Способы решения конфликтов между учителями и учениками.


План

I Вводная часть. Вступительное слово психолога.
II Основная часть:
а) теория;
б) практика:
1. Упражнение «Проигрывание ситуаций».
2. Упражнение «Изменение модальности».
3. Упражнение «Нападающий и защищающийся».
4. Упражнение «Волшебная чашка».
III Заключительная часть. Подведение итогов.


























Коммуникативные связи между играми


1) "Вам было интересно? Хорошо! А теперь я предлагаю еще одно упражнение. Давайте попробуем!"
"У нас хорошо получается! Продолжим!"
"Кто еще хочет поиграть? Пожалуйста!"




Диалог в группе
"Кто хотел бы высказать свое мнение?"
"У кого из вас такой же опыт?"
"Вы хотите что-то добавить?"
"Кто почувствовал и понял то, что было рассказано нашей учительницей?"


Активизация
"Вы все можете". "Надо решиться, вставляйте, действуйте". "Я уверена, что все получится".








РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ
по предупреждению конфликтных ситуаций
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Постарайтесь увидеть конфликтную ситуацию со стороны, как будто вы стали внешним наблюдателем, или видите эту ситуацию извне, как в зеркале.




Конфликты между учителями и учениками. Методы их преодоления.
(Теоретическая часть семинара)


I. Каждый человек обязательно проходит через такой общественный институт как школа и от того, какой след она оставит в душе человека, многое зависит в его дальнейшей судьбе и деятельности.
Большую часть своего времени ребенок проводит в школе. Тут он не только получает основы знаний, но и общается, взаимодействует с одноклассниками, учителями. И одним из основных факторов, которые влияют на отношение к учебе, является психологическая атмосфера в классе и школе. Если ребенок чувствует внимание к себе со стороны учителей, заинтересованность в успехах, отзывчивость, он с радостью идет в школу, уделяет учебе много внимания и это отражается на качестве учебных знаний, умений, навыков.
Не всегда уделяется в школе внимание этому психологическому фактору, некоторые учителя даже не думают над тем, что с учеником можно общаться на равных, как с человеком, достойным уважения, и выступают только как "урокодатели", а не друзья и партнеры. Нужна другая психология отношений, которая направлена на ребенка и его интересы. И это совсем не означает вседозволенности и потакания ученику, это взаимопонимание,
сотрудничество, взаимопомощь.
Сколько позитивных эмоций могут получить учителя, ученики, если они понимают друг друга, чувствуют обоюдную симпатию. И насколько приятнее и легче становится сам процесс учения для двух сторон. Взаимопонимание и открытость - основа равноправных, бесконфликтных отношений. Но процесс становления взаимопонимания достаточно сложный и длительный, чтобы научиться понимать других нужно многое знать о человеке: как он живет, что его волнует, какие радости и проблемы в его жизни. Но нам не хватает времени, сил, а иногда и желания присмотреться к человеку, прислушаться к нему, даже
попытаться понять. И в тоже время требуем понимания и сочувствия от людей, т.к. свои проблемы мы считаем наисерьезнейшими.
II. Конфликты сопровождаются непониманием, стрессами, чувством неудовлетворенности. Так надо ли тратить часть своей жизни на выяснение отношений? Или может лучше научиться общаться, не создавая конфликтной ситуации. Конфликт в школе, каким бы он ни был: между учителями или между учеником и учителем не способствует учебно-воспитательному процессу. И чем меньше возникает конфликтов, тем лучше понимают один другого учителя и ученики, тем теплее и доверительнее их отношения.
Какие ассоциации у нас вызывает слово "конфликт"? Что вы чувствовали во время конфликта?

Опрос учителей показал, что это:
гнев,
обида,
непонимание,
враждебность.
Конфликты между учителями и учениками можно отнести к разряду организационно-управленческих, т.к. класс - это коллектив и исполнитель, а учитель - организатор и руководитель учебно-воспитательной работы. Порождается конфликт главным образом субъективными причинами, которые зависят от личных характеристик и индивидуального поведения руководителя и воспитанников.
В результате опроса учителей основные причины конфликтов типа учитель - подросток - это: нарушение дисциплины, плохое выполнение домашнего задания, нездоровые отношения между учениками.
С точки зрения учеников (был проведен опрос 9, 10, 11 кл.): оскорбления, навешивание ярлыков, менторский тон, необъективное оценивание знаний, "любимые и нелюбимые" ученики.

