Урок по русскому языку для 1 класса РОЛЬ ФОНЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА ПО ЕГО НАЧАЛУ.


РОЛЬ ФОНЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА ПО ЕГО НАЧАЛУ. с. 46
Цель: развивать умение определять роли фонемы в образовании слов, формировать представление о сильной и слабой позиции согласных звуков.
Ход урока
I. Орг.момент.
Заливистый школьный звонок
Позвал 1 класс на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны.
Настрой на урок. Глазки смотрят и всё … (видят),
ушки слушают и всё … (слышат),
голова хорошо … (думает).
- Я рада, что у вас хорошее настроение, у нас даже выглянуло солнышко (картинка солнышка)
- Чем мы с вами занимаемся на уроках чтения?
- Какова же тема нашего урока?
II. Работа над темой «РОЛЬ ФОНЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВА».
Работа с учебником с. 46 буквы лоза, а, ы у ж п м р Р1. Как зовут попугая? (превращение слов с изменением 1 буквы)
– Что нам в этом поможет? (Схемы слов и рисунки)
Дети вписывают в схемы слова:
лоза, ложа, лыжа, лужа, лупа, лапа, лама, рама.
– Что заметили? (Один звук, место его буквы отмечено жёлт. цветом, меняет значение слова.) (все слова – 2 слога)
– Как же зовут попугая? (Рома.)
– Почему первая клеточка больше остальных?
– Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?
– Нельзя ли проще узнать имя попугая?
(П\д попугаем нарисована рама, меняем второй звук = Рома.)
2. Игра «Помоги буквам» .
Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча (появляется картинка тучи), пошел дождь. Наши буквы спрятались под оранжевым и красным зонтиками.
- Какие буквы спрятались под каждым зонтиком? (Под красным – гласные, под оранжевым – согласные).К доске прикреплены "зонтики" и буквы (Два ученика работают у доски, прячут буквы под зонтики), потом объясняют свой выбор.
- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.
- Посмотрите на согласные буквы.
- Какое задание можете предложить? (Какая буква лишняя)
- Дайте характеристику звуку. (Всегда твердый согласный звук ж).
- Какие вы молодцы! Мы это не изучали, только говорили один раз, а вы запомнили!!!
- Посмотрите на гласные буквы. Какое задание можете предложить?
- Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).
Запомните: Звук не можем мы увидеть И не можем в руки взять. Озорного невидимку Можем ухом различать. А ещё – произносить, Но не трогать и носить.
- О чем мы говорили, что повторяли? (Звуки и буквы).
ФИЗМИНУТКА
4. Отгадайте имя мальчика (рисуночный кроссворд).
– Первые буквы отгаданных слов подскажут вам имя мальчика. Вписываем буквы в клеточки.
– Как же зовут мальчика? (Роман.)
– Что общего между словами Рома и Роман?
– Что можно сказать о написании слова Роман?
– Где «опасное место»? Почему?
– В какой позиции стоит о в слове Рома? В слове Роман?
5. Чтение текста с рисунками.
– Придумайте продолжение этой историю.
ФИЗМИНУТКА
6. Пересказ с изменением лица
– Как бы её рассказала кошка? А как Рома? (пересказ с изменением лица рассказчика: 1 ряд - от имени мальчика, 2 ряд - от имени попугая, 3 ряд - от имени кошки)
Самостоятельная работа: подготовить пересказ 3-4 мин на подготовку
Проверка (выслушать по 2 чел. от ряда, анализ пересказа)
– Почему попугай закричал: «Воры! Воры! Горим!».
– А что вообще могут говорить попугаи?
– Какого человека сравнивают с попугаем? Почему?
III. Итог урока.
– Что нового узнали?
– О чём бы вам хотелось рассказать дома? Почему?
– Что запомнилось сегодня на уроке?
– Какие задания хотелось бы ещё выполнить?
СМАЙЛИКИ.
…………………………………………………………………