Конспект открытого классного часа по поликультурному воспитанию Все мы разные, но мы вместе (2 класс).


Конспект открытого классного часа для 2 класса
по поликультурному воспитанию
"Все мы разные, но мы вместе".
Форма проведения мероприятия: беседа с элементами игровой деятельности.
Цель: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения к иным культурам, умением существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей.
Задачи:
1.Образовательные:
познакомить детей с традициями икультурой народов России;
создавать условия для актуализации и закрепления знаний детей о нашей Родине, о толерантности;
формировать представление о России как многонациональной стране.
2.Развивающие:
развивать коммуникативные и творческие способности детей;
совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.
3. Воспитательные:
воспитывать уважение к культуре, традициям, языку разных народов России через игровую деятельность;
прививать любовь к Родине, к ее многонациональному народу;
учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт;
создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений;
формировать умение действовать слаженно, сообща, учить прислушиваться к мнению одноклассников.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся учатся проявлять доброжелательность, уважительное отношение к разным народностям, к друг другу; учатся соблюдать этические нормы общения с окружающими.Метапредметный: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; умеют представлять самостоятельно подготовленное выступление о народностях; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками); регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений; развивают критическое мышление); Предметный: обучающиеся знакомятся с понятиями: «многонациональное государство», «народность», «толерантность»; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, воспитание через творчество.
Принципы обучения: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип творчества.
Методы воспитания:
методы взаимодействия и накопления социального опыта (временная работа в группах, игра, педагогическое требование);
метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа, рассказ);
методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);
метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости, оперативный контроль);
метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческое задание, игровые действия);
метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности).
Методы обучения:
методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, игровыми формами обучения, формирование готовности к восприятию, выстраивание игрового сюжета);
методы получения знаний (объяснение, беседа, демонстрация, упражнения);
метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения, игровые виды деятельности).
Дидактические средства: 
демонстрационные: компьютерная презентация, видео о народностях России, видео «Лезгинка», татарский мультфильм «Забавный ученик», мелодия лезгинки для игры, татарская мелодия для национальной игры, маска вороны, микрофон, флаг России, элементы одежды разных народностей (головные уборы, нагрудные фартуки), платок для кавказской игры; наглядный материал на доску: листы формата А-4 - кавказские народы (чеченцы), народы крайнего севера (чукчи), народы Сибири и Дальнего Востока (буряты), народы Европейской части страны (татары); листы формата А-3 – карта России с выделением народностей, населяющих территорию, национальности России;
индивидуальные: карандаши, шаблон человека, карточки с названием животных (кошка-7 шт., собака -7шт., корова- 8 шт., ворона- 1 шт.).Список литературы: 
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).2. А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России3. Программа развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образовании. А.Г. Асмолов.
План классного часа (45 мин.):
1.Организационный этап (игра «Встреча взглядами»).-2 мин.
2.Мотивационно-целевой этап (упражнение - игра «Изгой»).-5 мин.
3.Основной этап -30 мин.:
3.1. Выразительное чтение стихов о многонациональной России (2 уч.).-3 мин.
3.2.Музыкальная презентация о народностях России (внешний вид, костюмы).-2 мин. 30 сек.
3.3.Приветственные жесты в разных странах мира и России (игровая инсценировка, презентация учениками).-5 мин.
3.4. Понятие о толерантности (цветок толерантности).-3 мин.
3.5. Рассказы детей о народностях России с видео презентацией:
3.5.1. о жителях Крайнего Севера-1 мин.,
3.5.2.о жителях Сибири и ДальнегоВостока-1 мин.,,3.5.3. о жителях Северного Кавказа (презентация Лезгинки, подвижная дагестанская народная игра «Подними платок»)-5 мин.,
3.5.4. о жителях Европейской части страны (подвижная народная татарская игра «Тимбербай», мультфильм «Забавный ученик»)-8 мин.,
4. Рефлексия (упражнение – тренинг «Нарисуй», дидактическая игра «Закончите предложения») -7 мин.
Ход классного часа
(столы расставлены по 2 штуки - 3 пары, рядом стулья по 8 шт.(для работы в 3-ех группах- 23 человека), экран с презентацией)
Организационный этап.
