Исследование на тему «От чистого истока в прекрасное далеко» (к научной конференции)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
лицей №11 г. Россоши
Россошанского района Воронежской области
Исследование на тему
«От чистого истока в прекрасное далеко»
(к научной конференции)
подготовили
ученики 2 класса «Г»
(Кл. рук. Курбатова В. Л.)
2013- 2014 учебный год
Содержание
1.Почему мы выбрали эту тему…………………….
2. Цели и задачи наших исследований……………..
3. Наши исследования…………………….
Игра не пустая забава
Куклы из бабушкиного сундука
Народные традиции в России
 Обычаи и обряды.
Осенние обрядовые праздники
Праздник рябины
Потешки.
  Для чего мы должны это знать.
4. Наши работы
Куклы обереги
Рисунки
Песни
Сказки
5. Личные выводы о проделанном исследовании....
6. Список использованной литературы….................
1.Введение. Почему мы выбрали эту тему
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения.

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа.

Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.

Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его
традиции – обязанность учащихся.2.Цели, задачи, методы и приёмы нашего исследования.
Организация данной деятельности направлена
на:
Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
Формирование интереса к народному творчеству.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие эстетического вкуса.
Цели.
Узнать о народных праздниках.
Познакомиться с народными песнями, сказками.
Научиться украшать игрушки.
Исследовать народные росписи.
Задачи исследования.
Читать книги о народном творчестве, научно–познавательную и энциклопедическую литературу;
Разучивать народные песни и танцы;
Совершить заочные и очные путешествия по родному краю;
сделать выводы по исследованию.
Методы и приёмы исследования.
Нам помогут
анализ литературы;
изучение различных источников;
работа с фотоматериалами и документами;
подбор текстов;
работа в сети Интернет.
наблюдение и сравнение;
консультация с руководителем.
Открытие №1
 «Игра не пустая забава»Цель: Активизировать познавательную деятельность детей, используя историю быта и традиций, обрядов русского народа.Задачи: - воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
развивать интерес к истории своего народа;
совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений;
формировать навыки управления своей деятельностью;Ход занятия:Ведущая: Здравствуйте ребята!Пришла я к вам издалека.Я бабушка – Cказительница, да ключей хранительница.Ключей не простых, от волшебного сундучка,В нем сказки, были, да небылицы живут.Открывает сундук. Достает из сундука иллюстрации и картинки обрядовых праздников на Руси. Рассказ:«Одной из характерных черт обрядовых игр является продолжение жизни, бессмертие человеческого рода, призыв к счастью, благополучию, долголетию, богатому урожаю, хорошему приплоду скота. Жизнь человека всегда была неотделима от жизни природы. Наиболее любимыми играми были и, наверное, и сейчас остаются: «Коршун», «У медведя во бору», «Волк в лесу».Давайте и мы поиграем с вами в игру «У медведя во бору».
Считалка: Катилось яблоко
Мимо сада,Мимо сада.Кто поднимет,Тот и выйдет.Проводится игра, а затем Сказительница продолжает свой рассказ:«Обряд – это, прежде всего передача культуры народа. Обряд требует соблюдения определенного ритуала. В сельской местности в настоящее время говорят «играть свадьбу», «играть крестины», «играть проводы», «играть песни» и т. д.Слово «играть» в Тамбовских говорах выступает в значении «веселиться», «шутить», «баловаться». И мы с вами поиграем в игру «Бояре». В эту игру играли на свадьбах.»Дети делятся на две команды (мальчики и девочки)- Бояре, а мы к вам пришли,Молодые, а мы к вам пришли.- Бояре, вы зачем пришли?Молодые, вы зачем пришли?
- Бояре, мы невесту выбирать,Молодые, мы невесту выбирать.- Бояре, а какая вам мила?Молодые, а какая вам мила?- Бояре, нам вот эта мила.Молодые, нам вот эта мила. (Указывают)(После этого один из бояр-гостей разбегается и «врезается» в цель между боярами-хозяевами, пытаясь ее «разбить». Если это удалось, то он забирает с собой кого-то из тех, чьи руки удалось ему расцепить. Теперь хозяевами становятся гости. Игра продолжается до тех пор, пока в одной цепи есть хотя бы два человека). Сказительница – На праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою.
1. Игра «Перетягивание каната»
2. «Петушиный бой»Сказительница – Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Как у наших у ворот Собирается народ. Собирается народ На веселый хоровод.Сказительница – Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. Русские хороводы бывают праздничные и обычные, сельские и городские, дневные и вечерние. Они распределяются по временам года, свободным дням жизни. Эти обряды, дошедшие из глубины столетий, являются одним из средств, при помощи которых древний человек хотел разбудить мать-природу, ускорить приход весны. Водили хороводы либо за деревней в поле, либо на свободном месте, а иногда просто на деревенской улице. И мы поиграем в хороводную игру«Ручеек».Сказительница – Держа друг друга за руки, мы должны оставаться всегда дружными не только в игре, но и в жизни. Но какой праздник без русской карусели?
