Программа дополнительного образования по химии 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №89
Октябрьского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан


Рассмотрено
Руководитель ШМО
______/Судакова Л.В./
ФИО
Протокол №___от
«___»_________2015г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____/НурмухамедоваЛ.Р./

«____» _________2015г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №89
Октябрьского района город Уфа
_________/Корнилов Н.М./









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Дополнительного образования
«Химия в задачах и упражнениях»



Фаткуллиной Юлии Викторовны, 1 категории

Ф.И.О., категория

по химии 11а класс
предмет, класс и т.п.










2015 - 2016 учебный год
2. Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс рассчитан на обучающихся 11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии.
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у обучающихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;
исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;
формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
развивать у обучающихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы
создать обучающимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.
Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, полученные на профильном уровне обучающиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и упражнений (типовых и повышенного уровня сложности, в том числе комбинированных). В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведений семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Формы контроля за уровнем достижений обучающихся - текущие и итоговые зачётные работы.
Курс рассчитан на 52 часа (2 часа в неделю в 11 классах).

3. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения элективного предмета ученик должен
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;
Уметь
Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
4. Содержание курса
Тема 1. Химический элемент (6 часа)
Строение и состав атома. Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов. Валентность и степень окисления химических элементов.
Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в порядковой системе химических элементов и строению атома.
Тема 2. Вещество (14 часов)
Постоянная Авогадро. Вычисление структурных единиц в определённом количестве, массе или объёме вещества. Уравнение Менделеева-Клайперона. Способы выражения концентрации растворов (массовая, молярная) Правило смешения растворов, («правило креста»). Кристаллогидраты.
Тема 3. Химические реакции (18 часов)
Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Термохимические уравнения реакций. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Энтальпия реакций. Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.
Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей, рH растворов.
Тема 4. Познание и применение веществ (14 часов)
Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего вещества, содержащего примеси.
Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично взаимодействующие с реагентом.
Электролиз расплавов и растворов солей. Стереометрические схемы реакций и расчёты по ним.
11 класс (52 часа)
Тематическое планирование



Название темы
Всего часов
В том числе




Практикум
Зачёт

Тема 1.
Химический элемент
6



Тема 2.
Вещество
14

1

Тема 3.
Химические реакции
18
2
1

Тема 4.
Познание и применение веществ
14





5. Календарно-тематическое планирование

дата

Наименование темы
Всего
часов



Тема 1. Химический элемент
6


1-2
Строение атома. Изотопы. Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов
2


3-4
Валентность и степень окисления
2


5-6
Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в периодической системе и строению атома
2



Тема 2. Вещество
14


7-8
Задачи на расчёты масс, объёма веществ и числа частиц в этих веществах
2


9-10
Расчёты с применением уравнения Менделеева – Клайперона
2


11-12
Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов.
2


13-14
Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»).
2


15-16
Кристаллогидраты
2


17-18
Обобщение и систематизация знаний по темам №1, 2
2


19-20
Зачёт по теме: «Вещество»
2



Тема 3. Химические реакции
18


21-22
Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами неорганических и органических веществ.
2


23-24
Расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса.
2


25-26
Вычисление скорости химической реакций. Расчёты, связанные с использованием понятия «температурный коэффициент химической реакции»
2


27-28
Химическое равновесие
2


29-30
Упражнение в составлении уравнений реакций, идущих в растворах электролитов.
2


31-32
Урок-практикум: составление и решение схем превращений неорганических веществ в растворах электролитов.
2


33-34
Урок – практикум: определение рH растворов, составление уравнений реакций гидролиза солей.
2


35-36
Обобщение и систематизация знаний по теме №3
2


37-38
Зачёт по теме: «Химические реакции»
2



Тема 4. Познание и применение веществ
14


39-40
Вычисление массы и объёма продуктов реакции по известной массе или объёму веществ, содержащих примеси.
2


41-42
Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ, взаимодействующих с реагентом или частично взаимодействующих.
2


43-44
Расчёты в теме «Электролиз»
2


45-46
Решение задач с использованием стехиометрических схем.
2


47-48
Решение комбинированных задач.
2


49-50
Обобщение и систематизация знаний по теме №4
2


51-52
Подведение итогов
2










6. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:


1. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.
2. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.
3. Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.
4. Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.
5. Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
6. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
7. Единый государственный экзамен: Химия: 2003 – 2004: контрол. измерит. материалы/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко и др.; под ред. Г.С.Ковалевой; Министерство образования РФ – М.: Просвещение, 2004. Объем 16 п.л.
8. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. 2004: Химия/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев; Министерство образования РФ – М.: Интеллект-Центр, 2004. Объем 10 п.л. 3. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,5 п.л
9. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,2 п.л.
10. А.А.Каверина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для проведения зачета: Химия/ Федеральный





15