Задача: активизировать внимание детей, создать настрой на работу.
Методы и приемы:беседа; педагогическое требование, стимулирование занимательным содержанием, игровыми формами обучения.
(дети стоят у доски)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычный классный час. Тему его вы определите сами, но немного позднее.
А вначале нашего классного часа я  хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….
Игра «Встреча взглядами».
Цель игры:
Создание комфортной обстановки для дальнейшей, продуктивной работы на классном часе.
Ход игры:
Учитель:  А теперь, я предлагаю вам, подарить друг другу свои улыбки. Для этого встретьтесь взглядом с конкретным человеком, улыбнитесь только ему, возьмитесь за руки и пройдите за понравившееся место за любым столом.
Учитель: Присаживайтесь! Давайте еще раз улыбнемся друг другу и пожмём руку соседу по парте.
(дети рассаживаются за партами)

Мотивационно-целевой этап.
Задача: мотивировать обучающихся на классный час, создать условия для определения темы и постановки целей классного часа.
Методы и приемы:беседа; формирование готовности к восприятию, упражнение, демонстрация, метод контроля и диагностики, метод взаимодействия.
(Упражнение - игра «Изгой»)
Учитель: Классный час начнём мы с игры, которая поможет вам сформулировать цель нашего классного часа.
Для этого я предлагаю вам вытянуть карточки с названием животных (кошка-8шт., собака-8 шт., корова-6шт., + 1 ворона). Ваша задача: не называя данное слово, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найти «своих», разделиться на примерно равные группы и рассесться за столы. Время пошло. Кто первый соберет свою группу?
Вопросы для обсуждения (применяется принцип «Открытый микрофон»- интервьюируемому ученику передается микрофон):
Учитель к детям: А теперь поиграем с вами в Журналистов, и я буду брать у Вас интервью:
-Как вы узнали, где ваша группа? (ответы детей: по одинаковым звукам)-Легко ли было найти своих? (ответы детей: да, надо только внимательно слушать)
Учитель, обращаясь к вороне, которая стоит без места, и, надевая ей маску, спрашивает:
-Почему никто не обращал на тебя внимания? (ответ: т.к. я была одна, произносила не те звуки, была непохожа на группы)-Как ты себя чувствовал? (ответ: неуютно, одиноко, плохо) 
Учитель к детям: 
- Ребята, почему вы не обращали на ворону внимания? (ответы детей: т.к. она была не из нашей группы, произносила другие звуки)- Хотели ли вы быть на месте вороны? (ответы детей: нет, одному быть плохо, тебя никуда не пускают)- Тяжело ли быть не похожим на всех? (ответы детей:да)- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (ответы детей: пожалеем, пригласим к себе в группу)
Учитель:  (к вороне) Спасибо, присаживайся на свободное место!
Учитель к детям: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Обучающиеся: о том, как трудно быть в обществе человеку непохожему на других, о том, как надо принимать человека, если он даже совсем на нас непохож.
Учитель: Все верно. Именно поэтому тема нашего классного часа звучит, как: "Все мы разные, но мы вместе".
 (включается экран, слайд 1с темой классного часа:"Все мы разные, но мы вместе")
Учитель: Но мы постараемся сегодня охватить не только маленький коллектив нашего класса, где мы с вами бываем такие разные, но и всю нашу большую многонациональную страну, в которой проживает более 180 народностей. И все они имеют свой язык, свою культуру, свои традиции, так порой непохожие на наши, но от того не ставшие «неправильными»!
Учитель: Проанализируйте все, что я вам говорила, вспомните игру, в которую мы играли и скажите: как выдумаете, какую цель мы поставим сегодня на классном часе, чему мы должны научиться?
Обучающиеся: научиться правильно общаться с разными народностями, с непохожими на нас людьми, понимать и принимать их традиции, культуру, учиться уважать личность каждого человека.
Учитель: Молодцы, все верно. Цель нашего классного часа: «Воспитывать уважение к культуре, традициям, языку разных народов многонациональной России. Научиться уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт».
(слайд с целью классного часа: «Воспитывать уважение к культуре, традициям, языку разных народов многонациональной России. Учиться уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт»)3. Основная часть (этап).
