Разработка урока биологии 7 класс Общественные насекомые. Пчелы медоносные

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Морозовская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области














Открытый урок биологии в 7 классе
с элементами интеграции
Тема: «Общественные насекомые.
Пчелы медоносные»









Подготовила: учитель биологии и химии I КК
Водолазская Валентина Витальевна








10 декабря 2014 г.
Урок № 27
Тема: «Общественные насекомые. Пчелы медоносные»
Цель: изучить структуру пчелиной семьи и распределение обязанностей между членами пчелиной семьи
Задачи:
доказать, что пчелы – это общественные насекомые;
продолжить формирование умений работать с учебником и дополнительными материалами;
совершенствовать навыки исследовательской работы (анализировать, сравнивать, делать обобщенные выводы);
помочь учащимся задуматься над моралью басен, необходимостью воспитания в себе важнейших моральных качеств: скромности, трудолюбия, честности;
воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: проектор, презентация, толковый словарь С.Ожегова, таблицы «Полиморфизм пчел», тесты по теме, стикеры, маркер, фигурки пчел и бабочек, нарисованные детьми
Ход урока
Оргмомент
Актуализация знаний
Какой тип мы сейчас изучаем?
Назовите классы, относящиеся к этому типу.
Какой класс мы сейчас изучаем?
Назовите характерные особенности представителей класса Насекомые.
Почему этот класс – самая многочисленная группа на Земле?
Дайте систематическое положение класса, который мы сейчас изучаем (1 человек – у доски)
Изучение нового
На предыдущих уроках мы знакомились с насекомыми, которые живут поодиночке или небольшими скоплениями. Скажите, а есть ли среди представителей этого класса такие, которые живут большими группами?
О каких насекомых идет речь?
Скажите, а где живут пчелы?
Могут ли они жить по одной?
Как называется группа пчел, живущих вместе?
Значит, пчелы живут семьями. Если пчелы живут группами, семьями, то как мы назовем этих насекомых?
Итак, делаем вывод: пчелы – это общественные насекомые. Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Запишем в тетрадях дату и тему урока: «Общественные насекомые. Пчелы медоносные». СЛАЙД
Сегодня мы познакомимся с этими удивительными насекомыми, выясним, как устроена пчелиная семья, как распределяются обязанности между членами семьи, узнаем интересные факты из жизни пчел, расширим свой кругозор, узнаем, как представители разных сфер используют знания о пчелах.
Используя толковый словарь Сергея Ожегова, узнаем, что семья - это группа живущих вместе близких родственников, или объединение людей, сплочённых общими интересами. Семья - это ячейка общества.
Скажите, а можно ли сравнить пчелиную семью с семьей людей?
Итак, запишем определение:
«Общественные насекомые – это насекомые, которые живут организованными группами (сообществами), то есть семьями». (СЛАЙД) Они не способны жить изолированно друг от друга. Кроме пчел, к общественным насекомым относят многих перепончатокрылых: шмелей, некоторых ос, муравьев.
Оказывается, что человек издавна использовал мед и другие продукты пчеловодства.
В исторических фактах разбирался архивариус Погорелов Андрей. (Сообщение Погорелова Андрея) СЛАЙД
Сообщение 1.
Одно из первых, дошедших до наших дней, упоминаний о мёде в древней Руси есть в записях греческого историка Геродота, жившего 2500 лет назад. Он писал, что народы, населявшие территорию нашего государства, обширно торговали воском и мёдом. Следующее и более позднее упоминание о русском мёде содержится в торговом договоре 911 года. Он был заключен  между киевским князем Олегом и византийским императором, и в нем рассматривалась доставка мёда и воска в Византию. В то время мёд и воск использовали не только для удовлетворения потребностей местного населения, но и в качестве основного продукта международной торговли. Так, Русь в средние века поставляла мёд и в другие страны, и получала годовой доход, равный пяти тоннам золота!   
