Метафора и ее тематические виды. Метонимия. Синекдоха (9 класс)

9 класс

Урок № 9

Тема: Специальные средства выразительности
Тропы
Метафора и ее тематические виды. Метонимия. Синекдоха.
Цели:
-знакомство учащихся со специальными средствами художественной выразительности;
- формирование у учащихся умений видеть тропы в контексте и использовать их в собственной речи;
- показать красоту и выразительные возможности метафоры, метонимии, синекдохи;
- воспитание потребности в совершенствовании собственной речи.

Оборудование: тексты для анализа (распечатаны), слайдовая презентация.


Ход урока
Оргмомент. Целеполагание.
- Всем нам очень хочется, чтобы нас понимали, но всегда ли так происходит? Всегда ли нам легко выразить свои мысли, чувства? Как вы думаете, почему?
-Да, действительно, нам иногда не хватает слов, с помощью которых можно было бы выразить чувства и т.д.
- Но такие слова, ребята, есть, но мы не умеем ими пользоваться. У В.Шефнера есть стихотворение:

Гаснет русская словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо,
Не скудела в наши дни.

II. Повторение и закрепление изученного.
1. Фронтальная работа.
- О том, что трудно бывает подобрать нужное слово, говорили многие мастера: “Как сердцу высказать себя!?” - восклицал Ф.И.Тютчев. (слайд №2)
Человек, внешне непривлекательный, он был прекрасен духовно, и мы видим это в его творениях. Человеческая красота - не только во внешности, но и в умении выражать свои мысли, ведь мысль человека - суть его духовной жизни. Примером высокой духовности являются для нас люди, обладающие даром слова, несущие яркие образы, чтобы доставлять радость, волнение...
- Скажите, какие средства нашего языка призваны воздействовать на чувства?
(Средства выразительности).
- По-другому они называются “тропы”. Какие тропы вы знаете?
(Ученики называют слова, учитель открывает названия этих тропов на 3 слайде).
2. Терминологический диктант.
- А сейчас узнайте тропы в поэтических текстах:

(Читает отрывок, а ученики после цифры записывают термин)
(слайды № 4 - 7 )
1. До чего рассвет сегодня звонок
В пенисто - вишнёвых облаках! (Э. Асадов).

2. Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова. (С. Есенин).

3. Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Всё гибнет, всё гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый,
Конец твой пришёл!” (А. Майков).

4. В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова).

- Какие тропы вы записали? (слайд №8)

Ответ:
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Метафора

III. Объяснение нового материала.
1. Знакомство с метафорой.
- Ребята, каждый из этих тропов по-своему красив, ярок, выразителен, но вот один из них может включать в себя еще и другие, он самый емкий из перечисленных здесь. Назовите его. (метафора)
- Именно о ней мы будем вести сегодня разговор.
- Л. Успенский называл слово “самым удивительным орудием”. А каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет, как мастер. А владеть мастерски - это значит, до тонкости знать, как оно устроено. Давайте вернемся к термину “метафора”, что это такое?
(слайд № 9 )
Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении для создания образа.
- А что лежит в ее основе? (сравнение)
- Сравнение - это самостоятельный троп, чем он отличается от метафоры?
(В сравнении два объекта, есть сравнительные союзы, а в метафоре - один образ и нет сравнительных слов).
- Если метафора основана на сравнении, значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить?
(Найти сходство по отдельным признакам).
- Другими словами, определить ассоциации. Люди с давних пор старались найти способы сделать свою речь ярче и выразительнее. Вспомните, какие произведения фольклора основаны на метафоре? (загадки).
- Отгадайте загадки и определите, какие предметы или явления привлекались для их создания (слайды № 10 )

1.Пять братьев годами равные, ростом разные.
2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.
3.Стоит старичок красный колпачок.

