Конспект урока по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные 3 класс


Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных Выявить способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Задачи:
образовательная – закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.
воспитательная – связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.
-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
№ Этапы работы Содержание этапа
1 Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
-помочь принять правильную рабочую позу;
-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные
– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости.Учитель: Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать!Дети:
Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей.Всех знакомых, незнакомыхИ серьезных и веселых!– Тихо сели девочки!– Тихо сели мальчики!
Cлайд № 1 (проверь свою готовность к уроку!)
– Долгожданный дан звонок. Начинается урок.Посмотри скорей дружокА ты готов начать урок?Всё ль на месте?Всё ль в порядке?Ручки, книжки и тетрадки.Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Ум и сердце в работу вложиИ каждой секундой в труде дорожи!
– Итак, урок русского языка.
2 Мотивационный блок
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
Показать значимость изучаемого материала
Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся определять значение изученного материала, выявить затруднения в деятельности учащихся;
Методы организации работы: словесные
Методы стимулирования: похвала.
Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка. А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодится” (написано на доске).
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
– Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”.– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).
Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.
– А начнем мы наш урок со строк, написанных А.С. Пушкиным.
О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух,И опыт– сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг.
– Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (мы будем делать на уроке новые открытия).
– Значение некоторых слов вам может быть непонятно. Обратимся к Толковому словарю В.И. Даля
3
А)
Б) Изучение учебного материала
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об имени существительном, для открытия новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Постановка учебной задачи
Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.
Банка, лисица, мороз, Катя, ягода, котик, машина, мальчик, парта, воробей, Москва, щука, Волга, берёза, аптека, яблоко. – Что объединяет эти слова? (это имена существительные).
– Что такое имя существительное?
– На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (одушевленные и неодушевленные)
– Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)
Делаем вывод: Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.
Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.
Кто быстрее всех прочтет,Слово лишнее найдет:
1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода
2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
3) Дом, берёза, машина, кукла, цветок.
4)Поход, снеговик, дорога, костёр, палатка.
В) Открытие новых знаний.
Цель: обсудить проект решения учебной задачи и составить схему разбора слова.
Методы: учебный диалог,моделирование. – Предлагаю провести исследование. Работаем группами. Но перед работой давайте определим алгоритм нашего исследования.
4 Закрепление учебного материала
Цель: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Цель, которую ставит перед собой учитель: Выявить способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Задачи: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
-развитие умений разбирать предложение по членам,
- развивать способность давать адекватную самооценку
Методы: репродуктивные Задания:
Книга, кошка, пароход, летчик, кукла, автобусы, снеговик
1 группа:
Разделите слова на 2 группы. По какому принципу вы их разделите?
На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему?
На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему?
Слайд №9
Давайте проверим.
Вывод: В.п.мн.ч.= Р.п. мн.ч. – одушевленные существительные
В.п. мн.ч.= И.п. мн.ч. – неодушевленные существительные
Слайд № 11
Молодцы!
– Вы хорошо потрудились, и для вас я приготовила небольшой сюрприз. Вы любите мультфильмы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультика, но т.к. вы сегодня не просто дети, а исследователи, то выполните задание. Ребята I в. записывают слова, которые отвечают на вопрос “кто?”, а ребята II в. – слова, которые отвечают на вопрос “что?”.
Слайд № 12
(Проверка работы и еще раз повтор вывода исследования).
Слайд № 13 (физминутка)
Слайд №14
– Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами, вот и мы с вами поработаем по учебнику. (С.46 упр 4).
Слайд № 15
– А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”.
Слайд № 16
Работа над предложением.
– Составьте и запишите предложение птиц, ребята, изготовили, кормушку, для, зимующих.
Слайд № 17
Разбор предложения.
Слайд № 18
Самостоятельная работа
– На этом наши исследования подошли к концу.
4 Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса Итог урока.
Слайд № 20.
– Что нового узнали? -На какие группы делятся имена существительные?
-На какой вопрос отвечают одушевлённые имя существительные?
-На какой вопрос отвечают неодушевлённые имя существительные?
Слайд № 21.
Обобщение.
Слайд № 22.
Молодцы!
– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову.– А закончить урок я хочу словами:
Учите русский годы к рядуС душой, с усердием, с умом.Вас ждет великая наградаИ та награда в нем самом!
5 Домашнее задание
Цель: закрепить умение определять одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение определять одушевлённые и неодушевлённые существительные Записать по 10 слов в каждую группу и составить с ними рассказ или нарисовать рисунок используя эти слова