Проблема связана с культурой общения, т.к. большинство конфликтов является следствием бестактного поведения участников педагогического процесса. Во взаимоотношениях друг с другом мы видим прежде всего ученика, а нужно видеть ребенка во всеми его проблемами и особенностями.
Как бы ни развивался конфликт, задача педагога состоит в том, чтобы перестроить противодействие сторон во взаимодействие. Для этого надо (по результатам опроса):
1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Дети, как правило, неприветливо настроены относительно оппонента. Эмоциональная неуравновешенность мешает им правильно оценить ситуацию и реальное отношение к ним оппонента. Учителю следует снизить эмоциональное напряжение в отношениях, т.е. не отвечать агрессией на агрессию, не оскорблять и не унижать оппонента; выслушать претензии, дав возможность высказаться.
Наладить диалог как цель и способ.
Завершающий этап - взаимодействие.
Барьеры характера и разные темпераменты также бывают причинами конфликтов. Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловлены интенсивностью и динамичностью психических процессов, степенью уравновешенности, эмоциональности. Характер - соединение наиболее стойких, существенных особенностей личности, которые проявляются в поведении людей в отношении к окружающему и самому себе. Проявляется это в отношении к другим людям и к обществу в целом, самооценке, волевых качествах.
Так, холерик и сангвиник из-за своей моторности быстро начинают утомлять и раздражать меланхоликов и флегматиков, вызывая их нарекания из-за незаконченных дел и невыполненных обязанностей. Меланхолик и флегматик раздражают холериков и сангвиников своей медлительностью, склонностью к долгим раздумьям, пораженческим настроениям и грусти.

Столкновение с людьми у холерика проходит по типу мгновенной эмоциональной разрядки. Предварительных мыслей о скандале может и нет, его провоцирует то, что возмутило или не устроило в разговоре с собеседником.
Меланхолики долго обдумывают и переживают ситуацию, выстраивают цепь доказательств, долго не отваживаясь выставить претензии оппоненту, вынашивая их в себе.
Вашему вниманию предлагается очень короткий тест на определение структуры темперамента.
Инструкция: "Оцените себя по каждому утверждению в пределах от 10 до 0 при условии: 0 баллов - полностью не согласен, 5 - как согласен, так и не согласен, 10 - полностью согласен.
Перед каким-либо важным для себя событием я начинаю нервничать.
Я работаю неравномерно, рывками.
Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
Если нужно, я могу спокойно ждать.
Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.
С равными я несдержан и вспыльчив.
Мне нетрудно сделать выбор.
Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.
Подсчитайте сумму баллов соответствующих двух утверждений, сравните полученные данные. М = 1 +5 X = 2 +6
С = 3 +7 Ф = 4 +8
Способы решения конфликта у людей с разными индивидуально-типологическими характеристиками разные. Холерик решает все в запале, отдавая предпочтение даже поражению, нежели неопределенности. Меланхолик долго обдумывает,не отваживаясь что-то сделать. Он сомневается,
ищет оправдания, строит бесконечные системы доказательств и контрдоказательств. Однако, такой болезненный процесс совсем не исключает возможность активно, в корне изменить ситуацию.
Психологи говорят, что большинство подростков относятся к холерикам и сангвиникам.
Учителя же, пройдя определенный жизненный путь, принадлежат большей частью к флегматикам и меланхоликам. Поэтому подростки не всегда выдерживают размеренный темп урока, утомляются от монотонной работы и начинают отвлекаться. Учителю, чтобы исключить проблемы с поведением на уроке и повысить степень усвоения материала, приходится чередовать разные виды работ. При этом урок должен быть насыщенным, но не утомительным и скучным. Сложные задания чередуются с простыми, устные - с письменными. Но вся сложность состоит в том, что в классе обязательно есть несколько учеников меланхоликов или флегматиков, которые не могут успевать за слишком быстрым темпом работы класса и отстают. Поэтому учителю надо учитывать эти индивидуальные особенности подростков и постараться не упустить учеников из поля зрения, корректировать темп и характер заданий во время урока.
По данным психодиагностики в нашей школе
7В - 6 из 20 меланхолики
8Б - 8 из 25 меланхолики
9А - 5 из 21 меланхолики, 5 флегматики, остальные холерики и сангвиники
9Б - из 20 принявших участие в тестировании - 9 меланхолики 10А - из 10 тестировавшихся - 3 меланхолика

