Конспект защиты исследовательского проекта ученицы 3-го класса (руководитель Е. Г. Кусайло)


Конспект защиты исследовательского проекта ученицы 3-го класса
«Язык — это очки, без которых
нам не разглядеть окружающий мир»
«Для чего нужен человеку язык?»
Я долго не могла определиться с темой исследования. Ведь  вокруг столько  много  разных тайн и загадок. Хотелось выбрать объект исследования, о котором можно узнать много нового и интересного. Выполняя артикуляционную гимнастику на логопедических занятиях, я задумалась о том, какую важную роль в нашей жизни выполняет язык. Мне захотелось разобраться в этом вопросе, и я выполнила исследование на тему «Для чего нужен человеку язык?»
Цель исследования: выяснить,  для чего человеку нужен язык, можно ли, живя в обществе, обойтись без языка.
Объект исследования: языковое общение.
Задачи:
1.Уточнить, что такое язык, для чего он нужен человеку.2. Изучить версии происхождения  речевого общения. 3. Провести анкетирование среди одноклассников.4.Провести опыты, чтобы доказать важность языка в общении друг с другом.                      
5.Познакомиться с пословицами и поговорками о языке
Гипотеза: Если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком. 
 Методы исследования: Работа с энциклопедиями и справочниками. Опросы. Изучение материалов в сети Интернет. Наблюдение, эксперименты. Обобщение и выводы.
Введение.
Мне часто приходится слышать следующий вопрос: «Для чего нужен человеку язык?«. И задают его не только дети, но и взрослые. Ведь можно спрашивать о том языке, который у нас во рту, а можно спрашивать о языке, на котором общаются люди разных стран и народов. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
 Слово язык – многозначное: язык-это пленный, захваченный для получения нужных сведений. Морской язык – такая рыба коричневая с темными пятнами. У колокола есть язык - металлический стержень. Язык пламени. Как – то  папа говорит: «У ботинка язычок завернулся!» - оказывается и у обуви есть язык.
Как появились языки?
До сих пор нет ответа на этот вопрос. Просто страшно представить, что бы было, если бы не появилось разговорное схождение. Кто знает, может, нам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка.
Я прочитала книжку английского писателя  Киплинга про мальчика Маугли.. Будучи ребенком, он попал к волкам, и мать-волчица воспитала  его. Повзрослев, Маугли научился подражать звукам  оленей в джунглях и хрюканью диких свиней... Но однажды он попал к людям. «Что толку быть человеком, если не понимаешь человеческой речи?» — подумалось Маугли. Язык делает человека человеком. Ребенок учится говорить, подражая родителям. 
Какой язык у животных?
Создавая  этот проект, я узнала много интересного. Самый удивительный язык — у дятлов. Выискивая насекомых в коре деревьев, дятел клювом выдалбливает отверстие, но, чтобы достать личинок -  дятел запускает его в древесный ход и, нащупав добычу, ловко подцепляет ее.
У некоторых уток, по краям языка есть бахрома, помогающая задерживать рачков, насекомых и мелкую рыбешку.
Язык попугаев— идеальное орудие для дробления мелких орешков.
Язык кошачьих — это настоящая терка,
Коровы и жирафы пользуются языком, как мы — руками, обхватывают языком пучки травы
У муравьеда язык превратился в липкую удочку длиной, которую он  запускает в муравейник.
Собака  языком можно пользоваться как ложкой: пьют, лакая, то есть зачерпывая маленькие порции воды концом языка
Говорят дети: «Вот бы у меня был язык, как у змеи – я бы им волосы расчесывал! Как у кота язык и умываться не надо…Как у собаки – я бы сто штук чупа- чупсов за минуту вылизал.»
Анкетирование одноклассников.
Я провела опрос среди одноклассников: «Зачем человеку язык?»
Все дети знают , что язык нужен чтобы говорить и есть пищу.
А давайте немного пофантазируем -   язык  каких животных мы хотели бы понимать. Наши дети  любят мечтать и вот такие результаты: большинство хотели бы знать:
язык кошек-10 из 26детей
язык собак-6
язык птиц-7
язык хомяков-0
язык журавлей-1
язык  коров -1
язык  лошадей-1
Мы с ребятами представили,  что мы можем понимать язык животных. Что было бы? «Если бы я понимала языки животных. Вот узнала бы, скучно моему коту одному без меня? А  у собак спросить ,  что они все воют на луну? Чем она им не нравится? А у птичек узнать, что они там щебечут? Может скороговорки повторяют, так много и  быстро .Так много еще неизученных вопросов! Почему мы дразнимся языком? Почему зимой, язык так и тянется лизнуть какую  – ни будь  железяку.