Поначалу пчеловодство на Руси было примитивным. Славяне селились по берегам рек и водили пчёл в бортевых лесах. Слово «борть» означает дупло дерева, отсюда и названа  одна из первых форм пчеловодства – бортничество. Это когда пчелиные семьи населяют дупла деревьев.
До наших дней сохранились писцовые книги, где указаны границы бортных хозяйств. Из записей следует, что самыми крупными были бортные хозяйства в Воронежской, Белгородской и Курской волостях. Они давали очень много воска и мёда. Часто именно из Белгорода и Путивля мёд доставляли к Государеву двору.
В 17 столетии и началось приручение пчёл, и зарождение основ культурного пчеловодства.
Разведением пчёл в свободное от работы время занимался наш соотечественник, великий русский ученый химик-органик Александр Михайлович Бутлеров. СЛАЙД
Пчелиная семья – очень большая, в летний период в ней может насчитываться более 80 тысяч особей. Гнездо медоносных пчел – это вертикальные ряды ячеек – соты, построенные из воска. СЛАЙД
Ребята, скажите, где в повседневной жизни мы встречаемся с этим словом «соты» или «сотовый». (Ответы детей)
Знаете ли вы, что сотовая связь, которой мы пользуемся, строится тоже по принципу сот (общая зона радиопокрытия делится на ячейки – соты, имеющие вид правильных шестиугольников, вписанных в окружность, которые частично перекрываются и образуют сеть) СЛАЙД
Пчелиная семья – это своеобразное государство со сложной структурой, четко отлаженный механизм, состоящий из матки, самцов (трутней) и рабочих пчел. СЛАЙД
На ваших столах лежат таблицы, в которых содержатся сведения об этих разновидностях пчел. Пользуясь таблицей и материалом учебника (стр. 103), 1 ряд даст характеристику матки, 2 ряд – трутня, 3 ряд – рабочей пчелы (стр. 105).
Работа в группах. Вы читаете внимательно материал учебника, смотрите сведения в таблице и потом 1 человек от группы, которому вы доверите, дает характеристику пчелы.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Вывод: итак, пчелиная семья – это сложная структура, в которой все три разновидности пчел (матка, трутни, рабочие пчелы) важны и зависят друг от друга.
Оказывается, что среди рабочих пчел тоже существует распределение обязанностей, как в хорошей семье людей. СЛАЙД
Послушаем юного пчеловода Крамаренко Артема, он не понаслышке знаком с пчелами. Прошу всех внимательно слушать и запоминать, а одного человека по ходу рассказа Артема записывать все роли пчел на стикерах и приклеивать их к экрану. Остальные в рабочих тетрадях записывают, какие роли выполняют рабочие пчелы в улье.
Сообщение 2.
Семья пчел разделена на две группы: одни хлопочут в улье (обычно молодые пчелы), другие собирают корм (пчелы среднего и старшего возраста, более сильные). Чем старше становится пчела, тем ответственнее ей доверяют работу. Проследим смену «профессий» пчелы на протяжении ее жизни:
Уборщицы. Самые молодые пчелы (3-4 дневные) чистят ячейки для личинок и нектара. Нужно сказать, что пчелы от природы чистюли. Они содержат себя и свой дом в чистоте, таким образом, ограждая себя от болезней.
Воспитательницы. Пчелы немного старше «уборщиц» заботятся о потомстве (личинках). Дают им молочко и обогревают их.
Строительницы. Этим пчелам 2 недели от рождения. Они ремонтируют старые ячейки, строят новые, запечатывают воском ячейки с личинками и зрелым медом. У пчел-строительниц есть дополнительные обязанности: они принимают нектар у пчел-сборщиц, складывают его в свободные соты и перерабатывают мед. Кроме того, они утрамбовывают в ячейках цветочную пыльцу, смачивая ее медом.
Охранницы. Эти пчелы сторожат вход в улей, не пропускают чужих пчел и пчел, вернувшихся без нектара.
Разведчицы и сборщицы меда (3-недельная пчелы). Их задача: отыскивать и собирать нектар и пыльцу.
Водоносы. Это дело поручают самым старым пчелам. Далеко от дома они не отлетают.
