Рабочая программа 3 класс ФГОС


Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на использование учебника В. И. Ляха (М.:Просвещение).
Общая характеристика предмета
Физическая культура – это обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно – оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутки, зарядки и т.п.) и второй половины дня (гимнастика, подвижные игры во второй половине дня), внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции, группы ОФП), физкультурно – массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья, спортивные праздники, походы и т.п.) - достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. 329- ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в общеобразовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных общеобразовательных программ в объеме, установленном государственными общеобразовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ.При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должны создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.
Цель обучения – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи обучения:
●укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
●формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
●обучение методики движений;
●развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно – силовые, выносливость и гибкость) способностей;●формирование элементарных знаний о личной гигиене, влияния физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развития физических
(координационных и кондиционных) способностей;
●выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
●формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
●приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
●воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов ( представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
Общая характеристика курса
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических форм.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно - правовых актов Российской Федерации, в том числе:● требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
● концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина;
● Законе РФ « Об образовании»;
● Федеральном законе « о физической культуре и спорте»;
● Стратегии национальной безопасности Российской федерации до 2012 г.;
● примерной программе начального общего образования;
● приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.
Учебный план
На курс « Физическая культура» в 3 классе отводится 102 часа, по 3 часа в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета « Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г.№889. В приказе было указано: « Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1 класса направлена на достижение учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
● формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
● формирование уважительного отношения к культуре других народов;
● развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
● развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуациях;
● развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
● формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
● формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
● овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
● формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
●определение общей цели и путем ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
● готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
● овладение начальными сведениями о сущности особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
● овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
● формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
● овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
● формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
Содержание курса
К концу учебного года учащиеся научатся:
● По разделу «Знания о физической культуре» - выполнять организационно – методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки), рассказать о скелете, внутренних органах, мышечной и кровеносной системе человека, об органах чувств, объяснять, что такое пас и его значение для спортивных игр с мячом, что такое осанка, что такое гигиена и правила ее соблюдения, правила закаливания, прием пищи и соблюдения питьевого режима, правила спортивных игры волейбол.
● по разделу « Гимнастика с элементами акробатики» - выполнять строевые упражнения, выполнять разминку на месте и в движении, отжимания, подъем туловища за 30 с, упражнения на внимание и равновесие, наклон вперед из положения стоя и сидя, шпагаты, кувырок вперед с места и с разбега и через препятствие, кувырок назад, проходить станции круговой тренировки, лазать и перелезать по гимнастической стенке , лазать по канату в три приема, выполнять стойку на голове и руках, мост, стойка на лопатках, прыгать со скакалкой, через скакалку и в скакалку, выполнять вращение обруча.
● по разделу «Легкая атлетика» - технике высокого старта. Пробегать дистанцию 30 м на время, выполнять челночный бег 3х10 м, беговую разминку. Метание, как на дальность, так и на точность, прыжок в длину с места и с разбега, преодолевать полосу препятствий, выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, броски набивного мяча. Пробегать 1 км.
● по разделу «Лыжная подготовка» - - передвигаться на лыжах скользящим и ступающим шагом с лыжными палками и без них, попеременным и одновременным двухшажным ходом, «змейкой», выполнять повороты на лыжах переступанием и прыжком, подъем на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск со склона в основной стойке и в низкой стойке, тормозить «плугом», проходить дистанцию 1,5км. Подвижные игры на лыжах «Накаты», «Подними предмет».
● По разделу « Подвижные и спортивные игры» - выполнять пас ногами и руками, низом, верхом, через волейбольную сетку различными способами вводить мяч из- за боковой, выполнять броски и ловли мяча различными способами, выполнять футбольные упражнения, стойке баскетболиста, ведению мяча на месте, и в движении, правой и левой рукой, участвовать в эстафетах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры « Ловишка»; «Колдунчики», «Салки», «Салки – дай руку», « Собачки», « Собачки ногами»; «Вышибалы», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы с ранением», «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», «Прерванные пятнашки», «Антивышибалы», «Защита стойки», «Капитаны», «Осада города», «Штурм», «Удочка», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян с мячом», «Ловля обезьян с мячом», «Горячая линия», «Будь осторожен», «Игра мяч с фигурами», «Салки и мяч», «Ловишка с мешочком над голове», «Катание колеса», «Марш с закрытыми глазами», «Пионербол», «Подвижная в цель», «Борьба за мяч», «Белые медведи!; «Волк во рву»; «Осада города»; «Пустое место»; «Совушка»; « Удочка»; «Салки с домиком»; «Волшебные елочки»; « Белочка – защитница»; «Точно в цель», «Командные хвостики», «Ножной мяч», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, пионербол).Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, по данной теме приведено в таблице.