Игра «Карусели»Сказительница – Мы сегодня с вами поиграли,И много нового узнали.А теперь вам домашнее задание. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и атрибуты к этим играм положите в волшебный сундучок, и мы с вами в них поиграем.- А мне пора прощаться,До свиданья говорить.
Открытие №2.
 «Куклы из бабушкиного сундука».Цель:- воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;- развивать фантазию, вкус, творческое воображение;- постепенно подводить детей к осмыслению понятия «народная игрушка»;- знакомить с элементарными приемами рукоделия.Ход занятия.1.  Давайте отправимся в путешествие в прошлое. Вспомним,в гостях у каких кукол мы уже бывали? /Ответы детей/. А сегодня встретимся с новыми друзьями. /Читает/.Как у дедушки ПетраНет ни печки, ни шеста.Одна липова доска, Ой, да, лебеда, Одна липова доска.- О чем эта песня? /о старинной кукле-полене/.- Какую куклу наши предки придумали позже? /Соломенную/. Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Но лишь мальчики начинали носить брюки, а девочки юбки ( в старину это было в 7-8 лет), игры у детей строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.2. Физкультминутка «Мячики летают, ладошки помогают» 3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».- Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д./Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».- Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани./- Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.-Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую? 4. Этапы выполнения работы: фото 10, 11.1) Нарезаются квадратные куски хлопчатобумажной ткани размером 15х15 см.2) Кусок ткани складывается пополам и сворачивается в валик.3) Валик перетягивается жгутом красного цвета.4) Выделяется голова.5) Надевается яркий платок размером 8х8 см.5. Самостоятельная работа детей.Дети объединяются парами.6. Итог занятия.- Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? /Куклы-пеленашки/.- А как по-другому мы можем назвать наших кукол? /Куклы-обереги, тряпичные куклы, народные куклы/.- У наших кукол нет глаз, рта, носа. Они какие? /Безликие/.- Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? /Ответы детей/.7. Игра с тряпичными куклами-пеленашками «Дочки-матери».
Открытие №3.
Народные традиции России
Каждый день в русском народном календаре имеет свои народные традиции, обряды и приметы, с каждым днем связаны определенные пословицы и истории. Неудивительно, что народные праздники стали настоящей энциклопедией крестьянского опыта. Ещё более интересно то, что весь этот опыт передавался в основном устно, из поколения в поколение. Любой крестьянин знал, в какой день сеять лен, какой день предназначен для починки инструмента, когда нужно начинать метать сено в скирды или заготавливать капусту.
На огромных пространствах России праздники и традиции имеют свои отличия в зависимости от региона. Но были на Руси и великие праздники, обязательные для всех. В эти дни село освобождалось от всякой работы, люди нарядно одевались, и выбирали благостные, приятные темы для разговоров. Более всего почитались Пасха, Рождество и Троица. Гуляниями отмечаласьМасленица, Спас, Иванов и Петров день. По обыкновению, праздник утром начинался с посещения церкви, а продолжался дома и на природе. Также отдыху и общению с Богом посвящались двунадесятые праздники. Это, в первую очередь Воздвиженье, Крещение, Благовещенье, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. Всего таких праздников двенадцать, как говорили в старину – “два на десять”.
Заговоры и заклинания, обряды и предсказания – тоже значительный пласт нашей культуры, и мы уделяем им значительное внимание. Интересные традиции русского народа — хозяйственные обряды, связанные с копанием колодцев, уходом за животными и домашними делами, практически отошли в прошлое. Но и среди них можно найти немало интересного, и полезного даже в наше время. Более стойкими являются русские семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, похоронами. С незначительными потерями эти обряды дожили до наших дней.
Что же касается предсказаний, заговоров и заклинаний, то можно сказать, что сейчас мало кто верит в их практический смысл. Но для человека, который интересуется историей и культурой Руси, они являются бесценным сокровищем. Предсказания и заговоры рассказывают нам о том, чего боялся человек в прежние времена, и к чему стремился. В основном, магические действия были направлены на достижение удачного результата, и защиту от вредоносных сил.
А как зачаровывают и удивляют своей культурой и величавостью русские народные праздники, вдохнувшие в себя многовековую красоту и мудрость народа! Россияне знают, помнят и понимают, что и как они празднуют, бережно хранят и чтут свои грандиозные традиции. Недаром на торжества русских приезжают посмотреть сотни тысяч зрителей-иностранцев.



