РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПОВЕДЬ, ЕЕ ПОВОД И КАНАЛ СВЯЗИ

УДК 808.51
А.С. Коровенков
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулевск

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПОВЕДЬ, ЕЕ ПОВОД И КАНАЛ СВЯЗИ
Религия является одной из сторон духовного бытия человека, ценностно осмысляя все сущее, связывая, таким образом природу, общество, человека, бытие и небытие, реальное и воображаемое, конкретное и абстрактное.
Проблемы языка и религии привлекали исследователей в области теологии (Амбарцумов Е.В., Барсов Н.И., Булгаков Г., Певницкий В.Ф.), социальных, исторических наук и культуроведения (Никонов К.И., Степанов Е.С., Якобсон Р.О. и др.).
Авторы вышеперечисленных исследований выясняют роль языка в формировании религиозного сознания, передаче религиозной информации, специфику языка теологии, влияние языка религии на познавательную и практическую деятельность человека. Необходимость же изучения религиозных текстов с сугубо лингвистических позиций зачастую подвергалась сомнению со стороны языковедов. Исходя из того, что язык призван обслуживать все потребности общества, так как он используется во всех сферах человеческой деятельности, логично заключить, что его необходимо изучать во всех этих сферах, в том числе и религиозной.
Проповедь является центральным, ведущим жанром, относимым к религиозному дискурсу (Крысий, 1996; Крылова, 1998, 2003) и соответствующим самой природе религии, если понимать ее не только как «мировоззрение,... основанное на вере в существование бога», но и как систему «представлений, практик и ценностей, как исторический и социальный феномен, как благочестие» (Словарь русского языка, 1983). Текст проповеди, ее язык представляют интерес, прежде всего, как образец, инвариант воздействующей речи, опирающийся на длительную историческую традицию, как свидетельство сохранения историко-культурных основ самого бытия и его речевого воплощения.
Собственно лингвистический аспект религиозной проповеди находил освещение как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике на материале мусульманской, православной, католической и протестантской проповедей (В.В. Бартольд, Е.Н. Беляев, Л.И. Климович, А.Е. Крымский, А.К. Михальская, Н.П. Остроумов, В. Соловьев, О.А. Сухарева, С.П. Толстой, и др.).
В лингвистической литературе, в риторике, гомилетике существует большое количество определений проповеди. Наличие множества дефиниций одного и того же объекта исследования говорит о его сложности и невозможности полностью представить его сущность в каком-то единственном определении. Каждая новая точка зрения на религиозную проповедь приводит к акцентированию какой-либо ее стороны сущности.
Существующие определения проповеди можно условно разделить на две группы.
В определениях первой группы проповедь понимается как ораторство особого рода, сообщающее важнейшие положения вероучения, содержащее этические требования. В этих дефинициях проповедь рассматривается со «светской» точки зрения, без учета ее сакральности. Приведем некоторые из таких определений:
«Проповедь – пропаганда религиозной идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению».
«Проповедь – жанр религиозной пропаганды, публичная речь священнослужителя (проповедника) в храме, обращенная к прихожанам и содержащая разъяснение положений вероучения, комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям. Через проповедь осуществляется религиозное влияние на верующих во внерелигиозных сферах их жизни. Специфической особенностью религиозной проповеди является воздействие не столько на разум, сколько на эмоции, подсознание, инстинкты, то есть внелогическое убеждение.
«В широком смысле слова проповедь – это вообще религиозное воспитание. В узком же смысле она есть форма передачи религиозных взглядов, представлений и чувств, выполняемая в виде устного обращения служителя культа к слушателям. Последнее не исключает распространения ее в рукописи и печати».
«Проповедь – «обращение проповедника с текстом к слушателям с целью оказать на них определенное воздействие».
«Проповедь – речь религиозно-нравственного характера, которая обычно произносится в церкви».
Ограниченность приведенных выше определений заключается в том, что в них принимается во внимание только внешняя сторона религиозной проповеди – словесная форма, а сама природа проповеди рассматривается как исключительно риторическая. Таким образом, согласно этим определениям, проповедь является продуктом ораторского искусства и должна подчиняться всем правилам красноречия, созданным еще в древности. Но даже в формальном подходе к проповеди отмечается ее основная цель – воздействие на слушателей.
Определения второй группы основываются на понимании религиозной проповеди как одной из функций церкви: она (проповедь) неразрывно связана с церковью – это, прежде всего речь в церкви и от имени Церкви.
Проповедь, «выступая посредницей между Богом и людьми, с одной стороны, преобразует божественный императив в понятия, доступные человеческому разумению, а с другой, – наоборот, согласует категории человеческого мышления с богооткровенной истиной». Поэтому с религиозной точки зрения проповедь – «речь христианская, провозглашенная с кафедры в церкви для наставления и назидания верующих», «раскрытие слова Божия или сообщение учения о нашем спасении, содержащееся в Откровении и хранимого в церкви в видах способствования устроению нашей духовно-нравственной жизни, сообразно тем заветам, которые даны Господом для людей, желающих вступить в Царство Божие».
«Проповедь – средство или процесс передачи религиозной информации в форме устного обращения священнослужителя с церковного амвона к слушателям, где сообщаются важнейшие положения вероучения, определяющие и регулирующие религиозное бытие верующих. Таким образом, в понятие проповеди входит как содержание богооткровенных истин, так и сам процесс их передачи, и средство этой передачи – сообщение (речевое выражение) – Слова Божьего».