Тема Кол-во часов
Знания о физической культуре 4
Гимнастика с элементами акробатики 29
Легкая атлетика 25
Лыжная подготовка 12+10=22
Плавание 10
Подвижные игры 22
Общее количество часов 102
В связи с тем, что в школе нет бассейна уроки плаванье 10 часов, взяла на уроки лыжной подготовки.
В связи с тем, что в школе нет гимнастических кольцов, перекладины и брусьев упражнения на них заменены другими гимнастическими упражнениями.
Содержание программы:
№ Содержание
1 четверть
1. Организационно – методические требования на уроках физической культуры
2. Тестирование бега на 30 м с высокого старта
3. Тестирование челночный бег
4. Тестирование челночного бега 3х10 м
5. Тестирование бега на 60 м с высокого старта
6. Тестирование метания малого мяча на дальность
7. Пас и его значение для спортивных игр с мячом
8. Спортивная игра в « Футбол»
9. Техника прыжка в длину с разбега
10. Прыжок в длину с разбега на результат
11. Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега
12. Контрольный урок по спортивной игре «Футбол»
13. Тестирование малого мяча на точность
14. Тестирование наклона вперед из положения стоя
15. Тестирование подъема туловища из положения, лежа за 30 с16. Тестирование прыжка в длину с места
17. Тестирование подтягиваний и отжиманий
18. Тестирование виса на время
19. Подвижная игра «Перестрелки»
20. Футбольные упражнения
21. Футбольные упражнения в парах
22. Различные варианты футбольных упражнений в парах
23. Подвижная игра «Осада города»
24. Броски и ловля мяча в парах
25. Закаливание
26. Ведение мяча
27. Подвижные игры
2 четверть
28. Кувырок вперед
29 Кувырок вперед с разбега и через препятствия
30. Варианты выполнения кувырка вперед
31. Кувырок назад
32. Кувырки
33. Круговая тренировка
34. Стойка на голове
35. Стойка на руках
36. Круговая тренировка
37. Лазанье по гимнастической стенке
38. Лазанье и перелезание по гимнастической стенке
39. Прыжки в скакалку
40. Прыжки в скакалку в тройках
41. Лазанье по канату в три приема
42. Круговая тренировка
43. Упражнения на гимнастическом бревне
44. Упражнения на гимнастическом бревне
45. Круговая тренировка
46. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке
47. Варианты вращения обруча
48. Круговая тренировка
3 четверть
49. Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок
50. Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками
51. Повороты на лыжах переступанием и прыжком
52. Попеременный двухшажный ход на лыжах
53. Одновременный двухшажный ход на лыжах
54. Одновременный двухшажный ход на лыжах, попеременный двухшажный ход на лыжах
55. Подъем «полуелочкой» и «елочкой», спуск под уклон в основной стойке на лыжах
56. Подъем «полуелочкой» и «елочкой», спуск под уклон в основной стойке на лыжах
57. Одновременный одношажный ход на лыжах
58. Подъем «елочкой», «полуелочкой» и спуск в основной стойке на лыжах
59. Подъем «елочкой», «полуелочкой» и спуск в основной стойке на лыжах
60. Подъем на склон «лесенкой», торможение «плугом» на лыжах
61. Подъем на склон «лесенкой», торможение «плугом» на лыжах
62. Передвижение и спуск на лыжах «змейкой»
63. Передвижение и спуск на лыжах «змейкой»
64. Подвижная игра «Накаты»
65. Подвижная игра «Накаты»
66. Подвижная игра на лыжах « Подними предмет»
67. Подвижная игра на лыжах « Подними предмет»
68. Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах
69. Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах
70. Контрольный урок по лыжной подготовке
71. Полоса препятствий
72. Усложненная полоса препятствий
73. Прыжок в высоту с прямого разбега
74. Прыжок в высоту с прямого разбега на результат
75. Прыжок в высоту способом перешагиванием
76. Прыжки на мячах-хопах77. Эстафеты с мячом
78. Подвижные игры
4 четверть
79. Броски мяча через волейбольную сетку
80. Подвижная игра пионербол
81. Волейбол как вид спора
82. Подготовка к волейболу
83. Контрольный урок по волейболу
84. Броски набивного мяча способами «от груди», «снизу» и « из-за головы»
85. Броски набивного мяча правой и левой рукой
86. Тестирование виса на время
87. Тестирование наклона вперед из положения стоя
88. Тестирование прыжка в длину с места
89. Тестирование подтягиваний и отжиманий
90. Тестирование подъема туловища из положения, лежа за 30 с91. Знакомство с баскетболом
92. Тестирование малого мяча на точность
93. Спортивная игра « Баскетбол»
94. Беговые упражнения
95. Тестирование бега на 30 м с высокого старта
96. Тестирование челночного бега 3х10 м
