Познавательное развитие в старшей группе на тему :Моя семья и родственники.


Познавательное развитие в старшей группе :«МОЯ СЕМЬЯ И РОДСТВЕННИКИ».
Задачи:
Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Лексическая работа: упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
Предварительная работа:
Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа. Подготовка видеоматериалов о своей семье.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»/
Оборудование и материал:
Семейные фотографии детей и родителей, презентация «История создания генеалогического древа», карточки с изображением «генеалогического древа», видеоматериалы, медальоны для награждения, видео и телеоборудование.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье.
Беседа по вопросам.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Дети: Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Воспитатель: Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?
Воспитатель: Как можно назвать их всех одним словом? Дети: Семья.
Воспитатель: Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
Дети: Только родственники.
Воспитатель: Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? Дети: Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно.
Рассказ педагога, сопровождаемый презентацией.
Воспитатель: А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Рассказы детей о своей семье. На основе видеоматериалов.
Воспитатель: Ребята, я приглашая вас к нашему экрану. Который поможет вам рассказать о своей семье. Расскажите о своем генеалогическом древе начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.
Дидактическая игра «Сравни – кто старше? Кто младше?»
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Кто старше?». Я показываю картинки с изображением людей разного возраста, вам нужно назвать кто старше.
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый - внук …/молодой/;
Папа высокий - сын …/низкий/;
Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;
Белье чистое - …/грязное/;
Хлеб свежий - …/черствый/;
Мама спускается - дочь …/поднимается/; Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,
/хлопки в ладоши/
Кто живет в моей квартире?
/пожимают плечами/
Раз, два, три, четыре, пять,
/хлопки в ладоши/
Всех могу пересчитать.
/руки в стороны/
Папа, мама, брат, сестренка,
/загибают по одному пальцу на обеих руках/
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
/сжимают и разжимают кулачки/
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
Шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин …
Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …
Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …
Платье /чьё?/ - мамино …
Ботинки /чьи?/ - папины …
Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …
Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …
Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?»
Воспитатель: Поигрем в игру. Я буду вызывать мальчика или девочку, а остальные ребята на стенде будут искать фото его родителей, опираясь на внешнее сходство.
Игра «Какая у вас семья?»
большая - маленькая
дружная - заботливая
трудолюбивая - веселая
добрая - хорошая
строгая - здоровая
крепкая - счастливая
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Дети: Не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …Награждение победителей.
Воспитатель: Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».