Если учитель не учитывает особенности темперамента учеников на уроке, холерики и сангвиники, сделав задание (быстро, но не всегда качественно), начинают мешать другим ученикам.
Это вызывает неудовольствие учителя и замечания в адрес учеников. Меланхолики и флегматики, не успевая за всем классом из-за быстрого темпа и множества заданий иногда просто перестают работать на уроке. Поэтому при планировании и проведении урока, должны учитываться индивидуальные особенности учеников класса.
Приведу пример типичной острой педагогической ситуации, изменившей отношение учителя к профессии.
Идет урок физкультуры. Последний элемент урока - бег на дистанцию 60 м. Учащиеся бегут первый раз после зимы, поэтому в норму не укладываются. По виду учителя видно, что эти результаты его не устраивают, лицо выражает неудовольствие. Последним бежит мальчик и, когда он поравнялся с учителем, учитель с иронией произнес: "Не умеешь бегать, еле ноги переставляешь". Ученик абсолютно спокойно: "Взяли бы и пример показали". Учитель: "Нечего показывать. Я мастер спорта по легкой атлетике". Ученик: "Подумаешь, Валерий Борзов нашелся". Учитель - резко: "Ты - хам!" Кончился урок, учитель сделал вид, что вопрос исчерпан. С тех пор учителя физкультуры в школе ученики называют ""Борзов".
Можно условно выделить три фазы протекания педагогической ситуации. Первая фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации. Вторая фаза - ответная реакция "соперника", от формы и содержания которой зависит исход противоборства и, самое главное, последствия, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Вторая фаза - центральное звено ситуации, она, как правило, носит стрессогенный характер.
Третья фаза - относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях - улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.
В любом случае педагогические последствия благодаря третьей фазе бывают весьма значительными.
Рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций:

Корректное решение конфликтных ситуаций - необходимый элемент профессиональной подготовки учителя. Но главное в психологическом умении учителя - не допускать конфликтных ситуаций. Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на отклоняющееся поведение школьника. Схема такого взаимодействия: ученик недостойно себя ведет, учитель грубо и прямо реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и ученик настраиваются против учителя.
Учителю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического
общения:
Правило 1 Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Пример. Учитель на уроке удаляет ученицу из класса за то, что та улыбается на ее уроке и доводит до слез школьницу репликой при всем классе: "Уж я над тобой не так посмеюсь!" У девушки есть физический недостаток, поэтому она принимает заявление учительницы как обещание посмеяться над ее недостатком. При разбирательстве выясняется, что учительница болезненно восприняла улыбку как издевательство над ее глухотой, о чем школьница даже не подозревала.

Правило 2 Тщательно готовьтесь у уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Пример. Учительница вызывает ученика к доске для решения задачи, ученик затрудняется в решении и учительница помогает ему. Решая задачу, они пришли к неверному ответу. Учительница разволновалась и начала искать ошибку. В классе ребята ведут себя очень шумно. Она обращается к ним: "Ребята, потише! Не сбивайте!" Один ученик говорит довольно громко:
"Бестолкового с толку". Естественно, учительница уходит с урока расстроившись.

Правило 3 Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Есть два способа воздействия на человека - прямой и косвенный (опосредованный). Первый способ - традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный, хотя внешне прямой способ кажется единственным.
Однако для ученика такое прямое воздействие вдобавок с угрожающими оттенками голоса и раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возникают напряженные
отношения.
Смысл косвенного метода в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека, от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить ученика в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, и одновременно и в интересах собственного самоутверждения как личности.
Правило 4 Школьника можно изменить к лучшему с помощью
специальных приемов оценки его личности. Психологи предлагают следующие правила оценки личности:
положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;
неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки;
глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность;
- глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе.
Наиболее целесообразны:
парциальная положительная оценка, когда в итоге личность начинает гордиться своими достижениями в одном конкретном деле и вместе с тем осознает, что успех не дает основания для самоуспокоения;
парциальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить.
Правило 5 Совместная деятельность сближает людей и повышает их
авторитет.
Правило 6 Предусмотрительность и корректность поведения учителя
снижает напряжение в общении.

Правила решения конфликтных ситуаций
Конфликтная ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния ученика и учителя. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся. При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует учитель в конфликте. Прежде всего - само учение как основная деятельность ученика и соответствующие учению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность. Эти нормы полезны детям, но школьники, как это ни парадоксально, иногда склонны восприятию противоположных норм. На этом парадоксе и строят свои действия школьники- нарушители порядка. Они знают, что класс их поддерживает. Поэтому ученик, участвующий в конфликте, своим поведением вводит такие отрицательные
нормы как развязность, лень, безделье. Это осуществляется при молчаливой поддержке соучеников.
Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, учителю целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.


