Элементы занимательности при обработке навыков табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления.


Элементы занимательности при обработке навыков табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления.Изучение табличного умножения и соответствующих случаев деления - центральная тема курса математики во 2 классе.
Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принципы ее составления, дающие возможность находить любое произведение.Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результат самым кратчайшим путем.
Чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, нужно проводить упражнения в игровой, занимательной форме.
Дидактические игры - одна из форм учебной деятельности. Поэтому на игру следует отводить всего несколько минут - от 5 до 10. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.
Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, следует учитывать:
Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
Посильна ли она для учащихся данного класса?
Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
Подведение итогов игры.
Состав слово
На доске записаны примеры. К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу примера (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слова, побеждает.
В данной игре осуществляется и межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слова на какое-либо правило.I
Лучший счетчик
На доске записаны примеры: справа и слева их количество одинаковое:
9x9, 3x8, 7x8, 9x4, 4x8, 9x3, 6x7, 7x3. По команде учащиеся начинают записывать или выкладывать из разрезных цифр соответствующие ответы, один слева, другой - справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Во время проведения физкультминуток тоже можно проводить игры, способствующие прочному формированию знаний табличного умножения и деления. Ученики выходят из-за парт, учитель называет любой пример ( 5 х 9), бросает ученику мяч, он говорит ответ и возвращает мяч учителю. Затем учитель снова называет пример, бросает мяч другому ученику и т.д.
ЖйБай пааТсМаТйКаУ учащихся на груди табличка с цифрами от 0 до 9. Учитель читает пример (3x2). Выходит, встает или поднимает руку тот ученик, у кого на груди табличка с цифрой 6.
Проводить игру желательно в конце урока, так как она требует двигательной активности.
Лыжники
На доске записаны два ряда примеров для двух вариантов:
5x7, 7x8, 9x3, 8x9, 3x4...
4x9, 6 х 8, 7x3, 9x9, 9 х2...
( Аналогично и для деления или вперемежку для двух действий.) Дети считают и записывают только ответы. На следующем уроке учитель сообщает, кто добрался до финиша, не споткнулся, т.е. правильно решил примеры. Кто споткнулся, того берет на заметку, потом с ним повторяет решение этих же примеров. Для быстрой проверки привлекаются консультанты.
Делится - не делится
Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делится, например, на 3 ( на 4, на 5) без остатка.
Не подведи друга!
К доске выходят одновременно двое ( четверо ) учеников. Учитель читает пример, например: 6 х7. Предлагает составить четыре примера на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет примеры на умножение, а другой составляет примеры на деление. Если примеры составлены и решены верно, одобряет ребят за слаженность в работе. Запись на доске выглядит так: 6x7 = 42 7x6 = 42 42: 7 = 6 42 : 6 = 7
Здесь очень важно, чтобы дети усвоили способ нахождения частного по известному произведению, понимали, что из примера 7х 6 = 42 вытекает 42 : 7 = 6, 42: 6 = 7.
День и ночь
Когда учитель произносит слово «Ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает пример для устного счета на деление и умножение. Следует небольшая пауза. Затем учитель говорит « День» . Дети садятся прямо, и те, кто сосчитал, поднимают руку и говорят ответ.
Не скажу
Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания. Игра строится так: учащиеся считают ОТ 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 2, они говорят «Не скажу !»
Здесь механизм переключения внимания состоит в том, что обычно произносимое учащимися при проверке табличного умножения заменяется выражением « Не скажу» в процессе называния натурального ряда чисел.
Кроме того, игровая форма управления иногда выражается в привлечении рисунков любимых детских героев - Незнайки, Буратино, Карлсона и т.д. К этой группе Относится игра «Проверь Незнайку». К доске прикрепляется рисунок Незнайки, и тут же записывается несколько примеров с решениями. Некоторые из них (один-два примера) решены с ошибками. Учитель показывает на какой-либо пример, учащиеся проверяют. Если решение правильное - в классе полная тишина. Если решение неправильное - дети хлопают в ладоши.
Использование таких игр на уроке помогает воспитывать у детей неподдельный интерес к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует прочному усвоению материала.