Технологическая карта урока русского языка на тему: «Прилагательные близкие и противоположные по значению»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка,
проведенного 11.04.2015 г. во 2 «Б» классе
МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Мезиновой Алины Антоновны
Учитель: С.Ю. АлейниковаМетодист: А.В. Ващенко
_____________________
(подпись)
Зерноград
2016
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема урока: Прилагательные близкие и противоположные по значению
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Форма урока: урок – путешествие
Цели урока:
Формировать умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным.
Формировать умение применять в речи имена прилагательные; учить детей подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
Учебные задачи
Направленные на достижение личностных результатов:
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Формирование осознанного понимания чувств одноклассников, стремления прийти им на помощь;
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).
Направленные на достижение предметных результатов:
Формирование первоначальных представлений о прилагательных близких и противоположных по значению;
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное.
Этап
урока Цель Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Подведение
детей к формулированию темы и постановке задач урока. - Здравствуйте ребята! Меня зовут Алина Антоновна и я проведу у вас урок русского языка.
О чем же пойдет речь на нашем уроке, вы догадайтесь сами, отгадав загадку:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!
Слайд 1
Мы продолжим изучать имя прилагательное и встретимся с прилагательными близкими и противоположными по значению.
Слайд 2

Давайте вспомним правило об имени прилагательном.
Можем ли мы обойтись без имени прилагательного в речи? Какой оно делает нашу речь?
Слайд 3

