План самообразования учителя истории и обществознания


План самообразования
«Повышение мотивации учащихся к обучению истории и обществознания через использование информационно-коммуникационных технологий»
Выбор проблемы 
В современных условиях серьёзное внимание уделяется формированию навыков работы с информацией, а развитие и использование в системе образования информационных технологий становится, на мой взгляд, важнейшим механизмом социализации личности. Анализ затруднений учащихся по истории показывает, что главной причиной отставания является не наличие пробелов в знаниях предшествующего материала, а неподготовленность к изучению истории и применении полученных знаний.
Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.  Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающаяся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
 
МОТИВАЦИЯ.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.• Интерес. Учиться просто интересно.
Комплексный план самообразования.
Цели самообразования:
     формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
     уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла
Задачи: -Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории, обществознания.
-Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по истории и обществознания с применением ИКТ,
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;-
- Изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Основные направления самообразования:
     Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
     Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
     Охрана здоровья,
     Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
     Правовое,
     Эстетическое (гуманитарное),
     Социальное (участие в жизни социума района).
Источники самообразования.В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?• Телевидение• Газеты, журналы• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)• Интернет• Видео, аудио информация на различных носителях• Семинары и конференции• Мастер-классы• Мероприятия по обмену опытом• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты• Курсы повышения квалификации• ПутешествияФормы самообразования учителяВсе формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и , к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.Составляющие процесса самообразования учителя:*Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культурыТеперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:• Систематический просмотр определенных телепередач• Чтение конкретных педагогических периодических изданий• Чтение методической, педагогической и предметной литературы• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий • Выполнениезаданий, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету• Изучение информационно-компьютерных технологий• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету• Общение с коллегами в школе, районе, республике и в Интернете.• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.Результат самообразования:• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования• разработка новых форм, методов и приемов обучения• доклады, выступления• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям• создание комплектов педагогических разработок• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
 
 
Реализация плана самообразования в 2012-2013 годах
 
№ Содержание План Сроки Выполнение
1 Изучение психолого-педагогической, методической литературы
  1. Чтение научно-методического литературы
2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике, психологии, инновационным технологиям в течение года Конспекты
Памятки
Рекомендации.
 
 
2 Разработка программно-методического обеспечения
а) научно-методическая работа 1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.
2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся. Систематически
 
 
 
  Программы и
учебно-тематические
планы.
Исследовательские работы учителя и учащихся по истории и географии
3 б) Опытно-экспериментальная работа.
 
 
  1. Разработка и апробация учебной рабочей программы по истории с применением ИКТ.
Разработка дидактических материалов для подготовки к ГИА В течение
года
 
  Учебные рабочие программы,
Тестирующие
программы,
Методико-дидактические
материалы
4 Изучение информационно-коммуникационных технологий. 1. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер, создание медиа- учебников).
2. Разработка пакета
материала в электронном виде. 2012-2013
2013-2014 учебные годы
 
 
  Конспекты
уроков.
Методико-дидактические
материалы.
Медиа – уроки, презентации.
5 Участие в методических школьном и
районном
объединениях.
1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы.
2. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом
3. Общение с коллегами в школе, в районе.
4. Разработка комплекса ситуационных заданий по истории России, всеобщей истории и использование их в образовательном процессе, ознакомление учителей с кейс-технологией на этапе внедрения мною в образовательный процесс на МО учителей-предметников школы.
  В течение
года
 
 
Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных.
Конспект открытого урока обществознания для всероссийского конкурса по Конституции.
6 Самообобщениеопыта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Разработка конспектов уроков
2. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.
3. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов
4. Разработка заданий для олимпиады.
5.Разработка календарно- тематического планирования с использованием элементов кейс- технологии, разработка рекомендаций для учащихся по решению заданий на анализ конкретной ситуации при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.
обобщение и 6.Представление опыта работы на МО учителей-предметников в форме мастер-класса, провести открытый урок
7. Разработка комплекта заданий по подготовке к ГИА
8. Участие в конкурсах
9. Выход на социум посёлка через организацию внеклассной работы с учащимися школы 2013-2014, 2014-2015 учебные годы Комплекты методико-дидактических электронных материалов
 
 
 
 
 
 
Создание проектаов «Экологическая проблема посёлка»
«Сельская молодёжь»
 
Встречи с интересными людьми посёлка
7 Повышение квалификации по
обществознанию и истории 9. Посещение уроков своих коллег.
 
10. Прохождение предметных курсов по истории и обществознанию, в том числе и дистанционных. 2013-2014 учебный год Дистанционные курсы по истории и
По обществознанию
8 Физическое самосовершенствование Вести здоровый образ жизни заниматься физкультурой, медленным бегом, закаливанием.
 
  В течение года
Участие в спортивной жизни школы.
9 Культурное самообразование Участие в художественной самодеятельности школы, участие в районных конкурсах. Участие в конкурсах рисований и фотографий. Посещение театров и выставок.
  В течение года 10 Путешествия Посещение музеев страны