Мастер-класс для педагогов «Возможности проективных методов на этапе знакомства с группой»

Мастер класс
«Здравствуйте, давайте познакомимся!» - так мы начинаем работу в каждом новом классе, в каждой новой группе. А так ли важно быть знакомыми и сводится ли знакомство к представлению по имени?
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поучаствовать в мастер - классе по теме «Возможности проективных методов на этапе знакомства с группой».
Мы с вами знаем, что проективные методы - это группа методов психологического исследования личности, основным механизмом которого является символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир.
Цель использования таких методов на моих занятиях – это знакомство друг с другом, создание условий для поиска единомышленников, формирование чувства принадлежности к группе, развитие творческих способностей, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
На заданный мной вопрос: «У вас есть друг?» - я почти всегда получаю утвердительный ответ. Однако следующий вопрос: «Скажите, какая игра (книга, цвет, блюдо) у вашего друга любимая?» - зачастую приводит детей в замешательство. Да что там друзья, иногда и родители с детьми не знают пристрастий друг друга.
Сколько же занятий нужно провести, чтобы с уверенностью сказать: «Мы знакомы». Я считаю, что занятий на знакомство много не бывает. Мы постоянно узнаём друг о друге что-то новое, постоянно находим точки соприкосновения, ниточки друг к другу. И наши интересы, увлечения могут послужить такими связующими нитями.
Хочу рассказать вам о таких занятиях. Проводить их можно как с детьми, так и с взрослыми, как знакомыми друг с другом, так и с впервые увидевшими друг друга.
Сегодня, на нашем мастер – классе, мы приоткроем завесу тайны над нашими увлечениями. Процедура работы проста: в Ваших файлах есть бланк – картинка, рассмотрите её Это комната. И не просто комната, а комната наших интересов. Сейчас мы возьмём цветные ручки и карандаши, и пока звучит музыка, будем заполнять её.
Рассмотрите всё:
Книжная полка – это наши книжные пристрастия. Напишите названия ваших любимых книг на форзацах, или нарисуйте лицевую часть книги, которая имеет для вас огромное значение.
Письменный стол – наши учебные пристрастия. Учебник по какому предмету лежит на столе? Подпишите их так, чтобы стало понятно, какой учебный предмет у вас самый любимый, какому предмету вы отдаёте предпочтение.
Компьютер – это показатель технических влечений. Какая программа, или какая игра, или какой сайт у вас самый любимый?
За окном нарисуйте ваше любимое время года.
Может быть, Вам захочется нарисовать на подоконнике цветочный горшок – растительные пристрастия. Есть ли у вас любимые цветы? Нарисуйте.
Телевизор – есть ли у вас любимая телепередача? Какая?
Пора подумать об обеде – на обеденном столе расположите ваши любимые блюда.
Магнитофон – напишите названия группы, имена музыкантов, исполнителей, которые вам особенно нравятся.
Свободная тумбочка – возможно в комнате вам чего-то не хватает (например, аквариума, лампы).
Диван – кого из своих близких, друзей вы хотели бы видеть в этой комнате?
Ковёр – рисунок этого ковра составляют слова, словосочетания и предложения, которые являются для вас любимыми, которые вы используете с удовольствием, чаще остальных.
Цвет стен – в комнате, с какими обоями, или стенами какого цвета вам будет комфортнее всего?
Зеркало – нарисуйте в нём ваше символическое отражение.


После завершения творческой работы, на наших занятиях мы начинаем поэтапно знакомиться.
Вариантов тоже может быть несколько: если позволяет пространство, дети начинают свободно передвигаться, и находят тех, кто имеет такие же интересы и пристрастия, как и они. И когда обнаруживают, то образуют группу и обращаются друг к другу со словами «Вот это да!» (практика моей работы показывает, что без подобного возгласа данный этап теряет свою привлекательность для детей). Дети сами объединяются по разным категориям: музыкальным или учебным пристрастиям, книгам или блюдам, и.д. После того как участники объединились в группы, можно переходить к завершению занятия. Обязательно нужно проговорить: какую группу единомышленников они запомнили? В какой группе им было комфортнее всего? Какую группу им бы хотелось еще создать?
После занятия я предлагаю оставить все работы детей в Папке классного руководителя, если же они согласны. А через несколько лет повторить эту методику. Детям самим очень интересно сравнивать, чем они интересовались раньше. Повторное проведение через несколько лет вызывает бурные положительные эмоции. И, конечно же, самое главное – эта «комната интересов» является большим источником информации для работы классного руководителя. Методика позволяет выявлять и социометрические статусы, и помогает объединять детей по интересам, поможет организовать воспитательное мероприятие исходя из интересов детей, сигнал о негативной информации, сигнал о некоторой негативной составляющей в отношении ребёнка с окружающим миром (принадлежность к неформальным группам).
В случае, когда передвижение по комнате невозможно, я организую процедуру следующим образом: разбейте по парам, и в парах найдите то, что вас объединяет, потом в четверки, потом восьмёрки и т.д. Сначала дети зачитывают то что их объединяет, а потом проговаривают что они узнали друг о друге нового, что их удивило, что порадовало и т.д.