Урок литературы в 8 классе: Тема маленькогочеловека в повести Н.В.Гоголя Шинель.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №109"

Городская акция "Урок в подарок". Урок литературы в 8 классе:"Тема"маленького человека"в русской литературе"(по повести Н.В.Гоголя "Шинель").

Урок проведен учителем
русского языка и литературы И.В.Макаренко
Директор школы М.А.Шабунина

2015 г.
Представленный урок второй в системе уроков по повести Н.В.Гоголя "Шинель". На первом уроке учащиеся резко высказали своё мнение, осудив образ жизни, абсолютное бездействие главного героя, Акакия Акакиевича Башмачкина, нежелание что-то поменять в своей жизни, равнодушие к тому, как к нему относятся окружающие. Задача этого урока - вызвать у учащихся чувство если не любви, то сострадания, желания понять, почему ведёт себя так герой.
Цели и задачи урока:
проследить раскрытие темы “маленького человека”;
продолжить работу по анализу текста; работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.
продолжить работу по развитию монологической речи;
продолжить работу с критической литературой;
продолжить работу по воспитанию в детях любви и уважения к личности человека.
Учитель: Мы продолжаем разговор по повести Н.В.Гоголя "Шинель". Тему урока запишем в конце урока. У каждого из вас она будет своя, в зависимости от того, что вы услышите на уроке, что возьмёте для себя с этого урока.
Одной из задач нашего урока будет ответить на вопрос: кто виноват в смерти в маленького чиновника, жителя большого города Петербурга, и когда мы ответим на этот вопрос, мы восстановим фразу, которая принадлежит известному исследователю творчества Н.В.Гоголя и которую мы возьмём эпиграфом к нашему уроку :
"Несмотря на отсутствие .......................линии, это произведение о ........................... к маленькому человеку".
В.А.Воропаев.
Трагедия разыгрывается на страницах повести Н.В.Гоголя "Шинель". Умирает главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин.
А какой был Акакий Акакиевич как человек? Какое отношение сложилось у вас к нему в процессе чтения? Что чувствуете к нему как к человеку? (Доказать свое мнение, подтверждая его текстом).
Учащиеся:
- титулярный советник (звучит отрывок из повести);
- бедный человек, бедный не только в материальном плане (это не беда), бедный духовно, ограниченное у него отношение к жизни(звучит отрывок из повести) ;
- никто его не уважает, да он и сам себя не уважает (не может защитить себя, когда над ним смеются, очень боится начальства) (звучит отрывок из повести) ;
- сам смешной, и мечта у него смешная(звучит отрывок из повести) ;
- смешное счастье, когда он приобретает шинель(звучит отрывок из повести);
- Акакий Акакиевич вызывает разные чувства: от брезгливости до жалости.
Учитель:
А как сам автор относится к своему герою?
Обратите внимание на молодого чиновника. Какую гоголевскую мысль несёт он читателям?
Учащиеся:
-Совестливый молодой человек отказывается участвовать в издевательствах над Башмачкиным: "... долго потом среди весёлых минут ему представлялся маленький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? В этих проникающих словах звенели слова: "Я брат твой".
- Наверное, в этом герое заключена важная для читателя мысль об уважении к человеку.
- Читателю становится понятно, что насмешки над такими людьми омерзительны.
[ показ эпизода из фильма "Шинель"] (Обсуждение эпизода)
Учитель:
Что не хватило молодому человеку, чтобы не содрогаться от жалости при виде А.А. Башмачкина? Порой и нам этого не хватает.
Учащиеся:
- надо было заступиться за него;
- надо было остановить издевательства над безобидны человеком.
Учитель:
Кто же виноват в этой трагедии?
Учащиеся:
- Всё-таки сам Акакий Акакиевич. Он создал мир, в котором уютно и тепло, и когда этот мир рушится, наш герой умирает, не сумев справиться с трудностями, которые выпали на его долю.
- Виноваты и те, кто его окружает, с кем ему приходится сталкиваться, просит помощи.
- И сослуживцы тоже виноваты, не пропускали возможности посмеяться над ни(звучит отрывок из повести)м .
- Виноват и "значительно лицо", после встречи с которым "Акакия Акакиевича вынесли почти без движения"(звучит отрывок из повести) .
- Будочник, потому что не прибежал на помощь Акакию Акакиевичу, когда его грабили (звучит отрывок из повести) .
Учитель:
Повесть о "маленьком человеке" могла бы закончиться иначе, если бы один человек повёл себя по-другому. О ком пойдёт речь? Расскажите об этом герое, опираясь на текст. Как вы относитесь к этому герою?
Учащиеся:
- Это "значительное лицо". Он не правильно понимает свою значительность, устанавливает свои правила: "прямо являться к нему никто не смел..." (звучит отрывок из повести).
- Основанием его системы "была строгость, строгость и строгость"(звучит отрывок из повести) .
- Обыкновенный разговор состоял из трёх фраз: "... как вы смеете?", "... знаете ли с кем вы говорите?", "... понимаете ли вы, кто стоит перед вами?".
- Я думаю, он добрый человек, но генеральский чин сбил его с толку (звучит отрывок из повести).
- Он сожалел о содеянном, сострадание ему было не чуждо, его сердцу были доступны многие добрые движения(звучит отрывок из повести) .
- Он каждый день думал о маленьком чиновнике, поэтому посылает к нему чиновника узнать, чем закончилось дело с шинелью(звучит отрывок из повести) .
[ показ эпизода из фильма "Шинель"]
(Обсуждение эпизода) Его мучает совесть, приходит раскаяние, но запоздалое. а чтобы совесть не мучила, надо было вовремя оказать помощь, проявить внимание.
(Вводится учителем понятие "одичалая совесть". Учащиеся смотрят в интернете, определение "одичалой совести").
Учитель:
Н.В.Гоголь рассказал историю, полную драматизма. Зачем автор взялся за перо, рассказывая нам об Акакии Акакиевиче Башмачкине?
Учащиеся:
- Заставляет читателя задуматься над судьбой "маленького человека" и отнестись к его бедам и невзгодам с сочувствием.
Учитель:
Кто же виноват в смерти Акакия Акакиевича Башмачкина?
[ показ эпизода из фильма "Шинель"] (Обсуждение эпизода)
Кого герой ругает в предсмертной горячке? Кому мстит?
Учащиеся:
- Ругает не грабителей, а генерала, т.е. высшую власть, мстит не тем, кто снял у него шинель, а человеку, кто не помог ему, кто превратил его в бессловесное, униженное существо
Учитель:
Нам кажется, что события и герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. Тогда почему мы обращаемся к нему спустя два века?
Учащиеся:
- И сейчас есть люди, которые одиноки, и им нужно наше внимание и понимание.
- Надо в любой ситуации оставаться людьми, помогать друг другу, надо уважать людей, которые нас окружают.
Учитель:
Вернёмся к началу урока. Запишем тему урока и восстановим эпиграф.
(Каждый ученик записывает свою тему: "Одиночество среди людей", "Маленький человек в большом городе", "Смех сквозь слёзы" и др.)
Эпиграф: "Несмотря на отсутствие ЛЮБОВНОЙ линии, это произведение о ЛЮБВИ к маленькому человеку".
В.А.Воропаев.
Домашнее задание: перечитать повесть Ф.М.Достоевского "Бедные люди".