Задачи: развивать умение составлять целое из частей, развивать умение сотрудничать со сверстниками; актуализировать и закрепить имеющиеся знания детей о толерантности, о национальности, о многонациональной России; развивать творческие способности детей.
Методы и приемы: рассказ, демонстрация, формирование готовности к восприятию, методы формирования социального опыта (игры, упражнение, инсценировки); методы осмысления своего социального опыта (беседа, рассказ); методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм); оперативный контроль; метод развития познавательного интереса (объяснение, беседа); методы получения знаний (объяснение, беседа). Учитель:  Скажите мне еще раз хором: в какой стране мы живем? (ответы детей: Россия)Да, все мы живём в России, пожалуй, в самой многонациональной стране. И для всех нас Россия – Это Родина!
И чтобы мы еще больше гордились нашей Россией, нашей многонациональностью, давайте прослушаем стихотворение, которое нам расскажет Таня.
Ребёнок №1: (Каранфилова Т., рассказывает с флагом России в руке)Роса состоит из росинок,Из капелек пара – туман,Песок – из мельчайших песчинок,Россия – из россиян.Мы вместе: волжане, уральцы,Поморы и степняки –Похожи на пальцыБольшой и  крепкой руки.
Учитель:  Про многонациональность России упоминается даже в самом главном документе страны- Конституции РФ. Давайте прочтем эти строки, которыми начинается Конституция, - внимание на экран.
(слайд Конституция РФ "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,…".)Дети хором читают текст: " Мы, многонациональный народ Российской Федерации..принимаем Конституцию".
Учитель:  Как вы думаете, что означают эти слова: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации…"?
Ответы обучающихся: в России много народностей, у каждого народа свои обычаи, традиции, культура и язык, но одна территория проживания.
Учитель: Все верно.
(слайд-в России примерно 180 различных народов. У каждого народа свои обычаи, традиции, культура и язык.)Учитель: Про многонациональность России сложено множество стихов, песен и даже мультфильмов. И сейчас _Герман__ расскажет нам одно из самых популярных на сегодняшний день стихотворение Степанова.
Ученик№2 (Пиль Г.) читает стихотворение В.Степанова:
Живут в России разныеНароды с давних пор.Одним тайга по нраву,Другим - степной простор.У каждого народаЯзык свой и наряд.Один черкеску носит,Другой надел халат.Один - рыбак с рожденья,Другой - оленевод,Один кумыс готовит,Другой готовит мед.Одним милее осень,Другим милей весна.А Родина- Россия,У нас у всех одна.
Учитель:  Посмотрите, как правильно рассказал нам Герман о нашей многонациональной Родине. Сколько разных народов нас окружает: какие у них разные ремесла, различные места проживания, различные костюмы. (показываю на доске разные народности)
Но самое главное, что всех их объединяет один наш большой общий дом - наша Родина, наша Россия! (показываю на доске карту России)
А теперь я предлагаю вам отправиться в небольшое виртуальное путешествие по России и посмотреть на внешность и костюмы разных народов и убедиться насколько они разные снаружи: по облику, по внешности. Порой они не похожи на нас, но от того не ставшие некрасивыми. И в этом вам поможет убедиться фильм про народы, заселяющие Россию.
(слайд - «Народы России»)
(Презентация№1 о народностях России под музыкальное сопровождение «Я, ты, он, она- вместе дружная семья»- 2мин.30 сек.)
Учитель:  Какие народности Вам запомнились, почему? У какого Вам показались самыми красивыми костюмы? (ответы детей).
Учитель демонстрирует национальную одежду:  У нас на выставке и на наглядном материале классной доски представлено несколько костюмов разных народностей, про которые мы будем говорить, и некоторые принадлежности одежды народов России - праздничные головные уборы якутских и украинских женщин, хакасский нагрудный фартук- пого. (демонстрация одежды и костюмов северных народов, татар, бурят, кавказцев: рассказываю об основных элементах и названиях национальной одежды.)
Посмотрите насколько они разные, необычные, но все равно очень красивые!
Учитель:  Но не только внешне отличаются наши народности, они даже здороваются и то, по- разному!
(слайд «Приветственные жесты в разных странах»)
Давайте вспомним, как здороваются некоторые народы мира (классный час «Общение»).
