Урок с презентацией по русскому языку для 2 класса «Слог. Перенос слов»

Тема: Слог. Перенос слова.

Цели:

Познакомить учащихся с правилами переноса слов.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.
Учиться переносить слова с одной строки на другую.
Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.
Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков.
Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других, заботу о своем здоровье.
Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.
Планируемые результаты: Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения; - проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Регулятивные: - умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Методы:
частично-поисковый
проблемный
репродуктивный
работа с книгой, тетрадью.
Формы работы:
парная работа;
групповая работа.
Оборудование:  
учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина "Русский язык", 2класс;
рабочая тетрадь;
карточки;
мультимедийный проектор, экран;
компьютер;
презентация.











Ход урока.
Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк, Нам пора начать урок.
Дети: Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Актуализация знаний

Учитель: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- Сейчас мы должны вспомнить все о буквах, обозначающих гласные звуки. Ребята, я вам задам один вопрос, вы должны сначала подумать, потом коротко написать ответы, обсудить в команде
- Вопрос: Что вы знаете о буквах которые обозначают гласные звуки? .
- Подумайте 30 секунд. (Учитель ставит таймер на 30 с.)
- Напишите на листочках (Учащиеся пишут на листочках 45с.)
- Теперь отложите ручки. Прочитайте свой ответ с листочка по кругу. Начинает ученик под номером 2. Даю вам 1 минуту. (Учитель ставит таймер).
- Хотела бы услышать несколько ответов.
- Отвечает стол № 3 ученик под номером 1. Алсу, что сказал Рамиль? (гласные тянутся).
- Отвечает стол № 1 ученик под номером 2. Динара, что сказала Ралина? (гласные обозначают твердость и мягкость согласного).
- Динара, ты с ней согласна? А какие гласные обозначают твердость согласного?
- А какие гласные обозначают мягкость согласного?
- Отвечает стол № 2 ученик под номером 4. Артур, что ты знаешь о буквах, обозначающих гласные звуки? ( Гласные звуки произносятся свободно, воздух не встречает преграду).
- Сейчас вы вспомнили все, что касается гласным звукам. Применим это на практике.
Словарно-орфографическая работа.
- Сегодня мы познакомимся с новыми словами из словаря. Перед вами очень большое слово, его написал наш давнейший друг Незнайка. Угадайте, какие слова тут зашифрованы.
На доске:
ОВОЩОГУРФЕЛЬ
- Какие слова получились? (овощи, картофель и огурец).
- Что между этими словами общего? (огурец и картофель – это овощи).
- Правильно. А что еще? (их выращивают люди)
- Молодцы. Мы вспомнили урок окружающего мира. А теперь переходим к русскому языку. Что в них общего? (Эти слова состоят из трёх слогов. В этих словах встречается буква О).
- Что вы знаете о букве О? (Буква О – гласная буква, она обозначает твёрдость согласного).
Чистописание.
- Теперь откройте ваши тетрадки. Сели правильно, спинка прямая, плечики прямые, наклонно поставили тетрадку, правильно держим ручку. Напишите дату, классная работа. Одну строчку заглавную и строчную букву Оо.
- Молодцы. Теперь на следующей строке пишем новые слова. Ставим ударение и красным карандашом выделяем буквы, обозначающие гласные звуки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Самоопределение к деятельности.

