Доклад по экономике на тему Использование активных методов обучения студентов на занятиях как условие подготовки конкурентоспособного выпускника


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ
КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА
Асланова Ольга Владимировна,
преподаватель дисциплин профессионального цикла
Развитие среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России: формирования гражданского общества, рыночного сектора экономики, изменений в сфере занятости, перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы, а также с учётом возрастания требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов.
Одной из главных целей обучения современного студента является развитие у него познавательной активности , умения творчески мыслить , размышлять логически, а также применять полученные в процессе обучения знания при принятии решений на поставленную перед ним конкретную ситуацию, задачу.
Главные характеристики выпускника техникума:
а) конкурентоспособность;
б) мобильность;
в) компетентность.
В процессе изучения учебных дисциплин большое внимание уделяется процессу познания, эффективность которого во многом зависит от познавательной, творческой, мыслительной активности студента.
Цель доклада : рассмотреть активные методы обучения, как один из путей совершенствования профессиональной подготовки конкурентоспособного выпускника учебного заведения.
Задачи : а)выделить теоретические основы активных методов обучения;
б) рассмотреть классификацию и характерные черты активных методов обучения;
в) представить эффективные методы активизации познавательной, мыслительной, творческой деятельности студентов на уроках экономики.
Теоретические основы активных методов обучения
Активные методы обучения- методы, в процессе которых деятельность студента имеет познавательную, мыслительную, поисковую, творческую направленность.
Активное обучение предполагает использование таких методов, которые направлены в основном не на предоставление преподавателем готового учебного материала, его запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной ,мыслительной, творческой и практической деятельности.
Активные методы обучения – один из современных путей совершенствования профессиональной подготовки конкурентоспособного выпускника учебного заведения.
Методы активного обучения призваны обеспечить единство студента и преподавателя в процессе изучения учебной дисциплины. Студент и преподаватель - равнозначные участники учебного занятия.
На занятиях экономики используются активные методы обучения на различных этапах урока- повторение изученного материала( домашнее задание), изучение нового материала, закрепление, контроль и оценка знаний.
Активность студенту на уроках экономики может быть обеспечена предложенными преподавателем заданиями.
Классификация и характерные черты активных методов обучения
Классификация активных методов обучения
Активные методы обучения

Имитационные методы
Неимитационные методы

беседа
семинарррлекция

Неигровые методы
Игровые методы


Профессиональный тренинг
Анализ конкретных ситуаций


Имитационная игра
Индивидуальный тренинг


Разыгрывание ролей
Инцидент


Деловая игра
Имитационные упражнения

Характерные черты активных методов обучения:
а) активизация мыслительной, познавательной, творческой деятельности студента;
б) длительное время активности — студент работает в течение всего учебного процесса (урока, учебного занятия);
в) самостоятельный анализ ситуаций, принятие решений;
г) мотивация к обучению.
Эффективные методы активизации познавательной, мыслительной, творческой деятельности студентов на уроках экономики :В качестве повторения изученного материала применяются:
Анализ конкретной ситуации
Вы директор торгового предприятия. Идете по торговому залу. Работники предприятия беседуют между собой длительное время , не обращая на Вас внимания . Проанализировать ситуацию. Представить решение.
Заполнить схему
потребление
производство


3.Решение конкретной ситуации (представление ответа)
1.Увеличилась цена на маргарин. Что произойдет со спросом на сливочное масло?
2.Ваша заработная плата увеличилась с 5000 рублей до 150000 рублей. Что при этом произошло?
Конкуренция
4. Составление кластера
Методы
конкуренции
Формы
конкуренции
Цели
конкуренции
Функции
конкуренции
конкуренци