Приведенные выше определения показывают, что, независимо от того, какой аспект религиозной проповеди положен в основу понимания ее сущности, всеми авторами признается, что проповедь – речь, произносимая, как правило, в церкви священнослужителем (адресантом) перед общиной (адресатом) с целью оказания религиозно мотивированного воздействия на адресата. Проповедь реализуется, главным образом, устно в форме монолога, связана с определенными религиозными формальностями и особенностями и имеет определенное духовное содержание.
Анализ специальной литературы позволяет выделить ряд условий, при которых осуществляется коммуникативный акт устной проповеди. Поводом для проповеди могут служить:
- праздничные богослужения, в которой проповедь является одной из составных частей;
- воскресные литургии, в которых проповеди выступают также одной из их составных частей;
- свершение таинств крещения, исповеди, венчания, обряда отпевания, сопровождающийся соответствующими проповедями;
- миссионерская деятельность церкви, предполагающая соответствующие проповеди;
- богослужения, совершаемые по поводу отдельных событий в жизни церкви и страны (интронизация монархов, высших иерархов церкви, благодарственные молебны и т.д.), сопровождаемые изолированными проповедями.
Повод проповеди определяет как содержание, так и канал связи. Сообщение и канал его передачи образуют единство, которое является средством осуществления коммуникативного акта. Существует два вида связи между коммуникантами: непосредственная и опосредованная. Непосредственная связь, непосредственный контакт между коммуникантами имеет место в так называемой face-to-face коммуникации. Контакт адресанта и адресата может быть опосредован письменным текстом, а также рядом технических средств – телефоном, радио, телевидением, а в последнее время и компьютером, электронной почтой и т.д.
Для определения формы коммуникативного контакта, зависящего от канала связи, необходимо рассмотреть понятие так называемой «канонической ситуации общения». В зависимости от условий данной ситуации можно установить форму коммуникативного контакта между адресатом и адресантом.
В определении полноценной речевой ситуации под канонической понимается такая ситуация, при которой соблюдаются следующие условия:
Говорящий и слушающий присутствуют в контексте сообщения.
Момент произнесения высказывания говорящим совпадает с моментом его восприятия слушающим (единство времени).
Говорящий и слушающий находятся в одном и том же месте; обычно отсюда и следует, что они могут видеть друг друга и имеют общее поле зрения (единство места).
Говоря о форме контакта между коммуникантами, зависящей от канала связи, и принимая во внимание вышеизложенное, можно выделить следующие формы коммуникативного контакта:
- непосредственная коммуникация (face-to-face), которая характеризуется наличием акустического, оптического, временного и пространственного единства между коммуникантами, причем общение происходит средствами устной формы языка;
- радиотрансляция, существенными признаками которой является акустическое и временное единство, но разделение коммуникантов в пространстве и отсутствие оптического контакта; общение также осуществляется устными формами речи;
- телетрансляция, имеющая акустическое и временное единство коммуникантов, но разделение в пространстве, а также оптическую асимметрию: адресат видит адресанта, в то время как адресант обращается к воображаемому адресату или к определенному образу адресата; общение происходит средствами устной формы речи;
- статья или письмо (послание) в печатном издании, характеризующаяся акустическим, временным, пространственным, оптическим разделением коммуникантов. Общение становится возможным благодаря письменной форме языка.
Итак, проповедь – это средство или процесс передачи религиозной информации в форме устного обращения священнослужителя к слушателям, где сообщаются важнейшие положения вероучения, определяющие и регулирующие религиозное бытие верующих.
Форма коммуникативного контакта, зависящая от канала связи, накладывает отпечаток на организацию всего коммуникативного акта. Не является исключением и коммуникативный акт «религиозная проповедь». Как правило, проповедь является устной формой коммуникации и предполагает взаимодействие коммуникантов, имеющее форму монолога. Проповедь – это обращение адресанта к адресату, предполагающее форму коммуникативного контакта лицом к лицу (face-to-faсе), то есть непосредственную коммуникацию, характеризующуюся наличием акустического, оптического, временного и пространственного единства между коммуникантами. Тем не менее, в случае проповеди лицом к лицу имеет место лишь ограниченная обратная связь между коммуникантами, так как, согласно нормам, принятым в данной сфере общения, как правило, не происходит смены ролей адресата и адресанта. Проповедь не предполагает непосредственной словесной реакции от адресата и рассчитана скорее на его определенную психологическую отдачу. Однако при подготовке к проповеди проповедник прогнозирует возможные возражения, несогласия, сомнения адресата и степень понимания им проповеди.
При помощи технических средств звукозаписи проповеди могут быть зафиксированы как «снятые моменты речи», а также могут быть специально созданными для передачи по телевидению и по радио. Телепроповедь характеризует акустическое и иногда временное единство, но разделение коммуникантов в пространстве, а также оптическую асимметрию: адресат видит адресанта, тогда как адресант обращается к виртуальному адресату, созданному им определенному образу адресата. Проповедь по радио характеризуется акустическим и иногда временным единством, но разделением коммуникантов в пространстве и отсутствием оптического контакта.