– Сколько гласных в этих словах? Значит, есть еще один признак, который объединяет эти слова. (В этих словах 3 гласных звука).
- А теперь послушайте стихотворение. Кто рассказывает это стихотворение? За что он получил плохие отметки? (слайд 1).
Мы изучаем перенос.
Вот как я слова перенес:
Едва я принес – е-два
И получил за это «два».
Укол я перенес: у-кол
И получил за это «кол».
Опять я перенес – о-пять.
Теперь, наверное, будет «пять».
- Кто рассказывает это стихотворение? (Незнайка).
- А вы как думаете, ребята, какую оценку получит Незнайка?
- Как мы должны поступать, если при записи, у нас слова не помещаются на одной строке?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Формирование новых знаний, умений и навыков.
Работа по теме.
- Запишите слова под диктовку, разделяя их на слоги.
Мама, бабушка, папа, брат, дедушка, семья.
- Что объединяет эти слова? (Все эти слова относятся к теме «Семья»).
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Давайте проверим. Вспомним, когда мы делим слова на слоги, то на что мы обращаем внимание? Возьмите ваши листочки, вспомните. (На гласные звуки. В слове столько слогов, сколько гласных звуков).
- В слове мама 2 гласных букв и 2 слога.
- В слове бабушка – 3 гласных и 3 слога.
- В слове папа - 2 гласных и 2 слога.
- В слове брат – 1 слог и 1 гласная буква.
- В слове дедушка – 3 слога, 3 слога.
- В слове семья – 2 гласные и 2 слога.
- Молодцы. А теперь смотрим на экран (Слайд № 4).

Обучающая структура ТАЙМД ПЭА ШЭА.

- Сравните ваши записи со словами, которые у меня написаны на экране. Совпадает ли ваша запись с моей. Почему? (Дети: мы разделили слова на слоги, а вы разделили слова для переноса с одной строки на другую).
- Хорошо. Но почему я слова брат и семья оставила, не разделила эти слова? (Потому что в слове семья буква я остается одна на строке, а одну букву нельзя оставлять. Слова из одного слога тоже нельзя переносить).
- Молодцы. Мы с вами самостоятельно вывели правило. Кто повторит? (Вывод на экране. Слайд № 5).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Закрепление пройденного материала.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 82, упражнение122.
- Мы учимся не только делить слово на слоги, но и из слогов составлять слова. Если вы сумеете выполнить задание, то узнаете, кто был на дне рождения у слона.
- Обсудите с партнером по плечу, смогли ли вы найти гостей? (Ученики делятся своими ответами партнерами по плечу
- Поблагодарите своего партнера.
- А теперь кто хочет прочитать? Интересно, кто же пришел в гости к слону. Разделите эти слова на слоги (ан-ти-ло-па, жи-раф, кро-ко-дил, бе-ге-мот).
- Как вы думаете, эти слова можно переносить с одной строки на другую? Докажите свое мнение (слово антилопа можно переносить так: ан-тилопа, анти-лопа, антило-па. Аналогично объясняют и другие слова).

Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Молодцы. Откройте рабочие тетради на странице 42, упражнение 75. Работаем в паре. Вспомните правила работы в паре (должны внимательно слушать партнера, не перебивать, поблагодарить своего партнера).
- Молодцы. Теперь проверим по образцу на доске.
3. Задание на карточках.
- Внимательно посмотрите. Можно ли перенести так слова, как это сделал Незнайка? Исправьте его ошибки.
Строй-ка, лей-ка, Ю-ля, ру- чьи, игра-ю, медведь, зе-мля, ча-йник, пла-тье, конь-ки, стол-б, топ-оль, уро-жай, э-так.
- Давайте, проверим. Если вы все выполнили правильно, поставьте «!»; если сделали 2 ошибки, то «+», если ошибок больше 2 , «-».

Рефлексия.
- Смотрим на экран. Выберите правильный ответ. Я читаю вопросы и ответы, вы должны выбрать правильный ответ (Слайд № 6).
1. Как переносятся слова:
А) по слогам;
Б) как поместятся.
2. Можно ли переносить или оставлять одну букву на строчку?
А) да
Б) нет
3. Можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?
А) да
Б) нет.
- А теперь проверим и оцениваем свою работу по шкале «!»,«+»,«-».
- Надеемся, что мы сумели объяснить Незнайке, как переносятся слова из одной строки на другую (Слайд № 7).

Подведение итогов урока.

- Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?
- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

Домашнее задание.

- Выпишите из словарика «Пиши правильно» 5 двусложных слов, разделяя их для переноса, и два слова, которые нельзя переносить.