Конспект урока самопознания Добротой себя измерь,2класс


План урока самопознания
Школа: ГКУ « Средняя школа № 4 с ДМЦ» Урок № 10
Тема: Добротой себя измерь.
Ценность: Внутренний покой. Качества: доброта, великодушие, толерантность.
Педагог: Ровенськая Галина Николаевна
Класс - 2 Кол-во уч-ся – 27
Цель: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта».
Задачи: 1. Побуждать учащихся к осознанному стремлению быть добрым, к осознанию собственной внутренней позиции;
2. Развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации, делать выводы, учить детей выделять нравственную сторону в поступках героев произведений;
3. формировать у учащихся приемы и способы конструктивной и коммуникативной видов деятельности.
4.Воспитывать внимательное отношение к окружающим; формировать у учащихся приемы и способы конструктивной и коммуникативной видов деятельности.
Ресурсы:
Шопен — Marriage D'Amor - Весенний вальс
Космическая музыка - Тихая спокойная космическая музыка
Цитата;
Притча В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек».
Клип-караоке: Барбарики Что такое доброта. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=_uYFhKES1Y8
Ход урока:
Орг. момент.
Оценивание готовности учащихся к уроку.
Наличие учебника, тетради, дневника, ручки.
Дисциплина.
Позитивный настрой.
- Ребята, пришло время помечтать. Закройте глазки и представьте себе,  что у вас появилась волшебная палочка и вы стали добрым волшебником.
(Звучит музыка)
- Подумайте, какое бы доброе дело вы совершили.
  Учитель читает стихотворение
             Стать добрым волшебником,
             Ну-ка попробуй!
             Тут хитрости
             Вовсе не нужно особой.
             Понять и исполнить
             Желанье другого-
             Одно удовольствие,
             Честное слово.
(Дети, передавая волшебную палочку из рук в руки, называют вслух какое бы доброе дело они совершили.)
2. Проверка опережающего домашнего задания. (Чтение рассказа В.Осеевой «Просто старушка» стр.39Шопен — Marriage D'Amor - Весенний вальс
_ Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
-Почему девочка удивилась?
-Чему научил вас этот случай?

3.Позитивное высказывание (цитата).
Саади написал много стихотворных и прозаических произведений, причём в качестве поучительных примеров очень часто пользовался личными воспоминаниями из своей скитальческой жизни.
-Почему несчастен тот, кто не оставит после себя доброе имя?
Сегодня мы начали разговор о том, что такое доброе дело. Тема урока - "Добротой себя измерь".
  Введение «Доброметра».
-Конечно, степень доброты очень трудно измерить, это ведь не температура, но мы всё же попытаемся. У каждого из вас есть листочек с «Доброметром». На
шкале «доброты» 10 делений. Закрасьте шкалу на столько делений, на сколько вы считаете себя добрым. А теперь в строчке с каждым делением напишите почему вы так считаете.
-На все деления хватило качеств?
-Трудно объяснить, почему ты добрый?! Здесь несколько вариантов ответов: либо ты очень скромный и тебе трудно говорить о себе, либо творить добро-это твоё призвание, а может, ты не так много совершаешь хороших поступков? Ведь о человеке судят по его поступкам.
-Оценка личность человека не может складываться только из его собственного мнения о себе. Иначе получится Самовлюблённый нарцисс. Нарцисс - это такой цветок, который не может находиться в букете с другими цветами, он действует на них губительно, так говорят и людях, которые никого не любят, кроме себя.        
 «Из всех даров мира останется только доброе имя,  и несчастен тот, кто не оставит даже этого»
                          М. Саади
Космическая музыка 
Полоски бумаги с делениями, карандаши
4. Рассказывание истории. Учитель дарит подарок.
«Обыкновенный человек»
 В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди- заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.  На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. - Что это за человек?- спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
  В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из- под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек?- спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
 Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? – спросил внук.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
(Учитель читает притчу В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»)
Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский — выдающийся советский педагог-новатор, писатель. Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей — Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.
- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек». Почему?
- Почему третьего проезжающего дед назвал «обыкновенным человеком»? Каким еще человеком его можно назвать?
- Какой из этих путников останется в памяти внука и деда? Почему?
5. Творческая работа.
- Представьте себе, что вместо классной доски появилось море. Его название состоит из букв: Т, О, Д, Р, Б, А.
- Как называется наше море?
- У вас на партах бумажные кораблики. На доске написаны разные слова. Выберите из этих слов такие, как бы вы хотели назвать свой корабль, отправив его в море доброты.
- Я очень рада за вас, что у вас огромное, доброе сердце. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по- настоящему добрым- трудно. К сожалению, сегодня на уроке мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми и счастливыми. Но каждый из нас я думаю, начнет с себя.
Слова на доске: вежливость, помощь, трудолюбие, щедрость, скупость, драчун, улыбка, добрые мысли, ласковые слова, защита, счастье, злюка, душа, сочувствие, огорчение, благородный, себялюбие.6. Групповое пение.
Песня: Барбарики Что такое доброта (клип-караоке)
7. Домашнее задание
- Прочитайте сказку Е.Бехлерова «Капустный лист» , ответить на вопрос:
- Почему зайчик не смог позавтракать? 8.Заключительная минута урока
Круг «От сердца к сердцу»
 Дети становятся в круг, берутся за руки.
- Давайте встанем, возьмемся за руки. Я буду читать стихотворение, повторяйте за мной последние 2 строки.
   Как бы жизнь не летела
   Дней своих не жалей,
   Делай доброе дело
   Ради счастья людей.
    Чтобы сердце горело,
    А не тлело во мгле,
   Делай доброе дело
   Тем живем на земле.
- Я сегодня всех благодарю, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Музыка для души.