Открытие №4.
«Осенние обрядовые праздники.

УСПЕНЬЕ-ПРАЗДНИК ОКОНЧАНИЯ ЖАТВЫ И ВСТРЕЧИ ОСЕНИ .Цель: воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.Познакомить с осенними обрядовыми праздниками. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно.Оборудование: интерьер крестьянской избы: стол со скатертью, сундук, лавка, печка, икона в красном углу, коромысло, два ведра, белые рукавицы, хлебный сноп.Ход занятия:Вед. – Здравствуйте, гости дорогие!Вед. – Низкий поклон Вам, люди добрые!Вед. – Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старинные мудрые традиции земли русской, ее обычаи красивые, праздники светлые. Вед. – Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то. Что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома.Вед. – А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина. Не страшна ему долгая, суровая зима. Можно немного отдохнуть и повеселиться. Послушайте как наши дети споют русскую народную песню «Осень, осень».Вед. – Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа.Вед. – Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай.Ребенок – Ох и слава БогуЧто жито пожали,Что жито пожалиИ в копны поклали.На гумне стогамиА в печи - пирогами! Вед. – На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.Ребенок – Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.Хлебушко, расти!Времечко, лети!До новой весны,До нового лета, До нового хлеба!Вед. – Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу.Вед. – Ребята, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!Вед. – Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали:Ребенок – Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.Осень, тетушка!Тяжела работушка!Все покосы, нивушка!Болит моя спинушка!Как по осени ломалаКрасную калинушку,Во полях снопы вязалаНадломила спинушку!Русская народная песня: «Серпы золотые».Ребенок – Ждали пожали, три пряди нажалиПервую прядь – на еду.Вторую прядь – на семена,Третью прядь – его запас!Ребенок – Землю красит солнце, а человека труд!Ребенок – Что посеешь, то и пожнешь!Ребенок – Что пожнешь, то и полопаешь!Ребенок – Что смолотишь, то и смелешь!Ребенок – Что смелешь, то и съешь!Вед. – Действительно, ребята, чтобы собрать хороший урожай, много приходилось трудиться. Об этом народ слагал пословицы и поговорки .Вед. – Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде знаете вы? 
Труд человека кормит, а лень портит.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Терпенье и труд все перетрут.
Мала пчела, и та работает.
Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест.
В большом доме и малая подмога дорога.
В детстве не научишься, всю жизнь намучишься.
Умелые руки не знают скуки.
Прилежный сеет, лентяй на луну глазеет.
Вед. – А лентяев и бездельников в народе не любили, высмеивали их. (Сходит Тит с большой ложкой).Тит – Ты, работушка, меня не бойся, а я тебя не трону!- Не колода лодырь, а пень, и лежит целый день.- Не жнет, не косит, а обедать просит. - Тит, иди молотить!Тит – Живот болит. - Тит, иди кашу есть!Тит – где моя большая ложка?- Хочешь есть калачи, не лежи на печи!Вед. – А еще в народе говорили: «КОНЧИЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО» , «ДЕЛУ ВРЕМЯ-ПОТЕХЕ ЧАС!» ДАВАЙТЕ И МЫ С ВАМИ НЕМНОЖКО ОТДОХНЕМ, ПОИГРАЕМ В РУССКУЮ НАРОДНУЮ ИГРУ «ГОРЕЛКИ» 