Для пчелиной семьи характерно не только четкое распределение труда между пчелами, но и коллективное выполнение работ. Одна группа пчел кормит личинок, другая строит соты, третья добывает корм. Ведь одна пчела, говорят пчеловоды, много меда не натаскает. Группы состоят из пчел-ровесниц.
Продолжительность жизни пчел зависит от их работы. Весной и летом, когда насекомые много работают, они живут 35 дней, а осенью, когда работы становится не так много, как летом, пчелы живут 40-45 дней. Родившиеся осенью пчелы живут 8-9 месяцев.
Пчела умирает в полете. До последних мгновений она работает, трудится на благо семьи.
Вывод: Итак, в пчелиной семье есть матка, трутни и рабочие пчелы, которые выполняют самую разную работу. Семья пчел состоит из матери и ее детей. Жизнь всех членов семьи зависит друг от друга. Глава и сердце семьи пчел – это матка. Без нее пчелиная семья существовать не может. Если матка в семье есть, то пчелы четко выполняют свои обязанности, их работа слаженна и организованна. Но стоит погибнуть матке, пчелы становятся растерянными и беспомощными. Из всего вышесказанного можно сделать небольшой вывод: пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи.
А к какому отряду относятся пчелы медоносные? СЛАЙД
Посмотрите внимательно на строение крыльев, они снабжены перепонками, отсюда и название отряда – Перепончатокрылые.
Сейчас у нас есть уникальная возможность понаблюдать за жизнью пчел, но мы не просто будем смотреть, но и выполнять важное задание: определять тип развития пчел.
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА «Откладка яиц»
Скажите, какой тип развития характерен для пчел? Аргументируйте свой ответ. (Ответы детей) СЛАЙД
ФИЗМИНУТКА
Закрепление
Об этих насекомых А.Эйнштейн сказал: «Если они исчезнут с лица Земли – через 4 года исчезнет все человечество». (СЛАЙД) Как вы думаете, почему?
Пчелам ставят памятники. (СЛАЙДЫ) Поэты посвящают им стихи. Почему?
Послушайте басню Сергея Михалкова «Муха и пчела».
  Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала -
Та хоботком своим цветочный сок
 По малым долькам собирала...
 "Летим со мной! - так, обратясь к Пчеле,
 Сказала Муха, глазками вращая.
Я угощу тебя! Там - в доме, на столе –
Такие сладости остались после чая!
На скатерти - варенье, в блюдцах - мед.
И все - за так! Все даром лезет в рот!" –
"Нет! Это не по мне!" - ответила Пчела.
"Тогда валяй трудись!" - лентяйка прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала...
Не так ли папенькины дочки и сынки
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Скажите, ребята, чему учит эта басня?
Другой русский поэт Евгений Залягин так сказал о пчелах:
Пчела – работница, усталости не зная, Свой кропотливый труд с охотою несет, На благо общее все силы отдавая, Примером для других и служит, и живет. И между ними нет не распри, не раздора, Семьею дружною в ладу они живут, Без ненависти злой, без мелочного вздора, Храня свое добро, друг друга берегут. Вождя своей семьи, свою царицу – мать, И улей свой – плоды заботы и труда, Рискуя жизнью, готовы защищать.
Скажите, о каких качествах пчел говорят поэты? Чему мы можем поучиться у пчелиной семьи?
Выполните тест в тетрадях. Ставите номер вопроса и букву, которая соответствует правильному ответу. Помните, что только один ответ может быть верным из четырех предложенных.
Тест «Общественные насекомые. Пчелы медоносные»
Каких насекомых из перечисленных называют общественными насекомыми?
а) мух;
б) жуков;
в) комаров;
г) пчел.
Сколько глаз у пчелы?
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 5.
Пчела, от которой зависит сила, численность пчелиной семьи:
а) трутень;
б) матка;
в) рабочая пчела;
г) водонос. Пчелы относятся к отряду:
а) жуки;
б) чешуекрылые;
в) перепончатокрылые;
г) двукрылые.
Как называются пчелы, которые заботятся о потомстве, оберегают и кормят его?
а) водоносы;
б) воспитательницы;
в) уборщицы;
г) строительницы.
Проверьте свои знания по ключу.

