Конспект урока по русскому языку по теме Имя прилагательное. Слова противоположные и близкие по значению (2 класс)


Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России».
Тема урока: « Прилагательные близкие и противоположные по значению».
Цель урока: Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности в контексте изучения темы: «Что такое синонимы и антонимы?», формирование умения использовать синонимы и антонимы в собственной речи, на основе сравнения и выделения существенных признаков.
Обучающие - ознакомить обучающихся с понятием «прилагательные, близкие и противоположные по значению»;
- формировать умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными;
- учить подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по значению.
Развивающие
- развивать навыки правильного аккуратного письма, орфографическую зоркость;
- развивать умение наблюдать, делать выводы, обобщать;
- развивать память и мышление.
Воспитательные
- воспитывать внимательное отношение друг к другу, речевую культуру.
Здоровьесберегающие- создать благоприятные условия для сохранения здоровья обучающихсяПланируемые результаты:
Предметные умения:
- определять лексическое значение слова;
- узнать определение понятий «синоним» и «антоним»;
- учиться различать оттенки значений синонимов;
- подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении (расширение словарного запаса).
УУД (метапредметные):
Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу «Что такое синонимы и антонимы?» и умению использовать их в собственной речи;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
-развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность действий на уровне адекватной самооценки;
- уметь  осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
-уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;
- умение сравнивать, выделять и обобщать существенные признаки;
- строить речевое высказывание;
- уметь   в сотрудничестве с учителем  формулировать учебные задачи, подводить итог урока.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- учитывать разные мнения, строить логические рассуждения, задавать вопросы;
- работать в группах, уметь взаимодействовать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- проявлять доброжелательное отношение к партнёру
Тип урока Урок открытия нового знания
Форма урока Урок - практикум
Опорные понятия, термины Имя прилагательное.
Слова близкие и противоположные по значению.
Новые понятия Прилагательные синонимы и антонимы.
Формы контроля Проверочный тест
Используемые здоровьесберегающие технологии
Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму).
Гимнастика для глаз. Тренажер «Веселые глазки».
Физкультминутка «Игра наоборот» (развитие внимания).
Смена видов деятельности (предотвращает утомление обучающихся).
Оборудование: ПК;  презентация к уроку, раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1. Организационный момент. Психологический настрой. Слайд №1
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Слайд №2
Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка. 2. Чистописание - Прежде чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:
(Самомассаж рук.)
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
Вырос у нас чесночок,                 указательный
Перец, томат, кабачок,                 средний
Тыква, капуста, картошка,           безымянныйЛук и немножко горошка,            мизинец
Овощи мы собирали,                    сжимание и разжимание
Ими друзей угощали.                    пальцев на обеих руках.
 
2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.
Слайд №3
- Прочитайте слова: смелый, отважный, храбрость, бесстрашный. Найдите лишнее слово.
- В лишнем слове есть буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Первая буква обозначает безударный гласный звук. (О)
Вторая буква обозначает согласный, звонкий непарный, твёрдый звук. (Р)
Посмотрите на строчку, найдите закономерность.
ОР/ РО// ОР/ РО//
- Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Лишнее слово «храбрость», т. к. слова смелый, отважный, бесстрашный отвечают на один вопрос какой?, а слово храбрость отвечает на вопрос что?
3.Актуализация знаний, мотивация Слайд №4
- Измените часть речи: существительное «храбрость» в прилагательное.
Смелый, отважный, храбрый, бесстрашный.
- Что объединяет данные слова?
- Как можно сказать о человеке с противоположным храбрости качеством??
- Смелый - … трусливый. Это слова противоположные по смыслу. - Храбрый
- Имена прилагательные отвечают на вопрос какой? Обозначают черты характера человека. Слова, близкие по значению.
- Трусливый или боязливый, робкий, пугливый.
4. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на слова-помощники, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Смелый, отважный, храбрый, бесстрашный.
Смелый-трусливый.
- У каждой данной группы слов есть свое название.
Смелый, отважный, храбрый, бесстрашный – это слова-синонимы.
Смелый-трусливый – антонимы.
- Определите цель урока:
1. Познакомиться со ….
2. Учиться подбирать …
Прилагательные близкие по значению.
Прилагательные противоположные по значению.
5. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Слайд №5
- Что означают новые понятия: синонимы и антонимы? Какие будут гипотезы, предположения?
Чтение определений в учебнике на стр.33-34
- Что такое антонимы? Приведите свои примеры.
Слайд №6
Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте.
Задание-исследование:
- Для чего в речи нужны антонимы?»
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте продолжить предложения:
1. Слон большой, а мышка … (маленькая).
2. Зимой погода холодная, а летом … (тёплая).
- Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была?
- Зачем же нужны антонимы?
Вывод: Действительно антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.
Стихотворение «Антонимы» читает ученик.
Дальний – ближний, горький – сладкий.
В чём антонимов загадка?
В том, что с самого рожденья
У них разные значенья.
Работа в тетради.
Упр.275
Динамическая пауза "Игра  наоборот"
 Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.