Правило 1 Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию. (Д. Карнеги)
Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, не в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, величавую медлительность и юмор педагогов в напряженных ситуациях.


Правило 2 Задержка реакции.
Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в тоже время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя, и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.
Факт "незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции - кого поддержать: учителя или ученика? Оптимальное время задержки 10-15 секунд.


Правило 3 "Перевод реакции".
Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с
журналом), несмотря на чрезвычайную обстановку. В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам замысел борьбы.

Правило 4 «рационализация ситуации».
Известно, что все, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя резко возрастает. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности.

Практическая часть
Теперь давайте с вами проиграем некоторые ситуации, которые могут встретиться в работе.
Группа, рассчитавшись на 1-2-3-4, делится на четыре подгруппы по 3-4 человека, в зависимости от количества участников, и получает карточки с заданиями. Время на обсуждение в подгруппах дается около 5 минут, после чего каждая группа представляет свой вариант решения конфликтной ситуации.
Примеры конфликтных педагогических ситуаций.

Ситуация 1
Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, частично стерто.
Ситуация 2
Двое учеников постоянно задерживаются на перемене и опаздывают на урок.


Ситуация3
Учитель входит в класс. За последней партой сидит веселый ученик и на голове у него стул (книги, портфель ).
Ситуация 4
Педагог объясняет учебный материал. Все внимательно слушают и лишь один ученик, нарушая тишину, раскачивается на стуле, привлекая внимание всего класса.
Ситуация 5
Учитель записывает тему урока на доске и слышит с задней парты, где сидит один ученик, звук, напоминающий рычание собаки.
Ситуация 6
На уроке все слушают учительницу. И только один ученик усиленно развлекает своего соседа по парте.
Ситуация 7
Учащиеся работают на школьном дворе. Один ученик заявляет: «Полежу лучше, надоело мне вкалывать».
Ситуация 8
Звонок на урок. Учитель входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей (бегает котенок).

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших», «Ты должен слушаться родителей и учителей!».
А теперь перейдите в позицию учителя. Что они говорят о себе, обращаясь к ученику? Говорят следующее: «У меня есть полное право», «Я знаю, что делать», «Я старше и умнее».
Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них – одни запреты, а взрослые - «могут все», у них – полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет их взаимодействия со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Безусловно, эту модальность долженствования в обращении учителя к ученику нужно свести к минимуму. Давайте потренируемся!
Типичная фраза: «Ты должен хорошо учиться!»
«Ты должен думать о будущем!»
«Ты должен уважать старших!»
«Ты должен слушаться учителей и родителей!»
Как необходимо говорить: «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!»
«Интересно, каким человеком ты станешь? Какую профессию планируешь выбрать?»
«Ты знаешь, уважение к старшим – это элемент общей культуры человека».
«Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».
А теперь поупражняемся самостоятельно. Подгруппам даны карточки с типичными фразами, которые учителя часто говорят ученикам. Напишите фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.
- «Сколько можно бездельничать, займись учебой»,
- «Ты постоянно мне срываешь урок! Сиди спокойно и слушай внимательно»,
- «Ты должен сказать правду, кто из вас разбил стекло в классе»,
- «Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»

Упражнение «Нападающий и защищающийся»
Участники делятся на пары и ведут диалог. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, то есть «нападает». Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, старается угодить, говорит вкрадчиво, тихо, то есть «защищается». Через 3-4 минуты участники меняются ролями. Каждый должен полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и манипулирующую пассивность «защищающегося».
Рефлексия: - Как вы себя чувствовали в каждой роли?
- Какая роль была по душе, а какой трудно следовать?
- Сравните сыгранные роли с действиями в реальной жизни.

Упражнение «Волшебная чашка»
Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз посмотрите внимательно на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и ещеОтливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло? Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!

Подведение итогов
Еще раз обобщается теоретический и практический материал, участники делятся своими впечатлениями от проделанной работы, подводятся итоги.
Прощание. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать.
У меня в руках клубок. Я отматываю немного нитки на палец. Затем передаю клубок любому участнику со словами благодарности за совместную работу и пожеланиями на будущее. И так же делает каждый участник.
Литература
Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. – М.: Просвещение, 1991.
Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе. – М.: «Знание», 1996.
Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998.












15