Конспект урока по окружающему миру Лес и человек (четвертый год обучения)

Дата___________

Тема урока: « Лес и человек».
Цели: сформировать у учащегося представление о роли леса в жизни человека и природы; познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Ход урока
I.Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)
-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса?
-Прежде чем перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что ты знаешь о растениях и животных лесной зоны.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим говорить о лесе (слайд №3).
Что бы узнать какое значение имеет лес в жизни человека, давай посмотрим на лес с разных точек зрения.
- Послушай стихотворение С.Никулиной «Русский лес»
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.
- Так чем же является лес для человека?
Далее работа построена следующим образом:
чтение строчек стихотворения на слайде презентации, рассматривание иллюстрации.
- Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь» (Слайд 4.)
( Слайд 5.)
- А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
- А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)
-Значит, лес для человека - это источник топлива. ( Слайд 6.)
-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева ты видишь? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес - это источник древесины. ( Слайд 7.)
- В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес- это источник пищи. (Слайд 8.)
-« А будет жажда мучить» Лес- это источник чистой воды. (Слайд 9.)
- А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) Чем для них является лес? ( Это их дом.)
- Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)
- Значит, лес- это ещё и дом для растений, животных, грибов. (Слайд 10.)
- Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё!
- Какие роли выполняет лес? ( Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.)
- Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)
- Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.) (Слайд 11.)
- Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)
- Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
III.Физминутка «У жирафа пятна-пятна»
Карточка №1:
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
В. Сухомлинский
Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе? (Слайд 16.)

-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной.
- В лесной зоне созданы заповедники.
- А что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?
IV. Итог урока.
- О чем мы говорили на уроке?
- Какая опасность угрожает лесу?
- По чьей вине это происходит?


15