Конспект занятия Путешествие по родному краю -Уралу



Цель: Расширить представление детей о Родине малой и большой.
Расширять и закреплять знания детей о родном городе.
Продолжать знакомить детей с историей Южного Урала .
Активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий.
Обобщить и систематизировать знания детей об полезных ископаемых и камнях самоцветах на Урале.
Побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предположения и суждения.
Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Воспитывать любовь к Родине и родному краю;
Воспитывать чувство гордости за свой край, интерес и любовь к малой родине.
Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Предварительная работа:
1. Чтение сказов П.П. Бажова;
2. Пересказ и обыгрывание прочитанных сказов;
3. Беседы о драгоценных камнях Урала;
4. Рассматривание коллекций камней.

Звучит музыка. Дети входят в зал.(Гимн города Южноуральска)
Воспитатель: Мы с вами слышали гимн про город Южноуральск. А чем является для нас город Южноуральск.
Дети: Родиной.
Воспитатель: Верно. Ребята, мы знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина».
Как вы понимаете, что такое «малая Родина»? (ответы детей)
Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это область, район, село, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.
Есть замечательные стихи нашего современника В. Степанова, послушайте.
Ребенок: читает стихотворение “Что мы Родиной зовем” Владимир Степанов.
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем..
Воспитатель:
О чем, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине)
Большая Родина начинается с малой: с семьи, с детства, с нашего города, где мы родились и живем – это малая Родина.

Есть, возможно, уголок красивый,
Есть богаче, шире есть края
Только мне из всей моей России
Ближе всех уральская земля.
Обойди хоть сто дорог, обогни планету,

Невелик наш городок, а дороже нету!»
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас совершить экскурсию по нашему городу, и вспомнить самые яркие достопримечательности. Вот и автобус ждет нас. Отправляемся. (дети под музыку имитируют поездку в автобусе) Ребята, посмотрите на экран. Давайте посмотрим и вспомним, где расположены эти достопримечательности.
Дети: узнают, вспоминают и рассказывают.
Воспитатель: 1 февраля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Южноуральск был преобразован в город областного подчинения.
Рождение городу дала Южноуральская ГРЭС, на базе которой возникли заводы: радиокерамики , арматурно-изоляторный , завод «Кристалл» , фарфоровый , ремонтно-механический , металлоконструкций , молокозавод , хлебозавод . С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - городской округ.
В Южноуральске немало интересных достопримечательностей. Вообще, прогулка по городу произведёт впечатление на каждого барельефы и лепнина сталинского ампира, арки, монументы и памятники, тенистые аллеи гармонично сосуществуют с дизайнерскими нововведениями современной архитектуры города. Так стоит побывать у памятника«Мемориал памяти павших в Великой Отечественной войне». Кто может рассказать про него?
Ребенок : « Мемориал памяти павших в Великой Отечественной войне» был возведен в 1975 году к празднованию 30-летия Победы в войне. Памятник представляет собой мемориальную стену с широкими ступенями, барельеф, вечный огонь и таблички с фамилиями погибших участников. Расцветка выбранного для облицовки гранита символизирует цвета Георгиевской ленты.
Воспитатель: Садимся в автобус и отправляемся дальше. А кто мне скажет название следующего изображения на экране? Назовите улицы нашего города.
Дети:
Улица Мира – своего рода бизнес-центр, ее первые этажи полностью заняты торговыми точками.
На улице Космонавтов построили городскую Аллею Славы. Часть улицы - экспозиции промышленных предприятий.
Улица Куйбышева названа в честь советского военачальника Куйбышева Николая Владимировича, погиб в Гражданскую войну.
Воспитатель: Ребята, вы устали? Я предлагаю вам отдохнуть в придорожном кафе. (Дети садятся за столики, а воспитатель продолжает беседу.)
В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам.
Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы. Прекрасные строки посвящены Южному Уралу. Нашей землячкой Людмилой Татьяничевой.
Дети: читают стихотворение “Живу я в глубине России” Людмила Татьяничева.
Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал.
Здесь реки – сини, горы – сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга..
Берет отсюда
Начало изумрудный цвет.
А зеленее изумруда
Ни дерева,
Ни камня нет!
Воспитатель: Согласитесь очень красивые поэтичные слова, но об этом крае есть, и поговорки вот как они звучат:
Ребенок: Нет во всем мире земли,
Где бы хранилось столько богатств,
Где бы были так могучи силы недр.
Воспитатель: Так чем же знаменит наш Урал? Почему о нем знают люди во многих странах? Я, ребята, сейчас прочитаю стихотворение Сергея Васильева “На Урале”. Будьте внимательны. Потом вы постараетесь ответить на вопрос: “Чем же знаменит Урал?”
Откуда этот ветер смоляной!
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Откуда этих чистых песен клад?
Откуда эти ясные поверья,
Где все слова сверкают и горят,
Как светляки, как райской птицы перья?
Откуда этот камень-самоцвет,
То розовый, то красный, то зеленый.
Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной?
Похожая на вольную струю.
Откуда эта сабля расписная.
Готовая проворствовать в бою,
Неистовство казачье прославляя?
Откуда эта пушка – громобой?
Какой суровый мастер несравненный
Свою судьбу сроднил с ее судьбой,
Вдохнул в металл свой разум вдохновенный?
Откуда он, бывалый человек.
Чья жизнь причиной этой песни стала?
С железных гор, от шумных быстрых рек,
Кузнец и воин, верный сын Урала.
Воспитатель: Так чем же знаменит наш край? Чем богат? (после ответов детей сделать обобщение)
Воспитатель: Наш Уральский край знаменит камнями самоцветными, полезными ископаемыми, золотом, Каслинским литьем.
(слышен звук паровоза)
Ребята, вы слушали сейчас по времени отправляется электричка . Я предлагаю съездить и посмотреть на Уральские горы.
(Дети под музыку имитируют поездку на электричке)
Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор алюминия, соли, железа и угля. (В это время воспитатель надевает маски на детей). Я предлагаю вам присесть на зеленую полянку, и послушать о чем они говорят.
“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.
– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.
– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
(Ф. Кривин из книги “Сказки, добытые из-под Земли”).
Воспитатель: Вы уже ребята, догадались, что полезные ископаемые спорили между собой. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания детей.)

