Конспект урока по окружающему миру «Твоя семья. Родственники» (2 класс)

Предмет: окружающий мир
Класс : 2
Тема: «Твоя семья. Родственники»
Цель: познакомить детей что такое «семья», какими бывают семьи, кого называют родственниками, о роли семьи в жизни каждого человека. Познакомить с тем, как появились имена, фамилии, отчества.
Задачи:
Формирование знаний о составе семьи, родственных связях членов семьи, объяснить, что такое поколение.
Формирование умения рационально использовать время.
Развивать логическое мышление, умение работать в группах, умение принимать решения, помогать друг другу.
Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
Воспитывать уважительное отношение ко всем старшим в семье, родственникам.
Создать условия для формирования УУД:
личностные - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; понимание важности здорового образа жизни;

регулятивные - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать в сотрудничестве с учителем свои действия, оценивать результаты своих действий;

познавательные - осуществлять поиск информации из материалов учебника , словарей, понимать информацию;

коммуникативные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; отвечать на вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения – диалога.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний и умений.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, карточки, учебник Поглазова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, толковый словарь С.И.Ожегова, Даля


Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД

I. Организационный и эмоциональный настрой
Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать?
Ребята, поприветствуем гостей, присутствующих на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничего не омрачит вашего хорошего настроения.


Дети приветствуют гостей.
Настраиваются на урок.






Личностные:
Слушают учителя. Выполняют действия задаваемые стихотворением- настроем.


II. Определение темы урока
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый. -Куда ты идешь?- спросил старик. -Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. - Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась, кто?
- Посмотрите, на монитор и разгадайте ребус
7 Я

- Какая сегодня тема нашего урока?
(Тема нашего урока «Твоя семья и родственники»)
Дети слушают



























Семья и родственники
Регулятивные:
Определять и формулировать тему урока с помощью учителя.


III. Целеполагание
- Попробуем спланировать цели урока. Чему будем учиться? Что узнаем?

- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста? А еще узнаем о происхождений фамилий, имен.







Узнаем, что такое семья и как в семье жить дружно
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.

IV. Актуализация опорных знаний с опорой на жизненный опыт.
- Так что же такое семья?
- Проверим и выясним, так что же такое семья из учебника и толковых словарей.
А для этого нам надо разделиться на группы, 1группа – работает в учебнике, стр. 75.
2 группа – словарь Ожегова С. И.
3 группа – словарь Даля.
Вывод: 1. Семья – это группа живущих вместе близких родственников; 2. Семья - объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ответы детей





Работа в группах с толковыми словарями и учебником

Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
формирование умения работать с источниками информации (ИКТ).
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Взаимодействуют в группах, между группами и с учителем. Высказывают и выслушивают различные позиции

V. Совместное открытие знаний.
- Кто живет в вашей семье? Перечислите. (карточки на доске мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры).
В одной семье могут жить люди разного возраста, одного поколения.
- Как вы понимаете, что такое поколение?

(чтение слайда 3)

Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время.
Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.

- Откройте учебник стр. 74, посмотрите на 1 рисунок и скажите, сколько поколений на нем изображено?

- А вы к какому поколению относитесь? ( к младшему)
Значит дети относятся к младшему поколению.
- А сколько детей в вашей семье?
- Поднимите руки у кого в семье трое детей и больше.
-У Даши (Ани) в семье сколько детей?
- Как можно назвать Дашину семью, если в её семье много детей? (многодетной)
- Значит многодетная семья – это семья, в которой три и более детей. (слайд 4)
Физминутка
Встали все
1. У кого есть старший брат. Подняли руки
2.У кого есть младшая сестра. Присели
3.У кого бабушка и дедушка живут здесь попрыгали на месте.
4. У кого есть дальние родственник пошагали.
5. У кого есть сын или дочь. Похлопали в ладоши.








Дети отвечают



Читают слайд










4 поколения

К младшему








Ответы: 2, 3,4 и т.д





Многодетной









Выполняют движения












Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Слушать и понимать речь других.

Регулятивные :Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.


