Статья Системно — целевое управление процессом качества образования в рамках реализации программы ФГОС

Системно-целевое управление процессом качества образования
в рамках реализации программы ФГОС
в ГБОУ СОШ №1494.
Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и индивидуализации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Время и практика, однако, показали, что ни одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования.
Поиски ключевой идеи развития современной общеобразовательной школы продолжаются и по сей день, но уже сейчас можно утверждать, что все большее и большее число специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую, доминирующую. Идея качества актуальна для всех, без исключения, компонентов и уровней системы образования. Она одинаково применима для оценки материально-технической, кадровой, содержательной, нормативной и других подсистем; она может показать вклад субъектов деятельности того или иного иерархического уровня в общий результат образовательного процесса и его результатов.
Основную идею качества образования, на наш взгляд, определяют четыре основные проблемы становления и развития образовательных систем:
предоставление возможности получения среднего образования всеми членами общества;
установление равновесия между целями общества и задачами школы;
определение понятия «общая культура человека» для постиндустриального информационного общества;
переориентирование образования на достижение «общественного блага»
Основным фактором и составляющей качества образования является принцип личностно ориентированной педагогики и индивидуализации обучения, выстраивание индивидуальной траектории развития ученика и учителя.
В условиях реализации целей и задач Программы ФГОС реализуется система выстраивания индивидуальной траектории развития ученика и учителя, принцип личностно ориентированной педагогики и индивидуализации обучения.
Реализацией вышеуказанной системы и принципа является процесс управления качеством образования. На наш взгляд, качество знаний уч-ся складывается из следующих составляющих.

Уровень индивидуальных особенностей уч-ся.

Уровень преподавания.

Уровень внеурочной воспитательной
работы.
Качество знаний
учащихся СОШ № 1494 Уровень сформированности ОУУН,
складывается из УУД, ключевых компетентностей
учета и развития

Состояние сложившейся системы
оценивания знаний учащихся

Состояние учебно-методического
обеспечения процесса обучения
(качество учебников, программ)

Состояние внешнего влияния (семьи, СМИ)

Новая образовательная парадигма, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляется поиск и развитие индивидуальных способностей, задатков, построение личностно-ориентированной педагогической системы требует управления.
Управление по своему назначению должно обеспечивать максимальное использование возможностей для получения полезного результата. Чем лучше оно справляется с решением этой задачи, тем более эффективно. Под эффективностью управления понимают характеристику, отражающую отношение между достигнутой и возможной продуктивностью. Это определение применимо и к управлению функционированием, и к управлению качеством образования. Но в каждом из этих случаев должны учитываться разные результаты и разные затраты.
Оценить эффективность управления качеством образования – значит, сделать вывод о том, в какой мере школа использует объективно существующие возможности для повышения качества образования.
Чтобы управление качеством образования было эффективным, система внутришкольного управления должна обеспечивать:
высокую информированность о потенциально возможных нововведениях (например, о модульной технологии обучения);
полноту выделения актуальных проблем;
рациональность выбора общей и частных целей;
интегрированность целей;
реалистичность планов достижения целей;
заинтересованность учителей в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности;
контролируемость инновационных процессов.
Полный комплекс условий эффективности можно обеспечить только при системно-целевом управлении с широким включением в процессы разработки и реализации планов всего педагогического коллектива школы.
Вся система управления качеством образования должна находиться под контролем опытного, компетентного руководства. Руководитель, несомненно, определ
·яет основные направления развития всей системы и создает этого необходимые условия. Но практическая деятельность осуществляется всем коллективом:

Руководитель

Учитель


Школьник

В поступательном развитии системы управления качеством образования идет развитие компетентностей всех представителей из трех вышеуказанных звеньев, основных участников образовательного процесса:
компетентностей школьника;
компетентностей учителя;
компетентностей руководителя
Компетентность - это эффективное использование знаний и способов деятельности, позволяющих добиваться максимально высоких результатов в какой-либо профессиональной или иной области, то есть способность личности успешно решать возникающие в процессе её жизни проблемы. Принципиальное значение здесь имеет слово «максимально». Все достигают тех или иных успехов, но побеждают лучшие, те, кто наиболее эффективно использовал имеющиеся ресурсы.
Компетентности руководителя:
личностные компетенции
управленческие компетентности
лидерские компетентности
Компетентности учителя:
работа с большим (постоянно увеличивающимся) количеством научно-педагогической информации;
обширные знания в областях, непосредственно не связанных со своим предметным циклом, высокий уровень гуманитарных знаний;
умение строить и реализовывать траекторию своего профессионального развития;
способность к опережающему формальному образованию и самообразованию в соответствии с тенденциями развития педагогической науки и практики;
способность прогнозировать различные сценарии развития учебной ситуации и соответственно им строить несколько альтернативных и не альтернативных планов реализации педагогических задач, своевременно и гибко реагировать на изменяющиеся условия и переходить в процессе реализации от одного плана к другому;
способность создавать условия для развития своих учеников;
способность непрерывно инициировать творческие процессы в детском коллективе;
желание и умение быть лучшим, способность развивать эти умения у обучающихся.
Компетентность школьника:
осознанное владение универсальными учебными действиями, общими учебными умениями и навыками, включая информационные, умения самообразования;
способность публично представлять результаты своей деятельности, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, адекватно критиковать и принимать критику;
способность адекватно оценивать учебные и жизненные ситуации, а также свои возможности;
желание и умение строить свою жизненную карьеру;
желание и умение быть лучшим.

Составляющие системно-целевого управления
процессом качества образования ГОУ СОШ №1494
























Использование ГБОУ СОШ №1494 данной модели управления качеством образовательного процесса позволило:
повысить качество и доступность образования, создать систему, в
которой действуют понятные принципы и признаки качества как
процесса образования, так и образовательного результата;
создать образовательные условия для социальной успешности уч-ся и
педагогов школы;
создать ситуацию управляемого и планируемого развития,
ориентированного на социальные ожидания, в условиях социальной
ответственности;
создать механизм контроля и управления качеством в образовательной
среде;
создать действующую модель школы, которая может взять на себя
ответственность по созданию условий для реализации социальных
заказов общества.


Социально - значимые результаты деятельности ГБОУ СОШ №1494 в системе мониторинга качества знаний учащихся в рамках реализации Программы ФГОС:

Рост учебной мотивации учащихся, рост профессиональной мотивации учителей.
Рост активности учебной деятельности учащихся: рост успеваемости, активное участие в олимпиадах, проектной деятельности, творческих конкурсах.
Активная жизненная позиция учащихся, рост социализации школьников. Положительная динамика личностного развития.
Рост уровня комфортности «пребывания» учащихся в структуре образовательного процесса со всеми составляющими.















Снижение уровня тревожности.
Рост педагогического мастерства учителя (активная педагогическая позиция, участие в творческих конкурсах, трансляция опыта работы, увеличение количества учителей 1 и высшей категории, целевая установка курсовой системы).
Качественные изменения в структуре образовательного учреждения.

В рамках реализации программы системно – целевого управления качеством образования в ГБОУ СОШ №1494 спланирована новая форма работы в Межрайонных советах – постоянно действующий семинар.

Ниже представлен методический материал учителей 1 ступени ГБОУ СОШ №1494, показывающий МО, СО, ФОПД, с помощью которых идет развитие качества знаний, универсальных учебных действий, компетентностей при выстраивании индивидуальной траектории развития младшего школьника на уроке и во внеурочное время.

Сошникова М. Л., заместитель директора по УВР,
Почетный работник общего образования РФ,
Заслуженный учитель РФ.
психолог

администрация

родитель

учитель

ученик

классный руководитель