Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное в рамках Недели начальной школы


МБОУ «Янтарненская школа»
Красногвардейский район
Республика Крым
Неделя начальной школы
Внеклассное мероприятие
«Конкурс знатоков русского языка»
4-й класс
Цели. Повторить основные правила курса русского языка начальной школы, звуковой состав слов, части речи.
Оборудование. Карточки с заданиями, конверты с заданиями, "сердцевинки" и "лепестки" цветов, листочки для работы детей, костюмы для инсценировки.
332994017081500 ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Вступительная часть
Ведущий.
Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича
-57531021145500Ломоносова, нашему языку присущи "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского". Александр Сергеевич Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими". Знать свой язык обязан каждый человек!
Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете.
Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?
Два ученика разыгрывают сценку "Поговорили...".
Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!
– Как живешь?
30543502159000– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
3167380-36068000 – Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
-990605651500
III. Представление команд
Глаголики"Глаголить" – значит говорить.
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем!
34124903746500Умники и умницы
"Нет ошибкам!" – наш девиз.
Мы грамотны – и это лучший приз!
Знатоки
Русский язык для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки.
-23241012065000 Мы правила знаем и их применяем!
IV. Конкурсная часть
Конкурс "Разминка"
Каждая команда получает карточку с заданиями. За правильно выполненное задание – 1 балл. Максимально можно заработать 6 баллов.
Карточка 1
-Найдите "лишнее" слово: строка, земля, гряда, походка.
-Дополните: группа, аллея, Анна.
-Найдите "лишнее" слово: поезд, подоконник, пересадка, сельский.
329184018161000-Что общего в словах: печка, свечка, сочный, елочный.
-Прочитайте: [й’ож]. Верна ли эта звуковая запись слова?
-Дополните: дочь, мышь, рожь.
Ведущий.
Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Карточка 2
-4991103873500Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.
Откуда взялись кости?
Дети.
Допущена ошибка в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой.
Конкурс "Помогите!"
32251658953500Ведущий.
У двери нашего класса я нашла пакет, а в нем записка:
К вам, ребята, мы спешили,
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
-45148522098000 Из кусочков нас сложите.
В конверте "сердцевинки" цветов: звук, слово, части речи – и лепестки: звонкий, глухой, твердый, мягкий, согласный, окончание, приставка, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, глагол, предлог.
Каждая команда собирает свой цветок.

Конкурс "Тарабарский язык"
Ведущий
Благодаря тому что все слова в русском языке относятся к какой-нибудь части речи, появляются такие веселые стихи.
На доске:
204406521971000Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве:
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
(Л.Кэрролл)
– Определите части речи во втором предложении.
Дети записывают на листочках предложение, сверху надписывают части речи.
Конкурс "Слово делится на части"
Ведущий
– Ах! Какое это счастье!
Может каждый грамотей
-1562106223000 Делать слово из частей.
"Соберите" слова. Осторожно, возможны ловушки!
Карточка 3
пере, нос, нас, и, ть по, па, ход, к, а
угол, оч, ек, ик Конкурс "Родственники"
Ведущий.
264414036195000 Вы знаете, что в нашем языке есть слова-родственники. Сценка, которую мы сейчас посмотрим, так и называется – "Родственники".
– Вы кто такие?
– Я – гусь, это – гусыня, а это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетя – гусеница.
Ведущий.
Слова гусь, гусята, гусыня, гусеница – родственные?
Дети. Нет.
Ведущий.
Интересно, что слово гусеница раньше произносили "усеница", происходило оно от "ус", так как гусеница была волосатой. Теперь корень – гусениц. Наш язык меняется, развивается. А эти слова родственные?
На доске:
Вода, водитель, водяной.
Лес, лестница, лесничий.
Левый, лев, налево.
Конкурс "Угадай слово"
Корень мой находится в цене,
В описи найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Конкурс "Угадай пословицу"
Ведущий
224409065024000 Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: легкий – тяжелый, веселый – грустный. Перед вами пословицы-перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова не изменены.
На доске:
Новый враг хуже старых двух.
Плохая слава дешевле бедности.
Всё плохо, что плохо начинается.
За каждую правильно составленную пословицу дается 1 балл.
Ведущий. Как вы их понимаете?
Дети объясняют.
Конкурс "Исправьте ошибки"
Команды получают карточки с текстами, в которых надо найти и исправить ошибки.
За каждую найденную ошибку засчитывается один балл.
Карточка 4
Зимние каникулы я правел у дяди сережи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок.
Конкурс "Крылатые выражения"
Ведущий.
Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка – крылатые выражения.
Объясните, когда так говорят:
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых ... . (рукавицах).
Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги ... (в руки)!
За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря.
А потом сказал:
– Друзья,
Не в своей ... (тарелке) я!
Дети заканчивают четверостишия и объясняют смысл выражений.
V. Итог конкурса
Ведущий.
- Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка. Итоги нашего конкурса подведет жюри.
Награждение победителей.
-381012827000
Внеклассные занятия по любому предмету позволяют развивать любознательность каждого ученика, воспитывают интерес к познавательной деятельности. Внеклассная работа по русскому языку способствует более прочному и сознательному усвоению знаний, полученных на уроке, развивает речь детей, повышает уровень языкового развития школьников.