Маленькая справка: Мечта «понимать язык животных» может скоро исполнится! Умные ученые придумали  гаджет для толкования «языка» животных.
Я была  у врача, и врач  тоже хочет увидеть мой язык. Оказывается по языку можно определить: болит что то у ребенка или нет? Многие из нас любят грызть ногти, брать грязные руки в рот, грызть карандаши, на которых живут  микробы. Поэтому язычок покрывается налетом, а в покрывающем языке налете живет очень много болезнетворных бактерий. Они попадают к нам в организм, и мы заболеваем. Поэтому язык нужно тоже чистить, как и зубки, каждый день. Для этого используем зубную щетку Язык – зеркало здоровья.
На логопедических занятиях мы так тренируем язычок - заставляем его щелкать, тянуться к носу, к подбородку, выгибать его чашечкой. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?  Ведь язык – это главная мышца органов речи. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы говорить четко, внятно и понятно.
Что бы было, если б не было языка? 
Вот и попробуйте теперь представить человека без языка. Ни поесть нормально, ни поговорить, сплошная «молчанка».
Я решила провести исследование: могут ли, дети моего класса играть и общаться только при помощи жестов и мимики. Засекла время: ровно 5 минут  они молча играли, общались с помощью жестов, потом Арсений  первый  не выдержал и сказал « Не туда ты едешь».
Я предложила ребятам увлекательную игру: без слов разыграть сценку. Мы показывали, как собираем грибы, читаем книгу, катаемся на велосипеде,
« Ох, болит зуб» и многое другое. Оказалось, что бессловесная, не озвученная речь трудна для понимания и общения. 
Проверили  выводы ученых о том,  что кончик языка  отвечает за сладкое, а глубокие края за кислое, корень языка за горькое, а  за соленое – передний край языка. Игра «Узнай на вкус». Пробовали на вкус соль, сахар, лимон, лук, шоколад.
Поэтому не стоит глубоко запихивать конфеты или набивать ими полный рот: Вкуснее не станет.
Мы с ребятами отгадывали загадки про язык и узнали много пословиц о языке.
Вывод:
Что мы знали?
1.Без языка мы не смогли бы вымолвить не слова.
2.Язык помогает нам употреблять пищу.
Что мы узнали?
1.Язык нужен для правильного произношения разных звуков, которыми богата наша речь
2.Язык предназначен для приёма пищи, с помощью языка мы ощущаем вкус пищи.
3. Язык позволяет людям думать.
Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». Думают, и именно с помощью слов и предложений. Только они не могут их произнести. В нашей стране достаточно много немых людей. Давайте будем внимательными и вежливыми по отношению  к  немым людям.
5. Язык — это символ государства. Нет языка — нет народа! Представьте себе ситуацию: русские люди начинают разговаривать на китайском, забывая родной язык.  Во что тогда превратиться страна? Правильно, во второй Китай! А это нам надо?
6.Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком.
Люди работают, помогают друг другу. Иначе говоря: действуют сообща. Представьте себе завод, где рабочие, мастера вдруг потеряли  способность разговаривать друг с другом. Завод работать не будет.
Жить в человеческом обществе без языка нельзя.
7. Язык позволяет людям радоваться его красоте.
Если человек не понимает, что есть в мире красота, он живет неполной жизнью. Язык умеет быть красивым и учит  людей понимать прекрасное.
Красота заключается не только в книгах, в песнях, в игре артистов.  Мы встречаем людей, которые прекрасно умеют шутить, раскрывать другим людям (с помощью слова)  свою  щедрость.
И таких случаев много. Мы живем, окруженные океаном языка. И часто замечаем, как он красив
 Литература и источники
1.Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучек: Книжный клуб.- Харьков, 2006.
2.Драгомилов А.Г. Мат Р.Д. Учебное пособие по биологии. М: Вента  - Граф 2009.
 3.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и  искусство  речи.  Ростов -на-
      Дону, 1995.
 4.Живой мир. Энциклопедия. Москва: «Росмэн» -2000.
 3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.
 5.. Соколова В.В. Культура речи. Культура общения. М., 1989.