Решите задачу. (СЛАЙД) Известно, что для получения ложки меда (30 г) 200 пчел должны собирать нектар в течение одного рабочего дня (8 часов). Какое количество меда эти пчелы соберут за 48 часов? (48 ч:8 ч = 6 дн., 6 дн. *30г = 240 г)
Отгадайте загадку: «Почему пчела могла бы спеть яблоку песню: «Если бы не я, не было б тебя!»
14 сентября – День защиты пчелы! (СЛАЙД) Пчел нужно охранять.

Рефлексия.
Скажите, что нового вы узнали на уроке? СЛАЙД (Я узнал, мне удалось, у меня пока не получилось)
Домашнее задание: прочитать параграф 26, ответить на вопросы, творческое задание: найти пословицы о пчелах, сделать сообщение о значении пчел в природе и жизни человека.
Итог. Выставление отметок с комментариями.
Уходя с урока, не забудьте прикрепить своих пчел к цветкам: темного цвета – если урок не понравился и светлого – если понравился.
























При наличии времени – показ продуктов пчеловодства,
интересные факты из жизни пчел.
Обоняние.
Они в 1 тыс. раз сильнее чувствуют запахи, чем человек, И пчелы способны улавливать аромат цветов на расстоянии более чем 1 км. Эти органы находятся у пчёл на усиках. Обоняние имеет большое значение в жизни пчёл: по запаху они отличают чужих пчёл от пчёл своей семьи, разыскивают нектар
Пчела в улье исполняет «круговой» танец, если она нашла источник корма на небольшом расстоянии от пасеки. «Виляющий» танец пчелы сигнализирует о медоносе или пыльценосе, находящемся на более отдаленном расстоянии. (СЛАЙД)
Глаза пчел (ВИДЕОФРАГМЕНТ)
У пчел пять глаз: два сложных и три простых. Установлено, что пчелы хорошо видят ультрафиолетовую часть солнечного спектра (не видимую человеком). Красный цвет они могут путать с фиолетовым и чёрным цветом. Зелёный и оранжевый цвета пчелы воспринимают как жёлтый цвет. Пчелы хорошо запоминают лишь такую форму предметов, которая напоминает расчленённые лепестки цветков.
Полёт пчёл.
Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное ей жужжание.
Только одна пчелиная семья оказывает экологически благоприятное влияние на окружающую среду площадью в 250 гектаров.
Соты.
Эти маленькие строители знают, что шестигранник – наиболее оптимальная с экономической точки зрения конструкция. Мудрые пчелы экономят время и воск для построения сот.



















Тест «Общественные насекомые. Пчелы медоносные»
Каких насекомых из перечисленных называют общественными насекомыми?
а) мух;
б) жуков;
в) комаров;
г) пчел.
Сколько глаз у пчелы?
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 5.
Пчела, от которой зависит сила, численность пчелиной семьи:
а) трутень;
б) матка;
в) рабочая пчела;
г) водонос. Пчелы относятся к отряду:
а) жуки;
б) чешуекрылые;
в) перепончатокрылые;
г) двукрылые.
Как называются пчелы, которые заботятся о потомстве, оберегают и кормят его?
а) водоносы;
б) воспитательницы;
в) уборщицы;
г) строительницы.
Тест «Общественные насекомые. Пчелы медоносные»
Каких насекомых из перечисленных называют общественными насекомыми?
а) мух;
б) жуков;
в) комаров;
г) пчел.
Сколько глаз у пчелы?
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 5.
Пчела, от которой зависит сила, численность пчелиной семьи:
а) трутень;
б) матка;
в) рабочая пчела;
г) водонос. Пчелы относятся к отряду:
а) жуки;
б) чешуекрылые;
в) перепончатокрылые;
г) двукрылые.
Как называются пчелы, которые заботятся о потомстве, оберегают и кормят его?
а) водоносы;
б) воспитательницы;
в) уборщицы;
г) строительницы.

Тест «Общественные насекомые. Пчелы медоносные»
Каких насекомых из перечисленных называют общественными насекомыми?
а) мух;
б) жуков;
в) комаров;
г) пчел.
Сколько глаз у пчелы?
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 5.
Пчела, от которой зависит сила, численность пчелиной семьи:
а) трутень;
б) матка;
в) рабочая пчела;
г) водонос. Пчелы относятся к отряду:
а) жуки;
б) чешуекрылые;
в) перепончатокрылые;
г) двукрылые.
Как называются пчелы, которые заботятся о потомстве, оберегают и кормят его?
а) водоносы;
б) воспитательницы;


в) уборщицы;
г) строительницы.


КЛЮЧ К ТЕСТУ
Г
Г
Б
В
Б




Задание для группы 1


Прочтите стр.103 учебника и рассмотрите сведения, содержащиеся в таблице. Опишите отличительные особенности пчелиной матки.


Задание для группы 2


Прочтите стр.103-104 учебника и рассмотрите сведения, содержащиеся в таблице. Дайте характеристику трутня.


Задание для группы 3


Прочтите стр.104 учебника и рассмотрите сведения, содержащиеся в таблице. Дайте характеристику рабочей пчелы.