- Наиболее выразительны поэтические метафоры, и мы сейчас поработаем с яркими примерами из стихотворений Ахматовой и Высоцкого. (слайд № 11 )

“Здесь одиночество меня поймало в сети”. А. Ахматова

“Души застыли под коркою льда”. В. Высоцкий

- Как вы думаете, почему Высоцкий сравнил мертвую душу с ледяной коркой, а не, скажем, бетонной или цементной?
(Лед может таять, души могут ожить от теплого слова...)
- Часто поэты используют метафоры для создания образа явления природы. Совсем недавно мы писали миниатюры «Шум дождя», используя приёмы звукописи (аллитерацию и ассонанс).
- А сегодня давайте попробуем свои силы в создании образов, используя это явление. Составьте ассоциативный ряд к слову “дождь”.
(ответы учащихся).
- А сейчас послушайте, каким увидели дождь мастера слова...
(Учитель читает отрывки, одновременно открывая их на 12 - 13 слайдах )

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)

2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив.(В. Луговской)

3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)

2. Знакомство с метонимией и синекдохой.
- Разновидностью метафоры являются метонимия и синекдоха. Что это такое? (слайд № 14).
- Метонимия – троп, оборот речи, в котором вместо названия одного предмета дается название другого, находящегося с ним в отношении ассоциации по смежности.
- В метонимии связь может быть: (слайд № 15 )
между автором и его произведением;
между предметом и материалом, из которого предмет сделан;
между местом действия (социальным событием, организацией) и людьми, там находящимися;
между действием (или его результатом) и орудием этого действия;
между местом и связанным с ним событием;
- Найдём примеры метонимии в следующих поэтических текстах и определим их связь (слайд № 16 ).
1. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С.Пушкин)
2. Янтарь в устах его дымился (А.С.Пушкин)
3. Ложи блещут; партер и кресла – все кипит (А.С.Пушкин)
4. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А.С.Пушкин)
5. Недаром помнит вся Россия про день Бородина (М.Ю.Лермонтов)
6. Я три тарелки съел (И.А.Крылов)

- Теперь поговорим о синекдохе (слайд № 17 )

Синекдоха – это употребление:
единственного числа вместо множественного;
множественного числа вместо единственного;
название части вместо названия целого;
родового названия вместо видового;
видового названия вместо родового.
(слайд № )
- Прокомментируем примеры синекдохи в следующих текстах:
А) Пуще всего береги копейку (Н.В.Гоголь)

Б) Нужна крыша для моего семейства (А.И.Герцен)

В) Мы все глядим в
Наполеоны (А.С.Пушкин)
Г) Ну что ж, садись, светило (В.В.Маяковский)
Д) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Ю.Лермонтов)

IV. Закрепление.
1. Работа с текстами.
- У вас на столах лежат поэтические отрывки. Прочтите, пожалуйста, те, которые вам нравятся, разграничивая при этом метафору, метонимию, синекдоху и объясняя, какие чувства они у вас вызвали.
(Чтение отрывков, тексты распечатаны):

1.Первый снег опушил у деревьев ресницы.
И в лесу и в полях – тишина, тишина.
Вдруг из сада доносится голос синицы
Как теперь ее песенка сердцу нужна!
Н. Рыленков.

2. О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
С. Есенин
3. Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
А. Пушкин
4. Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
А.Пушкин
5. Шляпа углубилась в чтение газет.
Ильф и Петров

2. Поэтический диктант

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?
Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струёй:
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеётся над тобой
Ф.И. Тютчев

- Какая картина предстаёт в вашем воображении, когда вы читаете это стихотворение?
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают вам в этом? Выпишете из стихотворения тропы.

IV. Подведение итогов урока
- Сегодня мы познакомились с тремя изобразительно-выразительными средствами языка метафорой, метонимией, синекдохой.
- Зачем нужны они, с какой целью используют их писатели и поэты? (С помощью этих средств писатели и поэты рисуют яркие, красочные картины, создают запоминающиеся образы, мы зримо представляем себе всё, о чём они пишут. Поэтому поэтов и писателей называют ещё художниками слова.)

V. Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы слышали много метафор известных поэтов, находили их в стихах, создавали самостоятельно. Я попрошу вас записать на листе ту из них, которая вам больше нравится, крупными буквами.
(3 человека размещают их на доске).
- Я очень рада, что здесь среди профессиональных образцов есть и ваши работы, ваше творчество, ваши находки. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора - это отличительный признак гения. Но человек, чье сердце открыто для любви - к людям, к матери, к женщине, к природе - откликнется на голос поэзии.

VI. Домашнее задание:
Из произведений русской литературы выписать примеры метафор, метонимии, синекдохи.
15