Ребята, мне пришло письмо от одного из Смешариков. Он приглашает нас всех и своих друзей на день рождения. Угадайте, кто это же нас приглашает, в этом нам поможет загадка?
Колючки, очки,
пара ручек и ножек,
Узнали, кто это?
Конечно же…
(Ёжик)
Слайд 4
Нам надо зайти по пути в гости ко всем Смешарикам, помочь им выполнить все задания, собраться вместе и принести подарки ёжику.
 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, нацеливает на работу.  Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, вспоминают материал, изученный ранее.  Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание изучать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать
2. Чистописание. Письмо различных соединений букв, фиксация затруднений в выполнении учащимися задания. Слайд 5
Мы зашли в гости к Пину. Он хочет красиво написать поздравление Ёжику. Давайте, вместе выполним упражнение по чистописанию.
мМм ма мо ме- Откройте свои тетради
Назвать нижние и верхние соединения. Указывает объект наблюдения.  Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания. Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
3.Актуализация знаний. Словарная работа. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление. Слайд 6-7
Вместе с Пином мы заходим в гости к Совунье.
Работа в парах (на партах карточки).
Угадайте, какие слова спрятались?
Неуклюжий, хищный, бурый, косолапый…(медведь)
Сильный, снежный, злой, трескучий…(мороз)
Белое, ароматное, парное, сгущённое…(молоко)
Пожарная, швейная, красная, легковая… (машина)
На какие группы можно разделить эти слова?
Существительные одушевлённые и неодушевлённые (отвечают на вопросы кто? или что?)
Чем похожи эти слова ?Это словарные слова.
Все слова-имена существительные.
Существительные начинаются с буквы «М».
Какие слова вам помогли узнать предметы? Как называются эти слова?
Имена прилагательные.
Назовите самые характерные признаки, помогающие легко узнать задуманный предмет?
Медведь (какой?) неуклюжий, бурый, косолапый.
Мороз (какой?) сильный, злой, трескучий. Молоко (какое?) белое, парное, сгущённое. Машина (какая?) пожарная, швейная, легковая.
(Запись словарных слов в тетрадь).
С Пином и Совуньей мы идём в гости к Нюше. Слайд 8
Она просит вас в словах найти орфограммы, которые можно проверить.
Медведь - медведи, мороз - морозы. (Запись в тетрадь).
Какое правило применили?
Проверка парных звонких и глухих согласных.
Слайд 9
Правило: Для проверки правописания парного согласного в конце слова нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.
- Итак ребята, с какими словами мы с вами поработали?
- Чему научились?
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.                  Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказывают в устной форме свои предположения, строят рассуждения об объектах, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение, планируют свои действия, устанавливают аналогии.
Учащиеся самостоятельно находят орфограммы, анализируют, устанавливают аналогии, выполняют действия (находят проверочное слово и преобразовывают одну часть речи в другую), сами формулируют правило. Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
 4.Работа над темой урока. подготовить учащихся к самостоятельному открытию нового знания организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения С Пином, Совуньей и Нюшей мы отправляемся к Лосяшу.
Слайд 9-11
Лосяш предлагает выполнить самостоятельную работу. Вам нужно будет подобрать к слову вашего варианта, а у первого варианта это слово храбрый, а у второго это слово большой слова, близкие по смыслу слова.
Самостоятельная работа по вариантам:
На карточках прилагательные.
1 вариант - храбрый
2 вариант – большой
Дети. (Самостоятельно записывают в тетради по вариантам выбранные прилагательные).
Давайте проверим
Что мы можем сказать об этих словах?
Это слова, близкие по значению. Их можно заменять друг другом.
Запишите группу прилагательных.
Найдите в справочном тексте на столе, как они называются?
Синонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.  Организует подводящий диалог,
уточняет правило.  Ребята анализируют, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, высказываются в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в справочном материале. Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Физкультурная минутка (упражнения под музыку).
Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к продолжению
восприятию основного материала по теме урока. Отдельная презентация. Организует проведение физминутки. Выполняют движения вместе с героями. Отправляемся к Копатычу. Мы с Лосяшем нашли слова близкие по значению, а теперь у нас другое задание.
Слайд 12-14
Копатыч просит помочь ему справиться с упражнением 155 в учебнике на странице 90. Мы должны подобрать прилагательные к существительным, обратите внимание эти слова похожие или они разные.
Выполните в тетради.
Проверим.
Работа с учебником.
Назовите имена прилагательные, встретившиеся в предложениях. Какое значение они имеют? Как называются такие слова? Найдите в справочном материале правило об этих словах.
Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.
Теперь я вижу, что вы все умеете пришло время выполнить творческую работу.
Организует коллективную работу с упражнением, подводит к тому , чтобы дети сами сделали вывод. Объясняют написания слов,  анализируют, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, высказываются в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в справочном материале Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организация дифференцированной самостоятельной работы с заданиями новой темы, корректировка возможных ошибок, определение затруднений при усвоении нового материала. Нас ждёт Кар - Карыч. Слайд 15-17
Он предлагает выполнить творческую работу.
Творческая работа. (Дифференцированная работа).
Пара, у которой на карточке красный круг - заменяют выделенные слова синонимами.
Пара, у которой на карточке синий круг – заменяют выделенные слова антонимами.
Карточка. (красная)
Сегодня холодный день. Стоит ненастная погода. По небу плывут чёрные тучи. Под ногами сырая земля.
Ответ детей: Сегодня прохладный день. Стоит дождливая погода. По небу плывут тёмные тучи. Под ногами влажная земля.
Карточка. (синяя)
Сегодня холодный день. Стоит ненастная погода. По небу плывут чёрные тучи. Под ногами сырая земля.
Ответ детей: Сегодня тёплый день. Стоит ясная (хорошая) погода. По небу плывут белые облака. Под ногами сухая земля.
Проверка коллективная .Какое задание было выполнено?
Что было трудно? Легко? Проводит инструктаж обучающихся.
Организует выступление групп, обмен мнениями  Ребята обобщают полученные знания, строят рассуждения, анализируют, подводят под понятие, устанавливают аналогии, выполняют учебные действия Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение знаний, полученных в процессе работы
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
6.Включение в систему знаний и повторение.
Выявление границ применения нового знания, закрепление изученного материала, автоматизация умственных действий и формирование вывода. Мы поработали все вместе, а теперь пришло время поработать каждому индивидуально.
Все вместе мы встречаемся с Барашем. Он просит выполнить нас тест. Слайд 18-19
(Самостоятельная индивидуальная работа).
Найдите и запишите имена прилагательные, близкие данным по значению.
( Синонимы).
Весёлый - громкий, радостный, ласковый.
Мудрый – умный, талантливый, хороший.
Найдите и запишите имена прилагательные, противоположные данным по значению.
(Антонимы).
Тёмный - яркий, светлый, красивый.
Добрый – злой, грустный, сердитый.
Проводит инструктаж обучающихся. Организует работу, используя презентацию. Формулируют собственное мнение, используют письменную речь для регуляции действия. Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Этап разъяснения домашнего задания
Способствовать формированию вывода, подведение итога урока, самооценка учащимися собственной учебной деятельности.
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. - Чему мы научились на уроке? Что запомнили? Какое затруднение возникло? В чём причина затруднения?
- Какие прилагательные называются синонимами?

- Какие прилагательные называются антонимами.
Мы приходим к Ёжику. Поздравляем его с днём рождения. Вы сделали его очень счастливым в день его рождения, пройдя все задания очень хорошо.
Слайд 23
У вас на столах лежат карточки (солнышки и тучки)
Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось. Поднимите пожалуйста карточки так, как вы умаете.. Все ли у вас вышло?
Выполнить упражнение 156 на стр.91.
Спасибо за урок!
Организует диалог, подводит к обобщению материала.
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка. Ребята обобщают полученные на уроке знания, проводят самооценку собственной деятельности Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.