    Вперед - назад
    Вниз - вверх
    Назад - вперед
    Присел - подпрыгнул
    Подпрыгнул - присел
Проверка. Упр.275
- Назовите слова, противоположные по смыслу.
- Как иначе они называются?
Слайд №7
Групповая работа.
Задание - исследование «Где встречаются антонимы?»
- Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка, мы можем встретиться с антонимами?
1 гр. Назовите антонимы, которые встречаются на уроках математики.
2 гр. Назовите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира.
3 гр. Назовите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры.
Слайд №8
- Что такое синонимы?
Слайд №9
- Среди группы слов попробуйте найти слова-синонимы. Выпишите их в строчку.
Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
Маленькая, огромная, крошечная, малюсенькая, небольшая.
Жаркий, горячий, целый, жгучий, знойный.
слайд № 10
Гимнастика для глаз. Тренажер «Веселые глазки»
- Проверка. Назвать лишние слова, которые вы не писали.
- Докажите, что эти слова являются синонимами.
- Для чего используют синонимы в речи?
Стихотворение «Синонимы» читает ученик.
Прекрасный, хороший, чудесный, красивый,
Народный, прелестный – синонимов ряд.
Различны они в написании, милый,
Но все об одном говорят.
Слайд №11
Игра: распредели пары слов по группам. В одну группу перетащи пары синонимов, а в другую – пары антонимов.
Проворный-шустрыйхудой-тощий2314824130948Синонимы
020000Синонимы
худой-толстый
тайный-секретный
широкий-узкий
231457597845Антонимы
020000Антонимы
смешной-забавныйскупой-жадныйскупой-щедрый
веселый-грустныйстарый-древнийСлайд №12
- Подумайте и скажите, почему ученик получил отметку «4»
- Найдите ошибку.
Синонимы Антонимы
тайный-секретный веселый-грустный
проворный-шустрый скупой-щедрый
смешной-забавный худой-тощий
скупой-жадный широкий-узкий
старый-древнийхудой-толстыйСинонимы – это слова близкие по значению, а антонимы – слова противоположные по значению.
Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.
-Скудная, неинтересная.
-Они делают нашу речь богаче, красивее.
- На уроках математики: плюс-минус, больше-меньше, длинный-короткий, узкий-широкий
- На уроках окружающего мира: живая-неживая природа, дикие-домашние, холодная-теплая
- На уроках физкультуры: вверх-вниз, быстрый-медленный, старт-финиш.
Синонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.
- Мудрый, огромная, целый.
- Они близки по значению и отвечают на один и тот же вопрос.
- Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
Работа на интерактивной доске.
Ученики высказывают свои предположения
Ответ:
Худой-толстый – это антонимы, худой-тощий- синонимы.
6. Закрепление знаний и способов деятельности. Слайд №13 Творческая работа.
На столах у вас лежат тексты с пропущенными прилагательными, при помощи которых мы можем описать изменчивую весеннюю погоду.
Ребята 1 варианта добавляют в текст имена прилагательные, которые рисуют хорошую, солнечную погоду, а ребята 2 варианта - имена прилагательные, которые рисуют плохую погоду, заменив имеющиеся прилагательные. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, на котором записаны слова-помощники.
 Сегодня ясный день. Стоит нежаркая погода. По небу плывут лёгкие облака. Дует тёплый ветерок.
1 вариант
Сегодня ясный ____________ день. Стоит нежаркая __________ погода. По небу плывут лёгкие ___________ облака. Дует тёплый ____________ ветерок.
2 вариант
Сегодня ясный ___________ день. Стоит нежаркая ____________ погода. По небу плывут лёгкие ____________ облака. Дует тёплый ____________ ветерок.
Слова: хмурый, пушистый, солнечный, светлый, свинцовый, холодный, дождливый, тёплый, ласковый, тяжёлый, ненастная, прохладныйСлайд №14
- Прочитаем тексты, которые у вас получились.
- Как называются имена прилагательные, использованные в тексте 1 варианта? (синонимы)
- Как называются имена прилагательные, использованные в тексте 2 варианта? (антонимы) Сделайте вывод о роли прилагательных синонимов и антонимов в речи.
-Проверочный тест. Предлагаю ответить на 7 вопросов.
- В каком задании допустили ошибки? Окажите помощь другу. Самостоятельная работа по вариантам (карточки)
1 вариант
Сегодня ясный (солнечный) день. Стоит нежаркая (тёплая) погода. По небу плывут лёгкие (пушистые) облака. Дует тёплый (ласковый) ветерок.
2 вариант
Сегодня (ясный) пасмурный день. Стоит (нежаркая) прохладная погода. По небу плывут (лёгкие) тяжёлые облака. Дует (тёплый) холодный ветерок.
Вывод: имена прилагательные синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной. 
Работа в парах на компьютере.
7. Рефлексивно-оценочный этап –Наш урок подошёл к концу. Подведём итог, ответили ли мы на главные вопросы урока?
Продолжите предложение (слайд№ 15)
Я узнал …
Я научился …
– Я хочу, чтобы вы выразили своё мнение об уроке.
Слайд №16
- Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта.
Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.
? – если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Слайд №17
Д/З с.33-34 правило выучить