Отправляемся дальше в путь.
Физкультминутка.
(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)
По тропинке мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы преград
Встрече с новым каждый рад.
Шире шаг, шагай смелей,
Вправо, влево повернись,
Самоцветными камнями
Полюбуйся, наклонись.
Впереди видна гора
Нам туда спешить пора
Мы ребята – мастера.

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, под елкой шкатулка стоит. Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель открывает шкатулку, в ней камни-самоцветы.
Воспитатель:
«Интересно, знают дети,
Что такое самоцветы?
На Урале проживая,
Знают дети или нет,
Что волшебным называют
Каждый камень самоцвет?» (Римма Дышаленкова)
Воспитатель: Этот камень похож на лист зеленый, солнечный, показывает камень.
«В нем застыл зеленый камень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивших Урал?»
Дети: Малахит.
Воспитатель: Правильно ребята.
Еще в древности люди распознали сугубо практическую пользу малахита, научившись применять его для приготовления минеральной краски. В Древнем Египте минералу нашли косметическое применение: малахит растирался гальками, затем добавлялась вода и смолы растений. Но настоящая слава пришла к уральскому малахиту позже, когда начали добывать гигантские глыбы этого камня, из которых русские мастера создали удивительные произведения.
Воспитатель: А этот камень назван за сходство окраски с кожей змеи (лат. serpentaria змеевидный).
Дети: Змеевик.
Воспитатель: Да, это змеевик. Окраска змеевика преимущественно зеленая различных оттенков, но также может быть желтой, голубоватой, красноватой, фиолетово-синей. В старину верили, что змеевик обладает обеззараживающими свойствами. Из него делали сосуды, ступки, емкости для лекарств; считалось, что камень усиливает их действие. Воспитатель: Испокон веков люди принимали этот минерал за окаменевший лёд промерзший настолько, что уже никакая в природе сила не в состоянии его растопить. Как внешнее сходство, так и тот факт, что необычный камень всегда остается прохладным на ощупь, только подтверждали эту догадку. К тому же находили его обычно высоко в горах среди снегов и льдов.
Дети: Горный хрусталь.
Воспитатель: Неудивительно, что и название он получил из-за своего удивительного сходства с обычной замерзшей водой: греч. «crystallus» лёд. По греческой легенде, горный хрусталь это священный лёд. Боги оплакивали людей на Земле, а их слезы обратились прозрачными ледяными камнями. Он обладает удивительным свойством он никогда не нагревается. Оставаясь прохладным даже на ярком солнце, природный хрусталь вполне способен снизить боль от ушиба или облегчить жар.
Воспитатель: Молодцы ребята. Наш край славится не только этим, но и красивой природой, удивительными людьми. Итак, живем мы с вами на Урале, в очень богатом и щедром краю, недалеко от Уральских гор, которые так богаты камнями – самоцветами. А Уральские горы находятся в Челябинской области. А челябинская область в какой стране находится?
Дети: В России.
Воспитатель: Россия – это наша большая Родина. Давай те послушаем стихотворение посвященное нашей большой Родине.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
И нам пора возвращаться домой. Отправляемся в путь. (Дети имитируют поездку на электричке)

























МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ТОПОЛЕК»


















Конспект НОД в старшей группе
«Путешествие по родному краю – Уралу».
(Образовательная область «Познание»)



















Южноуральск








13PAGE 15


13PAGE 14115




15