ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Текстовые задачи в курсе алгебры» ( 9 класс)








Программа элективного курса
( 9 класс)

«Текстовые задачи
в курсе алгебры»
































Кононова Лилия Николаевна
Пояснительная записка



Курс предназначен для предпрофильной подготовки уч-ся 9-х классов и предполагает углубленное изучение математики. Он поможет уч-ся осознать степень интереса к предмету, оценить возможности овладения им, чтобы по окончании 9-го кл. он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего изучения математики.
Тема данного курса важна, во-первых, потому, что текстовые алгебраические задачи представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на экзаменах, часто встречающийся на математических олимпиадах, и, во-вторых, тесно связаны с задачами курса физики и химии, в то время как в школьном курсе таким задачам уделяется недостаточно внимания.
Цели элективного курса
Повышение уровня математической подготовки уч-ся. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования. Подготовка уч-ся к профессиональному обучению в старших классах, к ЕГЭ.
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования процессов и явлений.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.

Конкретные задачи данного учебного курса.



1.Расширить круг текстовых задач, изучаемых в курсе алгебры.
2.Сформировать у уч-ся умение решать задачи с использованием математических моделей (уравнений, неравенств и их систем).
3.Познакомить с методами решения нестандартных задач.



Образовательные результаты



В процессе изучения курса уч-ся должны научиться распознавать различные категории задач, уметь:
1.Решать задачи на проценты (в том числе сложные проценты), смеси, растворы, движение, совместную работу.
2. Составлять математические модели в виде уравнений, неравенств и работать с ними.
3.Легко оперировать формулами арифметической и геометрической прогрессий, адаптируя их к решению текстовых задач.



Методы преподавания и учения

Сообщения с элементами эвристической беседы.
Самостоятельная работа (индивидуальная и по группам).
Практическая работа.
Работа с дополнительной литературой.
Формы итогового контроля
1.Самостоятельные работы (классные и домашние).
2.Тесты.
3.Рефераты.

Содержание программы (17 ч.)
1.Вводный урок-лекция о предмете элективных курсов. Сообщение уч-ся задач курса, форм работы и итогового контроля, тем рефератов.(1)
2.Задачи на проценты (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосование), смеси, растворы. Интегрированный урок алгебры, химии, экологи. Алгоритмический подход. (4)
3.Задачи на движение, числа, совместную работу. Моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; интерпретация полученного результата, проведение отбора решений, исходя из формулировки задачи. (6)
4.Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. Распознавание задач данного типа, применение формулы общего члена и суммы нескольких первых членов для составления нужной математической модели. Решение нестандартных задач математических олимпиад. (5)
5.Защита творческих работ. (1)


Темы рефератов


1.Зарождение и распространение понятия о процентах.
2.Графическое моделирование в задачах на движение.
3.Л. Ф. Магницкий и его арифметика.
4.Задачи прошлого.

Литература
Журнал «Математика в школе» №8,9,10 (2005 г).
Приложение к журналу «Квант» №3/95
«Энциклопедический словарь юного математика» - А.П. Савин М.Педагогика-1985.
«Олимпиадные задачи по математике-9 кл. » - С.П. Ковалева, Волгоград- 2005.
«Уроки развития математического мышления»- Ф.А.Пчелинцев, П.В.Чулков, М., издательство «Школа 2000».
«Решение задач»- И.Ф.Шарыгин, М.,Просвещение 1994.
«Скорая помощь абитуриентам» - учебный центр «Московский лицей»,
О.Ю.Черкасов, А.Г. Якушев, М. 1995.
«Алгебра-9»- учебное пособие для уч-ся школ и классов с углубленным изучением математики, Н.Я.Виленкин, М., Просвещение 1995.


Учебный план
Кол-во уроков

1
Вводный урок-лекция «Классификация задач».
1

2
Задачи на проценты. Сложные проценты.
2

3
Задачи на смеси и растворы. Интегрированный урок алгебры, химии, экологии.
2

4
Задачи на движение
2

5
Самостоятельная работа по решению задач разного типа.
1

6
Задачи на совместную работу и производительность.
2

7
Задачи на числа.
1

8
Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.
3

9
Решение нестандартных задач математических олимпиад.
1

10
Самостоятельная работа по решению задач разного типа.
1

11
Защита творческих работ.
1

итого

17


Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715