обучения в профтехучилищах: Метод. Пособие для ПТУ .- 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.:Выш. Школа,1983. – 240 с.

5.















6.
Э.Стоун. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения; Пер с анг. /Под ред. Н.Ф.Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с.
Скакун В.А. Преподавание курса. Организация и методика производ. обучения методич. пособие/ 1990-254с.
Скакун В.А. Введение в профессию мастера произв. обучения: методич. пособие/ 2-е изд. перераб и доп.- М.: 1988.
Семенова В.А. Личностно-ориентированный подход в обучении и учащихся как помощь в дальнейшем профессиональном самоопределении групп портных.
Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся – М.: Просвещение, 2008. – 98 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
Хайнце К. Учебный процесс в профессионально – технических учебных заведениях/ Симон Г. и др.- М.: Высш. Шк.,1985. – 223 с.,

7.
Якуба Ю.А., Скакун В.А. Диагностика качества практического
(профессионального) обучения: Методические рекомендации. - М.: ИРПО Минобразования России, 1997.
Якуба Ю.А. Методика тестирования качества производственного обучения: Методические рекомендации. - М.: Академия профессионального образования
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
     Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000.















Рисунок 36Root Entry