Конспект урока по русскому языку на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Конспект урока по теме
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель: научить учащихся классифицировать имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Задачи: 1.Закрепить знания об имени существительном.
2.Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность, творческую активность учащихся
3.Воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей, интерес к русскому языку.
4.Воспитывать чувства гордости за Родину, гражданственности и патриотизма.
Ход урока. Орг. момент
Слово учителя. На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики.
Запись числа, классной работы.
А для начала ответьте, о чём пойдёт сегодня речь?
Слайд 1
Всему название дано-/И зверю, и предмету./Вещей вокруг полным- полно,/А безымянных нету./И всё, что может видеть глаз,-/Над нами и под нами,/И всё, что в памяти у нас,-/Означено словами. (А.Шибаев)
(об имени существительном)
Слайд №2
Посмотрите на экран. Помните «Домик лингвистики»? Ответьте мне, на каком этаже живет Имя существительное? (Правильно, на этаже МОРФОЛОГИЯ.)
Мы с вами изучаем морфологию, на прошлом уроке говорили об имени существительном. Сейчас я хочу проверить, что вы знаете об этой части речи.
4.Работа на экране (повторение, опрос) Слайд №3,4,5
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.
Имя существительное отвечает на вопросы _____________?
Имя существительное относится к одному из трёх родов:
Изменяется по ____________ и ____________.
К 1 склонению относятся имена существительные _________.
Ко 2 склонению относятся имена существительные __________________.
К 3 склонению относятся имена существительные __________________.
В предложении чаще всего является ______________или _____________.
Зачем повторили? Повторение ведёт к формулировке темы.
5. Объяснение новой темы. (Слайд 6)
В два столбика написаны имена существительные. Определить, по какому признаку они объединены.
папа дуб
тётя ствол
дядя дупло
пёс Днепр
Валя гриб
Учитель Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.
Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.
Ученик.СЛАЙД7.Тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ЦЕЛЬ. Чему мы будем учиться?
Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные от неодушевлённых.
Выскажите своё предположение, как мы будем это делать?
Объявление темы урока. Запись в тетрадь.
Учитель Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда: одушевлённые и неодушевлённые.
Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?
Ученик Потому что они обозначают живые существа.
Учитель Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это тоже живая природа?!
Учащийся. Ответ следует искать в глубокой древности.
Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевлённым.
6. Определение категории одушевлённости.
Слайд 8 Учитель
Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения
одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами.
Какими являются существительные друзья, деревья?
Просклоняем существительные, выделяя окончания.
И.п. (кто?) друзья (что?) деревья
Р.п. (кого?) друзей (чего?) деревьев
Д.п. (кому?) друзьям (чему?) деревьям
В.п. (кого?) друзей (что?) деревья
Т.п. (кем?) друзьями (чем?) деревьями
П.п. (о ком?) о друзьях (о чем?) о деревьях
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
Работа в парах: сравнить склонение существительных.
Какую особенность вы заметили при склонении?
Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.
Одушевленные (мн.ч.)
В.п. = Р.п.
Неодушевленные (мн.ч.)
В.п. = И.п.


Что мы ещё узнали о категории одушевлённости?
Вывод: Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.
Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному.
Посмотрим на слайд( №9) Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.
Слайд №10 К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться).
К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.

7.Слайд №11 Вопрос Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные?
Вижу орла – вижу Орёл
Позвать дворника – включить дворники
Приведите подобные примеры (петрушку - Петрушек, лисички - лисичек)

- От чего ещё может зависеть категория одушевлённости?

Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных может зависеть от их лексического значения.

- Что нового узнали о имени существительном?

Вывод: ученики Грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые – это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей – у неодушевлённых.
У всех ли существительных есть категория одушевлённости?
Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.
8.Закрепление 1.Работа в группах. №1.Замените в словах первую букву так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Кол-вол, капля-цапля, дверь-зверь, мак-рак, дом-сом. №2. Уберите или вставьте в слова буквы, чтобы получились одушевлённые существительные. Шутка-утка, точка-дочка, лень-тюлень, бочка-бабочка. Ответы проверяем по эталону(слайд 12,13)
–Какая группа выполнила без ошибок? – «5», с одной –«4», с двумя – «3»
2.Работа в парах по карточкам. Проверяют эксперты (2 уч-ся, те кто выполнил на «5»)
«5»-12-10б; «4»-9-7б; «3»-6-5б
2.Класс. Задание №3 «Кто внимательней?» (13-16)
Найдите имена существительные в заколдованных словах. Какие из них одушевлённые, неодушевлённые?
-Какая пара получила сколько баллов? Оценку? (по карточкам)
Разминка для глаз.
Открываем глазки – раз,/А зажмуриваем - два,/Раз, два, три, четыре,/раскрываем глазки шире./А теперь опятьсомкнули,/Наши глазки отдохнули.
Физминутка 1.Я сейчас буду диктовать слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные. Если слово одушевленное, встаём. Если слово неодушевленное – сидим.
Малина, воробей, сорока, горох, земляника, собака, берёза, помидор, медведь, корова, картофель, кукла.
2.Потрудились – отдохнем./Встанем – глубоко вдохнем,/Руки в стороны,вперед,/Влево, вправо поворот./Руки плавно опустили,/Всем улыбки подарили,/Потихонечку все сели.

9.Слайд №17. Работа с текстом. Читает учащийся.
6.Тема текста? Основная мысль? Чем знаменательна эта дата для 2015 г.? Найдите в тексте имена существительные и запишите их в 2 колонки по категориям одушевленности и неодушевленности в начальной форме
Этого праздника люди ждали четыреста восемнадцать дней. Столько дней продолжалась битва с фашистами – Великая Отечественная война.
За этот праздник мы благодарим солдат, матросов, сержантов, лейтенантов, капитанов, майоров, полковников, генералов, адмиралов, маршалов.
Они сражались храбро и уничтожили врага.
Обменялись работами, проверили ,оценили. Проверка по эталону.

Индивид. работа. Двое учащихся : работа по репродукциям. Выписать на доске имена существительные в две колонки по категории одушевлённости и неодушевлённости.
Одушевленные
Неодушевленные

солдат
матрос
сержант
лейтенант
капитан
майор
полковник
генерал
адмирал
маршал
враг
праздник
день
битва
война

- Что показалось трудным? Почему?

10. Экпресс - диагностика. Самопроверка по эталону. Оценивание. Кто выполнил работу на «5,4,3»?

Вывод по уроку. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?
Ученик
Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Слайд №22 9. Домашнее задание.
Выпишите из словаря по 10 одушевлённых и неодушевленных имён существительных;
(Кто хочет)сочинить сказку или рассказ на тему «Одушевлённые – значит живые»
- Что нужно, чтобы справиться с этим заданием?
- Какими словарями будете пользоваться?

Рефлексия 23 слайд
1.Цели? Как вы думаете достигли?
2. Что узнали и запомнили?
3.Чему научились?
4.Что понравилось?
5.Чему удивились?
6.Что не понравилось?
7. Кто считает, что может лучше работать?








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415