более эффективное товародвижение и сбыт
функциональная
аллокационнаяценовая


регулирующая
неценовая
предметная


инновационная
борьба за долю на рынке
видовая

В качестве изучения нового материала применяются:
1.Беседа
Является диалогом между преподавателем и студентами в процессе изложения учебного материала. Её сущность в том, что преподаватель с помощью поставленных вопросов побуждает студентов к рассуждению, к анализу изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию теоретических выводов и обобщений.
Вопросы для рассуждения:
1.С какими видами рынков сталкивается Ваша семья в современной жизни?
2. Какие профессии стареют и отмирают? С чем это связано?
3. Какие методы борьбы с конкурентами Вы будете использовать, если Вы владелец супермаркета ?2.Творческое задание
Пример 1
Создать рекламный ролик о товаре , имеющемся в наличии ( группа не менее 3-х человек)
Пример 2
Придумать и нарисовать социальную рекламу
Пример 3
Придумать товарный знак и слоган 3.Привести примеры
Пример 1 : достоинства и недостатки магазина «Метрополис»
Пример 2: первичных и вторичных потребностей
В качестве закрепления нового материала применяются:
1.Экономический диктант
Утверждение читается один раз, за время чтения утверждения необходимо записать ответ «да» или «нет» ( переспрашивать утверждение нельзя).
Пример:
1.Чем выше цена, тем меньше желающих купить товар по данной цене («Да);
2.Фрикционная безработица обусловлена отсутствием спроса на продукцию предприятия («Нет»);
3.Товарозаменители –«автомобиль»-«бензин» («Нет»).
2. Задание-соответствие (тестовое задание)
В двух столбцах вразброс представлены термины и определения.
К терминам из левой колонки найдите соответствующие определения в правой колонке.
1. Средства труда а) работники, средства труда и предметы труда
2. Альтернативная стоимость б) наибольший объем выпуска продукции при полном использовании ресурсов
3. Предметы труда в) количество благ, которое нужно отдать взамен продуктов, пользующихся предпочтением
4. Производственные возможности г) созданные людьми вещи, с помощью которых создаются экономические блага
5.Факторы производства д) вещи, подвергаемые обработке в процессе труда
3. Интерактивная форма работы – составление презентации
4.Заполнить таблицу
А)Представить наименование товара, цену в сумме, название цены.
Заполнить таблицу.
Наименование товара Цена в сумме (руб.) Название цены
Б)Определите цель и задачи профессиональной деятельности. Заполнить таблицу.
Виды профессиональной деятельности Цель Задачи
Юридическая деятельность Общественное питание Торговля В качестве контроля и оценки знаний студентов применяются:
1. Решение задач
Пример 1
Дано:
Количество произведенной продукции 472 штук
Цена единицы продукции 401 руб.
Затраты на производство продукции 12360 руб.
Доходы от ксерокопирования 33261 руб.
% по облигациям 14253 руб.
Доходы от сдачи имущества в аренду 25701 руб.
Определить: ЧП
Пример 2
Каковы сбережения семьи, если ее доход составляет 900 тыс. руб. в год, в том числе 120 тыс. руб. пенсия, ставка НДФЛ 13%, а расходы 600 тыс. руб.?
Пример 3
Определить выгодность покупки
1 Майонез 250 г.-44 руб. 600 г.-100 руб. 850 г.-138 руб.
2 Сельдь филе 70 г.-55 руб. 230 г.-115 руб. 500 г.-139 руб.
3 Шампунь 1 л.-239 руб. 500 мл.-140 руб. 250 мл.-78 руб.
4 Пряники 1 кг.-78 руб. 500 г.-39 руб. 250 г.-22 руб.
2.Тестовые задания
Пример 1.Что из списка является товаром в экономическом смысле?
А) стрижка; Б) совет юриста; В) посуда ; Г) пошив одежды.
Пример 2.Платой за предпринимательские способности является:
А) рента; Б) зарплата; В) процент; Г) прибыль.
3. Анализ ситуаций. Решение.
Пример 1
В предложенных ситуациях определить функции денег
1. Цена килограмма яблок в магазине «Лето»- 85 рублей.
2.Пенсионер Иванов получает пенсию в 22 почтовом отделении
3.Предприятие оплачивает поставленное оборудование

Пример 2
В предложенных ситуациях определить формы безработицы
1.Иванов Николай Петрович не желает работать
2.Сидельникова Наталья Семеновна уволилась с работы по причине низкой заработной платы
Список использованных источников:
1. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для бакалавров /Л.П. Крившенко.- М.: Издательство «Проспект», 2013.- 488с.
2. Ковалева, Е.В. История педагогики и образования: учеб.-метод.пособие / Е.В.Ковалева, И. М. Яковенко. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им.Витуса Беринга, 2013.— 377 с.