Например, североафриканские народы подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого — к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.
В Замбези — жители хлопают в ладоши и приседают.
А Тибетцы вообще вытворяют невероятное: они снимают правой рукой шапку с головы, а левую закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык. Так доказывается отсутствие дурных намерений.
   
Учитель: Неправильное понимание жестов приветствия часто приводит к недоразумениям, обидам и даже конфликтам.
И чтобы избежать этого, и всегда жить в мире, понимании и согласии мы должны знать хотя бы, как здороваются люди разной национальности у нас в России.
Об этом нам расскажут ребята:
(выходят 3пары учеников, рассказывая и демонстрируя жесты приветствия, про которые говорят)
1 пара. (Чеботков Г., Брылев П.)
(1уч.) Очень интересно здороваются эскимосы мужского пола: они ударяют друг дружку кулаком по голове и по спине. Не сильно, конечно, но тому, кто не знает этого жеста, трудно понять…
(2уч.) Впрочем, они могут и носами потереться, так же, как чукчи.
2 пара. (Дмитриев С., Крупский С.)
(1уч.) Таджики пожимают протянутую руку двумя руками —
(2 уч.)протянуть в ответ лишь одну руку есть неуважение.
3 пара. (Левшин Н., Кубик Л.)
(1уч. )Эвенки, обычно приветствуя ровесников поднятием правой руки, при встрече с более старшими знакомыми поднимают обе.(демонстрируют в сторону ребят и в сторону учителей)
(2уч.) Нивхи по традиции здороваются, взявшись за обе руки и многократно (до десяти раз) потряхивая ими. 
(Подвижная игра на развитие навыков общения «Поздороваемся»)
Цель:
развитие толерантности:все мы разные, но рады друг другу.
создание доброжелательной атмосферы;
повышение внутригруппового доверия;
Ход игры:
Учитель: Давайте немного отдохнем и поиграем. Все встаньте из-за парт. И представьте себе, что вы попали в разные страны и даже на другие планеты, и превратились совсем в других людей с другой культурой и манерой общения и соответственно с другими правилами приветствия.
Итак:
1 стол- это чукчи, которые здороваются, потершись носами.
2 стол- инопланетяне, которые здороваясь, подпрыгивают на двух ногах.
3 стол- вы, японцы, и здороваетесь полупоклоном.
Запомнили, давайте дружно поздороваемся друг с другом.
(выполняют предложенные жесты приветствия)
Учитель: А теперь немного усложним ситуацию:
1 стол - вы, чукчи, здороваетесь, потершись носами, сидя на корточках .2 стол- вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая и наклонившись вперед.
3 стол- вы, японцы, здороваетесь полупоклоном, прыгая на одной ноге.
Учитель:  Отдохнули? Успокаивайтесь, занимайте свои места, мы продолжаем.
Учитель: В этой игре мы представили ситуацию, показывающую насколько мы разные, но все равно мы рады друг другу. Т.е. в этой игре мы затронули очень важное понятие - «толерантность».
(слайд «Толерантность»)
Учитель: Месяц назад - 16 ноября люди всего земного шара и мы вместе с ними отмечали и праздновали этот день - день Толерантности. Давайте вспомним, что же это такое «толерантность» и чем она важна? А поможет нам в этом цветок толерантности (расположен на доске перед глазами).
(слайд Цветок толерантности)
Учитель: Давайте прочтем все понятные для Вас лепестки с составляющими толерантности и после этого сформулируем определение этому понятию.
(рассматриваем цветок толерантности, зачитывают качества по очереди):
1.Сотрудничество, дух партнёрства.2.Готовность мириться с чужим мнением.3.Уважение человеческого достоинства.4.Уважение прав других.5.Принятие другого таким, какой он есть.6.Способность поставить себя на место другого.7.Уважение прав быть иным.8.Признание многообразия.9.Признание равенства других.10 Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.11.Отказ от доминирования, причинения вреда и насилияУчитель: Итак, что же такое толерантность (ответы детей).
Учитель: Правильно. Молодцы! Толерантность – это качество личности человека. Оно проявляется тогда, когда взаимодействуют 2 или несколько человек, которые отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Считают толерантным того человека, который принимает другого таким, какой он есть.