Открытие №5.
«Праздник рябины» ПРАЗДНИК РЯБИНЫ (ПЕТРА и Павла),праздник Покрова Пресвятой Богородицы».Оборудование: Кисти рябины на красивом подносе.Вед. – Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла. Вед. – Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. Вед. – Издавна любили рябину русские люди, почитали это дерево, слагали о нем песни, стихи. Ребенок – Ты рябинушка раскудрявая!Ты когда взошла, когда выросла?Я весной взошла, летом выросла,По зорям цвела, солнцем вызрела!Вед. – 14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. Вед. – Ребята, а что вы знаете об этом празднике? - На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили: «До обеда осень, а после обеда – зима!»- К Покрову старались утеплить избу. Не утеплишь жилье – в холоде настрадаешься. Не даром говорили: «На Покров натопи хату без дров». - Покров – свадебник! На селе в этот день играли свадьбы. Высыпает деревенский люд полюбоваться молодыми, женихом да невестой. Празднично убраны повозки свадебного поезда, под дугой весело позванивают колокольцы, кони лихие, лишь дотронься – вскачь понесут! Вед. – Очень интересен свадебный обряд на Руси. В центре его находилась невеста. Первую половину свадьбы она должна была плакать, печалиться, прощаясь с подругами, с родителями, с вольной девичьей жизнью. Послушайте отрывок из свадебной обрядовой песни невесты. Ребенок – Вы подруженьки, да вы голубушки!Как пойдете вы на гуляньице, 
На гуляньице на веселое,Меня вспомните, сердечные!Как на чужой я на сторонушке, Да у чужих людей живу!Вед. – Постепенно на смену грустным, прощальным песням приходили песни веселые, величальные. Послушайте отрывок величальной песни, посвященной другу жениха, или попросту дружке! Ребенок – Идет друженька хорош, он на сокола похож. Друженька хорошенький, паренек пригоженький.Вед. – На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки. Наши дети тоже с удовольствием их поют.(Дети поют частушки).Вед. – С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы.Вед. – А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Посмотрите русскую народную игру «Плетень».Вед. – Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки. Ребенок – Красна девица Алина, ты куда ,куда ходила?- Я на ярмарку ходила, себе ведра там купила. - Что дала? - Рубль дала, коромысло – полтора!- Ходила и Таня на базар, принесла домой товар.- Родной матушке – платок, посередочке цветок. Братьям-молодцам по кожаным сапогам.Сестрицам-лебедицам да по белым рукавицам. Вед. – Ребята, а 14 ноября отмечали праздник Кузьмы и Демьяна. - Кузьминки, об осень одни поминки. - Кузьминки – встреча зимы. Вед. – Святые Кузьма и Демьян – ремесленники, покровители ремесел, кузнечного искусства и женского рукоделия. Ребенок – В народе говорят, что эти святые были кузнецами и за работу денег ни с кого не брали, от чего зовут их бессербренниками. Вед. – Кузьминки повсюду считались девичьим праздником. Девушки устраивали посиделки, приглашали на них парней. Пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо журчала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится. А сейчас наши девочки покажут русский народный танец «Прялица». (Танец «Прялица»).Вед. – А теперь послушайте русскую народную песню «Посею лебеду»(Русская народная песня «Посею лебеду»).Вед. – Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу к зиме вымостили. Подходит к концу и наш праздник.Дорога нам наша Родина – матушка Россия!