 Абрамян Л.А. Три уровня в структуре магического обряда // Идеологические представления древних обществ. – М.: Изд-во АН СССР, отд. истории, 1980. – С. 15-21.
 Алешкина Е.Ю. К вопросу о семантической характеристике лексики обращений // Функционально-семантические отношения в лексике и грамматике: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. – С. 63-67.
 Никонов К.И. Проповедь как средство церковников и сектантов в поддержании религиозных пережитков (На материалах конкретно-социологических исследований в г.Астрахани). - Астрахань, 1968. – с.6.
 Амфитеатров Я.К. Чтения о церковной словесности или Гомилетика. – Киев: Тип. Вальнера, 1846. – с.24.
 Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса: На мат. Англ. Языка. – М.: Высшая школа, 1984. – 211 с.

 Левшун Л.В. Проповедь как жанр средневековой литературы. (На материале проповедей в древнерусских рукописных и старопечатных сборниках): Дис. канд. филол. наук. – М., 1992. – с.10.
 Русское проповедничество. Исторический его обзор и взгляд на современное его направление. – СПб., 1871. – с.6.
 Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы. – СПб., 1908. – с.49.
 Никонов К.И. Проповедь как средство церковников и сектантов в поддержании религиозных пережитков (На материалах конкретно-социологических исследований в г.Астрахани). – Астрахань, 1968. – с.2.
 Амбарцумов Е.В. Принцип современности в церковной проповеди. Курсовое сочинение. – Ленингр. дух. академия, 1969. – 218с.
 Брага Дж. Как подготовить библейскую проповедь. – СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1995. – 204с.
 Brinkmann H. Die deutsche Sprache: Gestalt und Leistung. Dьsseldorf, 1971. – S.84.
 Brinkmann H. Die deutsche Sprache: Gestalt und Leistung. Dьsseldorf, 1971. – S.126.
 Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; семантика нарратива). – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – с.215.
 Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; семантика нарратива). – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – с.259.
 Brinkmann H. Die deutsche Sprache: Gestalt und Leistung. Dьsseldorf, 1971. – S.126.











Заголовок 1, Знак15