(слайд Толерантность – это качество личности человека. Оно проявляется тогда, когда взаимодействуют 2 или несколько человек, которые отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Считают толерантным того человека, который принимает другого таким, какой он есть.)Учитель: Сегодня, мы, путешествуя по многонациональной России, будем учиться играть в национальные игры, слушать сказки и пытаться развивать в себе чувства толерантности и любви к другим народам. А помогут нам в этом гиды, которые проведут нас по бескрайним просторам нашей Родины…
(выступление учеников о народностях России, сопровождается презентаций)
1) (Рассказ ученика о жителях Крайнего Севера)(1 мин.)
Уч.1. Евстратов А. (с презентацией)
Я предлагаю Вам отправиться на Крайний Север России. Здесь вы можете встретить чукчей, ненцев, эскимосов и русских.
Север на первый взглядявляется одним из неуютных мест на земле. Однако эти народности научились жить в согласии с природой и бережно относиться к тому, что она им дает.
Основным видом занятий северян является оленеводство. Помимо выпаса оленей жители севера зимой охотятся на песца, росомаху, зайца, добывают белых куропаток, уток и гусей. Рыбу ловят в основном летом.
Уч.2. Веремейчик К.
Жители Севера – творческие люди. Их талант ярко проявился в резьбе по кости. Из клыков моржей они изготавливают нужные для охоты гарпуны и ножи, вырезают скульптуры животных.
Чукотские и эскимосские женщины шьют одежду из шкур и меха добытых животных.
Основная пища оленеводов – мясо оленей (в сыром и соленом виде) и рыба.
2) (Рассказ ученика о жителях Сибири и Дальнего Востока)(1 мин.)
Уч.1. Зюлковская А. (с презентацией)
А я предлагаю Вам отправиться в Сибирь (где мы обитаем) и Дальний Восток и познакомиться с хантами, мансами, алтайцами, тувинцами, бурятами, эвенками, нанайцами.
К традиционной деятельности народов Сибири и Дальнего Востока относятся: животноводство, пчеловодство, рыболовство, охота, земледелие, разведение и переработка лекарственных растений, художественные промыслы. Реки и окружающая тайга кормят и одевают сибиряков, обеспечивают их семьи всем необходимым.
Распространенная пища жителей Сибири и Дальнего Востока, это строганина из рыбы и сибирские пельмени.
3) (Рассказ ученика о жителях Северного Кавказа)-5 мин.
Уч. 1. Шлегель П. (с презентацией)
В южных районах нашей страны, на Северном Кавказе, проживают: кабардинцы, черкесы, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы, русские и другие. Это очень гостеприимные народы с развитым чувством национальной гордости, с национальными традициями и привычками.
Климат мягкий и позволяет получать богатые урожаи многих культур - от пшеницы и риса до сахарной свёклы и винограда, поэтому большинство народностей занимаются сельским хозяйством. Также население занимается охотой, рыбалкой, животноводством.
Распространенные блюда кавказкой кухни - это шашлык и восточные сладости.
Уч.2. Белоусова М.
Как вы знаете, самый популярный танец на Кавказе - это лезгинка. Я предлагаю вам посмотреть отрывок этого танца, который будет положен в основу народной дагестанской игры, в которую мы потом поиграем.
(видео№2 Лезгинка-2 мин.)
Учитель: Итак, обещанная нами дагестанская народная игра называется «Подними платок». Я предлагаю Вам сыграть в нее и попробовать протанцевать этот замечательный танец «Лезгинка».
(дагестанская народная игра «Подними платок» (Явлукънугётер.Квербац/борхе)
Учитель: Правила игры. Все желающие становятся в круг, в центре которого лежит платок. С началом музыки надо начать танцевать «Лезгинку». С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка. Кто первым поднял платок, тот и победитель.
(Игроки танцуют, потом становятся в круг, в центре которого лежит головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют кавказскую лезгинку.)4) (Рассказ о жителях Европейской части страны)-8 мин.
Учитель: А мы с вами отправляемся дальше, в Европейскую часть нашей страны. Самой многочисленной народностью здесь являются русские.
Уч.1. Разгильдеев С.(с презентацией)
Но нам хотелось бы остановиться и поговорить о малых народностях. Например, о татарах, которые живут к востоку от Москвы.