Открытие №6.
«Обычаи и обряды»
Обычаи — одобренные обществом образцы действий, которым
рекомендуется следовать.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.
Разновидностью традиции является обряд.
Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции.
Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская
присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом
в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).
(1) святочные обряды (рождественские);
(2) масленичные обряды;
(3)ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.);
(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение и др.);
(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский период);
(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение, и др.);
(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.);
(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.).
Колядование
Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало
по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами – это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).
Колядованием начинались зимние святки - древний славянский праздник
начала Нового года, длившийся с 25 декабря по 6 января (по старому стилю)
. В чем его суть? Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение
земли, возрождение природы. Древние земледельцы, неразрывно связанные
своим трудом с природой, верили, что, соединяя усилия многих людей в
обрядовом действе, они могут помочь плодородию. Ведь люди и природа,
согласно их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд - средство
сообщения между ними. Обязательные святочные игры, веселые забавы,
обильная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнерадостную
энергию, которая, по их убеждению, сливалась с возникающей энергией
плодородия, удваивая ее. Другая сторона святочных ритуалов – гадания
. Каждому хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным ли
на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что открытое по святочному
гаданию обязательно сбудется.

Масленица
В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу.
Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным
спутником этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей
формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солнца. Объевшись
масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица –
олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике
она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы - чучело (изображали божество зимы и смерти Мару) сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна была теперь успокоиться до следующего года.

Открытие №7.
«Потешки»
Скрип, скрип, скрипачок, Купи новый башмачок: Кошке Машке, Коту Николашке; Кобылке Нениле, Мерину Гавриле; Утке Анютке, Селезню Васютке; Кочету Никите, Курице Улите.
Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке По кривой дорожке. - Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? - Еду сено косить. - На что тебе сено? - Коровок кормить. - На что тебе коровы? - Молоко доить. - А зачем молоко? - Ребяток кормить.
— Кисонька-мурысонька ,Ты где была?— На мельнице.— Кисонька мурысонька,Что там делала?— Муку молола.— Кисонька-мурысонька,Что из муки пекла?— Прянички.— Кисонька-мурысонька,С кем прянички ела?— Одна.— Не ешь одна! Не ешь одна!
2 Кисонька-мурысонька, где была? - Коней пасла.
- Где кони? — За ворота ушли.
- Где ворота? — Огонь сжег.
- Где огонь? — Вода залила.
- Где вода? — Быки выпили.
- Где быки? - За гору ушли.
- Где гора? — Черви источили.
- Где черви? — Утки склевали.
«ВОПРОС - ОТВЕТ» 
                                                               ***
                                            - Ты что делаешь?
                                            - Ничего.
                                           - А ты зачем?
                              - Тебе помогать пришел.
                                                                               ***
                                   - Ты пирог съел? - Нет, не я!
                                   - А еще хочешь? — Хочу.
                                                                                                    ***
                                     - Ты пирог съел? — Нет, не я!
                                    - А вкусный был? — Очень.
                                                                  ***
                             - Где ты, брат Иван? — В горнице. –                          - А что делаешь? — Помогаю Петру.
                            - А Петр что делает? — Да на печи лежит.
                                                                  ***
- Здравствуй, Филя!
- Здравствуй, Уля!
- Что мама прислала?
- Оладушки.
- Где они?
- Я их под лавку положил.
- Ах ты, Филя, чудак.
-А ты бы, Уля, как?
- Я бы их в печку положила, ты бы пришел, я бы тебя накормила.
Ладно, в следующий раз так и сделаю.
                                                                  ***
                                         Ножки, ножки, где вы были?
                                      за грибами в лес ходили.
                                          Что вы, ручки, работали?
                                           Мы грибочки собирали.
                                          А вы, глазки, помогали?
Мы искали и смотрели, все пенечки оглядели 
                                                      ***
Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? — Еду сено косить.
На что тебе сено? - Коровок кормить.
На что тебе коровки? — Молоко доить.
А зачем молоко? — Ребяток кормить.
             Кисонька-мурысонька- Кисонька-мурысонька, где была? - Коней пасла.
- Где кони? — За ворота ушли.
- Где ворота? — Огонь сжег.
- Где огонь? — Вода залила.
- Где вода? — Быки выпили.
- Где быки? - За гору ушли.
- Где гора? — Черви источили.
- Где черви? — Утки склевали.
                             Кисонька
- Кисонька-мурысонька, ты где была? — На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, что там делала. — Муку молола.
-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.
- Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? - Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна.
                                                            Волк и лиса
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
—Лизавета, здравствуй!
—Как дела, Зубастый?
—Ничего идут дела, голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке...
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Жив ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок.
- Как твои, лиса, дела?
- На базаре я была.
- Что ты там видала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной.
- Гдe же эти утки?
- У меня в желудке.
  