VI. Применение новых знаний
Работа в печатной тетради.
Как назвать всех тех, кого мы перечислили? Родственники.
- А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Игра « Кто кому кто?»
– Аня, ты кто для мамы? (дочь) – Ваня, кто называет тебя сыном? (папа) – Коля, ты кто для бабушки? (внук) – Даша, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка) – Алина, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя) – Вика, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)

- Ребята, что нужно для того, чтобы семья жила весело и счастливо?
(Чтобы между членами семьи было уважение, дружба, помощь, понимание, любовь).

- На уроках проектной деятельности вы делали проект «Моя семья», прошу вас продемонстрировать свой проект.



Родственники
















Ответы детей








Ответы


Защита проекта.
Познавательные: Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать .
Коммуникативные: Высказывают и выслушивают различные позиции

VII. Совместное открытие знаний. О возникновении фамилий, имён, отчества.
- С рождения каждому человеку родители дарят имя. Это имя мы носим всю свою жизнь.
- А что еще у вас есть кроме имени?
- Кроме имени у каждого члена семьи есть отчество, а у всей семьи – фамилия.
На Руси раньше появилось имя, а потом отчество. Спросят : «Ты чей?» - Иванов сын. Позже появилась и фамилия. Давали фамилии сначала знатным и богатым людям. Позже людям стали давать 2 имени: 1. Мирское, имеющий какой-то смысл; 2. В честь святого, день которого приходится на день рождения ребенка.
Исследовательская работа:
- Подумайте, что обозначают эти имена: Любовь(любимая), Вера (вера, верование), Надежда (надёжа), Владимир (владеющий миром)?
- Что обозначают ваши имена?
Виктория  «победа»
Анна -  грациозная, миловидная (др. еврейское)
Дарья – повелительница или сильная-побеждающая (др.греч.)
Алина - "благородная" (французко-германское)
Николай - победитель народов (греч.)
Иван - милость Божья (др. евр.)

- А теперь поговорим о фамилии. Фамилия передается от отца. Отчество присваивается тоже по имени отца. А почему?
Наши предки фамилию присваивали по роду их занятий или прозвищу.
- А как вы считаете, чем занимались предки Рыбакова, Кузнецова или какими были предки Остроумова?
Живет человек, имеющий кузнецу. Естественно, что среди односельчан он получит прозвище кузнец. Проходят годы, и потомки этого кузнеца получат фамилию Кузнецовы, которая уже передается по наследству. Большую группу составляли фамилии, которые обозначались от названий зверей, птиц, насекомых: Лисичкин, Раков, Волков, Перепелкин и т.д.
- Подумайте, как образовались фамилии: Богатырев (по качеству человека), Рыбаков (по профессии), Никитин (от имени).
Работа в печатной тетради.
- Выполните задание в печатной тетради на стр. 24 № 16.
- А вы задумывались, что означает ваша фамилия?
- Дома, вы подготовите сообщение о происхождении вашей фамилии. Расспросите у родителей, у бабушек, у дедушек.





фамилия и отчество

















































Коммуникативные:
Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.
Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь в коммуникации строить понятные для партнра высказывания.
Познавательные: Уметь выделять существенную информацию. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений . Выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Регулятивные Осуществляют взаимоконтроль ответов. Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать действие в соответствие с поставленной задачей.
Самоконтроль выполнения заданий в группах. Контролируют ответы друг друга. По мере необходимости дополняют, уточняют озвученные высказывания.

VIII. Подведение итогов урока.
- Что нового и интересного узнали на уроке?
- Что же такое семья?
- Какую семью называют многодетной?
Ответы детей
Познавательные :Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: Высказывают мнения. Выслушивают мнения.

IX. Рефлексия
- Вам понравилось работать на уроке?
- А какое настроение после этого урока? Покажите.
Я всё понял и работал хорошо.



Мне понравилось работать. Но у меня не всё получилось.



Я собой не очень доволен, но буду над этим работать.



Дети показывают карточки с настроением
Регулятивные: Учиться совместно с учителем и другими учениками, самостоятельно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.






15