Конспект НОД образовательная область познание Волшебница-водица










Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Образовательная область «Познание»

«Волшебница-водица»








Разработала:
Волкова Светлана Петровна
Воспитатель МБОУ «СОШ № 2»
д/г «Гнёздышко»












Абакан, 2014
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде

Задачи:
Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о значении воды, познакомить со свойствами воды путем опытно-экспериментальной деятельности.
Развивающие: развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность; развивать умственные операции( сравнение, обобщение, способность анализировать, формулировать простейшие выводы).
Воспитательные: воспитывать умение работать в команде, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: вода в стаканчиках, чайные ложки, соль, сахар, варенье, перчатка, пипетка, емкости разных форм, глобус, интерактивная доска.

Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок, загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций, беседа о воде её значение в жизни растений, животных и человека, заучивание стихов о воде, игры и эксперименты с водой.

Словарная работа: жидкость, течет, бесцветная, прозрачная, бесформенная.

Методы и приемы: беседа, рассказ, показ, дидактическая игра, художественное слово.

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети закрывают глаза, вытягивают вперед руку ладонью вверх. Воспитатель капает из пипетки капельку воды.
- Что вы почувствовали у себя на ладошках?
- Правильно, капелька. Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.
- Как вы думаете, так что такое вода? (перелить из одной емкости в другую ( Вода- это жидкость. Она течёт, её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кастрюлю. Воду можно вылить или перелить из одной посуды в другую).
 - Какая бывает вода? (Дать потрогать ( Тёплая, горячая, мокрая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.д.)
- Что вода делает? (Течёт, льётся, журчит, растекается, капает, замерзает, тает.)
- Для чего нужна вода?
(С помощью воды мы готовим еду. При помощи воды мы стираем, моем  посуду. Водой мы моемся в бане, умываемся. В воде мы купаемся. Воду мы пьём.)

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Д/и «Кому нужна вода?»

- А как вы думаете, где она живет?
- Посмотрите на глобус. Это модель Земли. Вот как много воды у нас на Земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать.
- Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (перечисляют водоемы)

Физминутка «Тучка и капельки»

- Ребята, я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
(В лаборатории делают опыты, проводят эксперименты).
- Правильно, проводят опыты. 
- А вы знаете, что вода обладает чудесными свойствами! Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Итак, начнем!

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Ребята, возьмите стаканчик с водой и перелейте воду из стаканчика в пустой стаканчик. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2.
- Что сделать чтобы изменился вкус у воды? (добавляем соль, сахар)
- Что сделать, чтобы изменился цвет воды? (добавляем чай, кофе)
- Что сделать, чтобы изменился вкус и цвет воды? (добавляем варенье)

Опыт 3. А сейчас поднесите стаканчик к носу и понюхайте воду. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Апельсинами? Свежим хлебом? Яблоками? Так какой же вывод мы можем сделать? Вода совсем не пахнет.

Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы

Опыт 4.
Какого цвета вода?
Посмотрите у меня на столе два стакана с водой и с молоком. Опустим по камешку в оба стакана, в каком из них мы видим камень? Почему мы увидели через воду? (она прозрачная). Но вода может изменять свой цвет. Давайте проверим это с помощью красок.
Вывод: вода прозрачная, через нее можно видеть, но ее можно сделать непрозрачной.

Опыт 5.
Форма воды
А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая.
Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды? А давайте перельем воду в резиновую перчатку. Что произошло? Так скажите мне теперь - вода имеет какую-то форму?
-Нет.
-Конечно, ребята, в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.


- А сейчас, ребята, я предлагаю вам подумать и сказать мне, что же каждый из вас запомнил про воду. Я начну, а вы закончите. Мне понравилось .
На память воспитатель дарит «подружек Волшебницы-водицы» – медальки-капельки.




Литература:
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3лет. – СПб.: Речь, 2006. -64 с.
Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 144с.
Куликовская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
Природа; пер. с англ. – М.: Эксмо, 2012. -192 с.
Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. /Сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.