97. Тестирование малого мяча на дальность
98. Подвижная игра «Флаг на башне»
99. Спортивная игра «Футбол»
100. Бег на 1000 м
101. Спортивные игры
102. Подвижные и спортивные игры
Итого: 102 часа
Календарно – тематическое планирование по физкультуре в 3 классе
№ Содержание Часы Дата Применение
1 четверть 1. Организационно – методические требования на уроках физической культуры 2. Тестирование бега на 30 м с высокого старта 3. Тестирование челночный бег 4. Тестирование челночного бега 3х10 м 5. Тестирование бега на 60 м с высокого старта 6. Тестирование метания малого мяча на дальность 7. Пас и его значение для спортивных игр с мячом 8. Спортивная игра в « Футбол» 9. Техника прыжка в длину с разбега 10. Прыжок в длину с разбега на результат 11. Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега 12. Контрольный урок по спортивной игре «Футбол» 13. Тестирование малого мяча на точность 14. Тестирование наклона вперед из положения стоя 15. Тестирование подъема туловища из положения, лежа за 30 с16. Тестирование прыжка в длину с места 17. Тестирование подтягиваний и отжиманий 18. Тестирование виса на время 19. Подвижная игра «Перестрелки» 20. Футбольные упражнения 21. Футбольные упражнения в парах 22. Различные варианты футбольных упражнений в парах 23. Подвижная игра «Осада города» 24. Броски и ловля мяча в парах 25. Закаливание 26. Ведение мяча 27. Подвижные игры 2 четверть 28. Кувырок вперед 29 Кувырок вперед с разбега и через препятствия 30. Варианты выполнения кувырка вперед 31. Кувырок назад 32. Кувырки 33. Круговая тренировка 34. Стойка на голове 35. Стойка на руках 36. Круговая тренировка 37. Лазанье по гимнастической стенке 38. Лазанье и перелезание по гимнастической стенке 39. Прыжки в скакалку 40. Прыжки в скакалку в тройках 41. Лазанье по канату в три приема 42. Круговая тренировка 43. Упражнения на гимнастическом бревне 44. Упражнения на гимнастическом бревне 45. Круговая тренировка 46. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке 47. Варианты вращения обруча 48. Круговая тренировка 3 четверть 49. Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок 50. Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками 51. Повороты на лыжах переступанием и прыжком 52. Попеременный двухшажный ход на лыжах 53. Одновременный двухшажный ход на лыжах 54. Одновременный двухшажный ход на лыжах, попеременный двухшажный ход на лыжах 55. Подъем «полуелочкой» и «елочкой», спуск под уклон в основной стойке на лыжах 56. Подъем «полуелочкой» и «елочкой», спуск под уклон в основной стойке на лыжах 57. Одновременный одношажный ход на лыжах 58. Подъем «елочкой», «полуелочкой» и спуск в основной стойке на лыжах 59. Подъем «елочкой», «полуелочкой» и спуск в основной стойке на лыжах 60. Подъем на склон «лесенкой», торможение «плугом» на лыжах 61. Подъем на склон «лесенкой», торможение «плугом» на лыжах 62. Передвижение и спуск на лыжах «змейкой» 63. Передвижение и спуск на лыжах «змейкой» 64. Подвижная игра «Накаты» 65. Подвижная игра «Накаты» 66. Подвижная игра на лыжах « Подними предмет» 67. Подвижная игра на лыжах « Подними предмет» 68. Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах 69. Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах 70. Контрольный урок по лыжной подготовке 71. Полоса препятствий 72. Усложненная полоса препятствий 73. Прыжок в высоту с прямого разбега 74. Прыжок в высоту с прямого разбега на результат 75. Прыжок в высоту способом перешагиванием 76. Прыжки на мячах-хопах77. Эстафеты с мячом 78. Подвижные игры 4 четверть 79. Броски мяча через волейбольную сетку 80. Подвижная игра пионербол 81. Волейбол как вид спора 82. Подготовка к волейболу 83. Контрольный урок по волейболу 84. Броски набивного мяча способами «от груди», «снизу» и « из-за головы» 85. Броски набивного мяча правой и левой рукой 86. Тестирование виса на время 87. Тестирование наклона вперед из положения стоя 88. Тестирование прыжка в длину с места 89. Тестирование подтягиваний и отжиманий 90. Тестирование подъема туловища из положения, лежа за 30 с91. Знакомство с баскетболом 92. Тестирование малого мяча на точность 93. Спортивная игра « Баскетбол» 94. Беговые упражнения 95. Тестирование бега на 30 м с высокого старта 96. Тестирование челночного бега 3х10 м 97. Тестирование малого мяча на дальность 98. Подвижная игра «Флаг на башне» 99. Спортивная игра «Футбол» 100. Бег на 1000 м 101. Спортивные игры 102. Подвижные и спортивные игры Итого: 102 ч