Типы переносных значений слов: метафора, метонимия, перенос по функции слова.


Урок № Дата 26. 11
Тема Типы переносных значений слов: метафора, метонимия, перенос по функции слова.
Цели урока:
-Познакомить с типами переносного значения слова;
-Изучить возможности использования слов в переносном смысле;
-Закрепить умение определять значения слов;
-Показать, как используются слова в переносном значении в художественных текстах;
Способствовать воспитанию трудолюбия.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Доска, учебник, Р.М.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексика»
Орфоэпическая разминка: каталог, диалог, щавель, звонишь, тефтели.
Орфографическая разминка. (сигнальные карточки)
Цыган, коснусь, цитрус, касание, положить, налагать, собирать, угораю.
2.Проверка домашнего задания
Лексический диктант.
Словарный состав языка изучается в …
Основной значимой единицей языка является…
Слова с одним лексическим значением называются…
Слова, имеющие несколько лексических значений называются…
То, что обозначает слово, это есть его…
3.Работа по теме урока. Объяснение нового материала
Вступительное слово учителя
Ребята! Как-то я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но ,к сожалению, этот человек не понял меня!
А вы , сможете описать его?
Объясните значения слов, которые помогли описать друга?
Мягкий характер- хороший характерОстрый ум- быстро понимающий. Острый как нож
Золотые руки- все умеет делать.
Светится от счастья- очень рад
Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.
Итак, тема сегодняшнего урока Типы переносных значений слов: метафора, метонимия, перенос по функции слова.
Запишите ее в тетради.
А теперь обратимся к учебнику на странице 59-61 .
Прочитаем, что выделено жирным шрифтом!
Работа в парах, проговаривание.
Задание: найдите метафору.
-В саду горит костер рябины красной!
-Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.
-Попробуйте сами привести примеры.
В толковых словарях указывается не только прямое, но и переносное значение.
Приведите примеры из толкового словаря.
Закрепление
А теперь потренируемся.
И выполним упражнение 178,179, 181
Выборочный диктант.
Метафора Метонимия
Быстрый ум, чайник кипит, холодное сердце, дети идут на елку, писать маслом, золотая осень, школа вышла на субботник;
Итог урока. Задание «Острый ум»
Найдите один из типов переносных значений слова, назовите его.
И вокруг такой галдёж –Ничего не разберёшьМчатся мимо мамы, папы,Пиджаки, жакеты, шляпы.Из мясного магазинаПрибежала тётя Зина.(И. Резникова)
Дом. Задание. Пар 31, упр.182
Приложение.
Выборочный диктант.
Метафора Метонимия
Быстрый ум, чайник кипит, холодное сердце, дети идут на елку, писать маслом, золотая осень, школа вышла на субботник;
Выборочный диктант.
Метафора Метонимия
Быстрый ум, чайник кипит, холодное сердце, дети идут на елку, писать маслом, золотая осень, школа вышла на субботник;
Выборочный диктант.
Метафора Метонимия
Быстрый ум, чайник кипит, холодное сердце, дети идут на елку, писать маслом, золотая осень, школа вышла на субботник;
Выборочный диктант.
Метафора Метонимия
Быстрый ум, чайник кипит, холодное сердце, дети идут на елку, писать маслом, золотая осень, школа вышла на субботник;
Выборочный диктант.
Метафора Метонимия
Быстрый ум, чайник кипит, холодное сердце, дети идут на елку, писать маслом, золотая осень, школа вышла на субботник;
Выборочный диктант.
Метафора Метонимия
Быстрый ум, чайник кипит, холодное сердце, дети идут на елку, писать маслом, золотая осень, школа вышла на субботник;