Как придумать загадки? Литературные загадки

Литературное чтение
Урок 80.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Как придумать загадку? Литературные загадки.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока
Ход урока

Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)



·. Актуализация знаний.




Проверка домашнего задания.
Чтение загадок в тетради. Обсуждение того, как они построены.

Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


II. Развитие умений.




























Работа с загадками.
1. Работа с загадками до чтения.
1. Беседа.
– Что такое загадка?
– Как строится загадка?
– Зачем люди придумывают загадки?
– Что можно узнать о наших предках, читая и отгадывая загадки?

– На какие две группы (по авторству) можно разделить загадки? (Народные и литературные.) Слайд 1.
– Знаете ли вы литературные загадки? Кто из поэтов является автором загадок?
- Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке?
-Какие цели бы вы поставили для себя? Слайд 2.
- А кто скажет, что такое загадка? Слайд 3.
2. Чтение имён и фамилий авторов загадок в учебнике.

2. Работа с загадками во время чтения.
1. Чтение загадок вслух учащимися и отгадывание их.
– Какие «подсказки» вы нашли в тексте загадок?
– В форме чего они написаны? (В форме стихотворений.)
– Назовите рифмы.
– Какая загадка, по вашему мнению, самая трудная? самая интересная, необычная?
- Кто-нибудь догадался, отгадать загадку – это ? Слайд 4, 5.
2. Выразительное чтение загадок.
– Обратите внимание на интонацию и логическое ударение в загадках С.Я. Маршака, на звукопись в загадке А. Прокофьева про жука (Какой звук чаще других использован в стихотворении-загадке? Почему? Подсчитайте, сколько раз. Подчеркните букву, обозначающую этот звук. Звук [ж] помогает отгадать загадку.), на ритм в загадке Прокофьева про капусту.
3. Заучивание загадки по желанию наизусть.

- Может вы уже догадались, на основе чего стоятся загадки? Слайд 6.


3. Работа с загадками после чтения. Работа в парах.
Игра «Догадливый фотограф».
Учитель читает авторские загадки. Ученики рисуют отгадку и показывают, поднимая рисунок вверх. Кто же будет самым догадливым фотографом?


М. Пожарова А. Шибаев
Есть у меня работники, День за днём идёт кино
Во всём помочь охотники. На экране этом.
Живут не за горой – Солнца, зелени полно
День и ночь со мной: На экране летом.
Целый десяток А зимой – синеет лёд,
Верных ребяток! Снег летит, играя.
(Пальцы) Фильм идёт, идёт, идёт
Без конца и края
(Окно)
Л. Сандлер
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
(Светофор)
Физминутка. Слайд 7, (плюс отдельная презентация и мелодия)
4. Составление загадок. Работа в группах (розы, колокольчики, ромашки).
- Перед составлением загадок, давайте подумаем, предположим, в каком порядке необходимо составить загадку? (мнения, предположения детей).
Слайд 8.
1. Чтение авторского текста вслух и комментирование.
– Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки загаданного предмета. Такие же признаки есть и у других предметов.)

Вопросы после чтения:
– Как правильно придумать загадку?
– Какие признаки сахара перечислены в загадке Бориса Заходера?
– С чем сравнивает он первый снег? Какое отличие у мух и снега?

2. Обсуждение схемы придумывания загадки: Слайд 8.
1) Выбери загадываемый предмет.
2) Запиши все его признаки.
3) Запиши, с каким другим (другими) предметом (предметами) можно сравнить загаданный предмет.
4) Подчеркни общие для предметов признаки.
5) Выбери форму загадки.
3. Упражнение в придумывании загадок. Слайд 9.
Вывешиваются изображения петуха и колокольчика. Дети по выбору в группе определяют о ком или о чем будет их загадка. Можно использовать рифмы: поёт – клюёт, несёт – встаёт – поёт – зовёт. Загадку про колокольчик дети придумывают самостоятельно. Определяется загадка-победитель.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану.







Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитив-ные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.



·
·
·. Итог.
Слайд 10.
– Кого из авторов загадок запомнили?
– Чем интересно и полезно занятие по составлению загадок?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?





·V. Домашнее задание.


Слайд 11. Сочинить свою загадку. Нарисовать отгадку.
* Р.Т. с. 37, Задание 2.




Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Сочинять сказку, загадку, считалку.












Заголовок 315