                                     Воробей, чего ты ждешь?
                                                                                        (А. Тараскин)
—Воробей, чего ты ждешь?Крошек хлебных не клюешь?
—Я давно заметил крошки,Да боюсь сердитой кошки.
                                                                                    Сапожник
                                                                     (в обработке Б. Заходера)
                                                                             (Польская песенка)
                                                                               - Был сапожник?
                                                                                        - Был!
                                                                                - Шил сапожки?
                                                                                        - Шил!
                                                                            - Для кого сапожки?
                                                                         - Для соседской кошки!
                                                             Кошка
                                                          (Г. Сапгир)
- Кошка, как тебя зовут? — Мяу.
- Стережешь ты мышку тут? - Мяу.
- Мяу, хочешь молока? — Мяу. –
А в приятели — щенка? — Фрр!
 
                              
                                                     Пирожок
                                      - Мы с тобой шли? - Шли.
                                  - Пирожок нашли? — Нашли.
                                      - Я тебе его дал? — Дал.
                                       - Ты его взял? — Взял.
                                        - А где же он? — Кто?
                               - Пирожок. - Какой еще пирожок?
                               Хозяйка и кот
                              (В. Левановский)
                         - Почему ты черен, кот?
                       - Лазил ночью в дымоход.
                                         - Почему сейчас ты бел?
                       - Из горшка сметану съел.
                        - Почему ты серым стал?
                                        - Меня пес в пыли валял.
                       - Так какого же ты цвета?
                           - Я и сам не знаю это.
                                                           Еж
                                                   (В. Фетисов)                                                                - Ты скажи мне, милый еж,                                        Чем ежиный мех хорош?
                     - Тем он, лисонька, хорош,                        Что зубами не возьмешь.
                                                          Заяц
                                                     (Г. Сапгир)
                                        - Заяц, заяц, чем ты занят?
                                         - Кочерыжку разгрызаю.
                                           - А чему ты, заяц, рад?
                                          - Рад, что зубы не болят.
 
                                               Здравствуй, киса.
                                          (Настя Емельяненко)
                      - Здравствуй, киса! Как дела?                           Что же ты от нас ушла?
                         - Не могу я с вами жить,                          Хвостик негде положить.                                  Ходите, зеваете...
                            На хвостик наступаете.
6.Наши работы



7. Личные выводы о проделанном исследовании
Благодаря исследованию, мы пришли к выводу:
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России.
Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество.
Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее.
Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения.
Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность каждого человека

Хотим пожелать юным исследователям знакомиться с русскими традициями, праздниками и обычаями, ведь так интересно знать о жизни наших предков.

7. Список использованной литературы
1.Л. Ю. Лупоядова, В. Н. Лупоядов « В гостях у истории» Изд. « Русич»200г.
2. Энциклопедия русских обычаев. Изд. ВЕЧЕ. Москва.1999г.
3. И.С. Желтикова. « Хрестоматия для маленьких» Изд. Просвещение. 1970г.
4. Интернет ресурсы
http://tradicii.com/ http://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm http://www.ote4estvo.ru/tradicii-i-prazdniki/