Из опыта работы: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Из опыта работы
Саприкиной Людмилы Викторовны,
учителя начальных классов
муниципального автономного
общеобразовательноего учреждения
средней общеобразовательной школы № 10
станицы Петропавловской
Курганинского района
Краснодарского края
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Из опыта работы
Саприкиной Людмилы Викторовны,
учителя начальных классов
муниципального автономного
общеобразовательноего учреждения
средней общеобразовательной школы № 10
станицы Петропавловской
Курганинского района
Краснодарского края
School10@kurgan.kubannet.ruЛичный: saprikina_lyudmila@mail.ru
Главная задача современной системы образования –создание условий для качественного обучения. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Возникает потребность во внедрении компетентностного подхода, который тесно связан с рядом проблем, одна из которых подготовить младшего школьника, способного самостоятельно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.
Реализация компетентностного подхода –это важное условие повышения качества образования.
Введение компетенций в нормативную и практическую канву образования позволяет совместить теоретические знания и их практическое применение учащимися, причём для решения не только конкретных жизненных задач, но и проблемных ситуаций.
На сегодняшний день выделена следующая классификация базовых компетенций:
Информационная – готовность к работе с информацией;
Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
Кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формирующаяся на основе двух предыдущих;
Проблемная – готовность к решению проблем, формирующаяся на основе трёх предыдущих;
Рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности.
Для более успешного формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса. Среди многочисленных технологий выделю такие, как технология групповой деятельности, технология уровневого обучения, проблемное обучение, проектная деятельность и игровые технологии. Данные технологии особенно эффективны при формировании ключевых компетенций, выделенных в начальной школе.
Остановлюсь более подробно на технологии проблемного обучения.
Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия.
Например, простая, но забавная картинка выведет детей сразу на размышления. 

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.
Разрешение этого вопроса я нашла в использовании активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.
Я вижу суть проблемного обучения в противоречии между знанием и отсутствием необходимых знаний. Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?» Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованиями предметов и явлений, с выявлением связей, изменений, причин, т.е. возникает проблемная ситуация и требуется умственное напряжение, чтобы ее решить.
     Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
Поиск истины (способа, приема, правила решения);
Различные точки зрения на один и тот же вопрос;
Противоречия практической деятельности.
Напомню пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:
Побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу
Подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;
Применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
Структура проблемного урока
Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся
ЗНАНИЯ I. Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?»
II. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи
III. Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез
IV. Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.
V. Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.
     Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
1. Определение темы урока:
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
- Прочитайте слова на доске: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.
-Чем все эти слова похожи?
-А чем слова отличаются?
- Над какой темой будем работать?
(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных ) 
Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»
-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими).
-Вы смогли выполнить задание?
-В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.)
- Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
 
Окружающий мир, 2 класс. Тема: «Что такое карта и как ее читать»?
- Велика наша страна, но мы можем совершить путешествие в любой уголок, не выходя из класса.
- Как нам это удастся? (предположения детей)
-А с чьей помощью мы совершим это путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Моря есть – плавать нельзя.
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
-Что это?
-Правильно, это карта.
2. Объяснение нового материала.
Математика, 1 класс.
На доске изображены несколько четырехугольников и пятиугольников разного размера. Все эти фигуры не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в зелёный цвет, а пятиугольники – в синий.
-На какие группы можно разделить эти фигуры?
(по цвету, по форме, по размеру)
-Как вы думаете, почему зеленые фигуры можно назвать четырехугольниками, а синие – пятиугольниками?
(Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений).
 
Литературное чтение. Тема: С. А. Есенин «Черемуха»
На доске:
Черемуха – это центральный или второстепенный образ в стихотворении?
-Попробуем доказать, что «черемуха»- центральный образ в стихотворении.
-Чем привлекла внимание поэта черемуха, которая «с весною расцвела»?
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, на доске. Прочитайте строчки из стихотворения к этой иллюстрации.
-О ком можно сказать: «расцвела, кудри завила, стоит»?
-Какой образ олицетворяет черемуха?
(В этом стихотворении черемуха- это красивая кудрявая девушка).
-Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей?
(Работа с книгой, чтение отрывка про ручей).
(Ручей – это молодой юноша)
-Так о чем же это стихотворение?
(Это стихотворение о любви девушки-черемухи и юноши в образе ручья, о природе, о том, что весна пришла).
-Правильно, все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.
 
3.  Закрепление.
      На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:
Русский язык. Тема: «Имя существительное»
Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.
Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
 
Задание 2. Выпишите имена собственные:
Фамилия Сидоров, Озеро Байкал, Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Казахстан. Река Волга, Озеро Хомутинино 
Задание 3. Разделите слова на 2 группы:
Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.
-По какому признаку вы разделили эти слова? Повторите правило.
-По какому принципу я разделила эти слова:
Сорока           машина
собака кровать
заяц                город
медведь          дерево
девочка          бревно
 
Математика. Тема: «Решение задач»
-Решите задачу:
В вазе стояло 17 цветов. 7 из них розы. На сколько роз было больше, чем
тюльпанов?
-Можно ли ее решить? Почему?
(При решении задач важно, чтобы дети вдумывались в текст, осмысливали условие задачи, сопоставляли вопрос и условие).
4. Самостоятельная работа.
Включение проблемных заданий в самостоятельную работу с учетом дифференцированного подхода.
Русский язык. Тема: «Слова, обозначающие предметы, признаки, действия»
На доске слова: воробей, шустрый, летать, артист, известный, выступать, заяц, косой, убегать.
Задания по уровням.
Высокий уровень. Распредели слова по группам, запиши каждую группу в отдельный столбик.
Средний уровень. Раздели слова на группы по вопросам.
Низкий уровень. Вопросы – какой? кто? Что делать?
 
Окружающий мир. Тема: «Дорожные знаки»
Задача 1.
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала.
-Сколько ребят правильно перешли дорогу? А как бы поступили вы?
Задача 2.
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге.
-Сколько ребят поступило правильно? Что вы можете им посоветовать?
На уроках русского языка, математики, окружающего мира в конце этапа актуализации знаний предлагаю ребятам задание, в выполнении которого они испытывают затруднение. Так появляется проблемная ситуация, а далее с помощью подводящего или побуждающего диалогов ученики подходят к формулированию темы урока, или выводу правила.
Так, на уроке математики на основе знания распределительного свойства умножения ребята сами вывели распределительное свойство деления.
При решении задач ребята находят несколько способов, а затем выбирают рациональный.
На уроках русского языка при изучении темы «Проверяемые согласные на конце слова» ребята встретились вновь с проблемой: какую букву нужно написать на конце словарного слова народ? Сами подбирали проверочные слова, вывели после наблюдения правило, а затем сравнили его с выводом в учебнике.
При изучении темы «Приставка» детям предлагаю грамматическую сказку, а после неё я задаю проблемный вопрос: «Где место приставки в слове? Зачем нужны приставки?» Ребята с помощью метода наблюдения пришли к выводу, что приставка пишется перед корнем и служит для образования новых слов. Затем сами образовывали слова с помощью приставок.
Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но динамикой повышения качества обучения.
Вывод.
       Использование проблемного подхода в обучении, позволяет мне достигать определенных результатов:
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.