Использование игровых технологий в преподавании истории как один из способов мотивации учащихся по внедрению историко–культурного стандарта.


Использование игровых технологий в преподавании истории как один из способов мотивации учащихся по внедрению историко–культурного стандарта.
Морозова Л.А. МБОУ ООШ №1 им. М.А. Погодина, г.Полярный.
Модернизация и инновационное развитие – это тот путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире и обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам. Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека и гражданина своей страны, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Главная задача учителя истории в рамках концепции ИКС сориентировать школьников в постоянно нарастающем информационном потоке. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.
Одной из важных проблем исторического образования стало создание единой концепции исторического образования через введение новой линейки школьных учебников, разработанных по поручению Президента РФ в рамках Концепции нового УМК и Историко-культурного стандарта по Отечественной истории. ИКС уже стал тем фундаментом, через который продолжается формирование социально-активной личности, воспитание патриотических и духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Сейчас в 5-7 классах мы работаем по новым учебникам. В рамках концепции ИКС учебник стал навигатором, который побуждает учеников самостоятельно рассуждать, делать выводы, анализировать исторические тексты и т. д., но учебник лишь инструмент, главное - мастерство учителя.
Для того чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. Учителю недостаточно только хорошо знать свой предмет, быть эрудированным, уметь интересно преподносить учебный материал, хотя это и немаловажно. Современному школьнику необходим высокий уровень мотивации, осознанная потребность в усвоении знаний. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. При этом работа школьников на уроке истории должна проходить при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий, что позволит ориентировать учебный процесс на формирование необходимых компетенций.
Для реализации историко-культурного стандарта я использую следующие методические приемы: использование диалоговых методик, организация поисковой и учебно - исследовательской деятельности учащихся на материалах локальной истории, истории семьи, организация проектной деятельности учащихся, направленной на развитие предметных и метапредметных компетенций учащихся при изучении истории.
Одним из методов мотивации является современный урок-игра. Игровые технологии в обучении сегодня приобретают всё большую популярность. Игра является той моделью обучения, которая вызывает у учащихся неподдельный интерес и желание проявить свои возможности, часто скрытые в ходе традиционного обучения.
В процессе игры у учащихся формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, а также навыки исследовательской деятельности и такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность. Игра развивает память и воображение, помогает максимально приблизиться к духовному миру данного исторического периода, определить его ценностные ориентации и  формирует культуру общения. Через игру ученики лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя.
Задания предлагаются в виде карт, кроссвордов, текстов с ошибками, задач и т.п. Игра может быть использована не только в качестве элемента урока, но и как способ организации урока по повторению или обобщению темы.
Чаще всего на уроках я использую дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала. Эти игры, как правило, просты и занимательны. В процессе игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имен, дат, фактов, фраз, небольших отрывков из текстов. Школьников привлекает процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции. По сути, игра является той моделью обучения, которая вызывает у учащихся неподдельный интерес и желание проявить свои возможности, часто скрытые в ходе традиционного обучения.
Анализируя учебную игру, учитель может определить, какие факторы влияют на успешность деловой игры:
владение материалом по теме;
подготовленность к игре всем ходом предшествующих занятий;
проводится ли игра в первый раз, настроена ли учебная группа на продуктивное сотрудничество, активная позиция каждого ученика по отношению к происходящему и к своей роли в деловой игре.
Таким образом, игровые технологии занимают важное место в системе современных личностно ориентированных образовательных технологий.
Опыт показывает, что особенности курса истории в школе: изобилие терминов, хронологического материала, множество фактов, событий, явлений, персоналий, приводят к снижению учебной мотивации, а следовательно и низкому усвоению программного материала. Игровые формы позволяют повысить познавательную активность учащихся, снижают тревожность, что в свою очередь повышает качество знаний, позволяет ребенку почувствовать себя успешным и компетентным.
Эффективная игра способствует формированию устойчивого интереса к предмету «История», накоплению глубоких исторических знаний, развитию личностного отношения к прошлому и убеждению в том, что Россия это «великая страна с великим прошлым», составляющая неотъемлемую часть всемирного исторического процесса. Это и есть полное соответствие ФГОС и важнейшее звено историко-культурного стандарта.