Первостепенное значение в татарской кухне имеют жидкие горячие блюда - супы и бульоны (шулпа). На второе подают отваренное в бульоне мясо или курицу, порезанные крупными кусками и отварной картофель. Во время званых обедов, особенно у горожан, подается плов и традиционный мясо-крупяной бэлиш. В татарской кухне часто готовят всевозможные каши. Высоко ценятся изделия из кислого (дрожжевого) теста. К ним прежде всего относится хлеб (икмэк). Без хлеба не проходит ни один обед (обычный или праздничный), он считается священной пищей.
Учитель: Татары очень поэтичный народ. И я предлагаю вашему вниманию татарский мультфильм «Забавный ученик» на стихи очень известного татарского поэта Габдуллы Тукая.
(демонстрация мультфильма «Забавный ученик» (видео №3 –3 мин.20 сек.)Учитель: А теперь давайте поиграем в татарскую народную игру «Тимербай». Она похожа на русскую игру «Море волнуется…» Водящим будет_Алина. Ее задача под слова стихотворения показывать вам движения, которые вы должны выполнять. В конце вы должны застыть, повторив предложенную водящим фигуру.
(татарская народная игра Тимербай под народную татарскую плясовую)
(Играющие делают круг. Водящий Тимербай становится в центре круга, произносит слова игры, показывает движения, игроки повторяют. В конце под плясовую татарскую музыку водящий выбирает понравившуюся фигуру)Уч.2 Степанова А. - Водящий:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Учитель: Усаживайтесь, успокаивайтесь!
4.Рефлексия.-7 мин.
Задача: создать условия для развития творческих способностей обучающихся, развивать умения строить речевые высказывания; создать условия для самооценки обучающимися деятельности на классном часе.
Методы и приемы: Метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа), методы формирования социального опыта (игра); метод развития психических функций (творческое задание); приём незаконченное предложение.
Учитель: А мы закончили наше путешествие по уголкам России. И давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой, чему мы должны были научиться?Обучающиеся: «Воспитывать уважение к культуре, традициям, языку разных народов многонациональной России. Учиться уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт».
(слайд: Цель классного часа - «Воспитывать уважение к культуре, традициям, языку разных народов многонациональной России. Учиться уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт»)Учитель: Мы достигли этой цели?
Обучающиеся: Да.
(Упражнение – тренинг «Нарисуй»)
Учитель: Чтобы еще раз закрепить полученные сегодня знания, я предлагаю выполнить небольшое упражнение.
Каждый из вас получил шаблон человека. На основе этого шаблона вы должны нарисовать: 1-ый стол - знакомых мальчиков, 2-ой стол - знакомых девочек, 3-ий стол- человека любой национальности, живущего на территории многонациональной России, добавляя их индивидуальные особенности.
(2 мин., затем следует обсуждение.)•
Учитель:  Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....) Учитель: Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.) 
(учитель берет по нескольку шаблонов с разных столов и с помощью крепления на магнит образует на доске хоровод дружбы)
Учитель: Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои внешние особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что каждый из нас не повторим, но нужен всем остальным.
Учитель: В конце нашей встречи ответьте, пожалуйста, на самые трудные вопросы.
-Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы? (люди все равны)
-Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег? (все люди равны в своих правах)
-Хорошо или плохо, что все мы разные? (да)
-Как жить в мир, где столько разных людей?(уважать и любить всех)
Учитель: А сейчас давайте сыграем в игру « Закончите предложения».
(на слайдах:На классном часе было интересно…
На классном часе было трудно…
После классного часа я научился…)-На классном часе было интересно…
-На классном часе было трудно…
-После классного часа я научился… (Ответы детей: оставаться самим собой, видеть свои ошибки. Принимать людей таковыми, каковы они есть. Уважать чувства и интересы других людей. Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.)Учитель:  Вот и закончилось наше веселое путешествие по народам России. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь еще раз и подумайте:  как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались!
Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину!
И давайте хором произнесем тему нашего занятия, которая должна являться девизом всей нашей жизни!
(открывается слайд «Мы разные, но мы вместе!»)
Дети хором:  «Мы разные, но мы вместе!»