Сравнительный анализ ресурсов учебников по истории России по реализации принципов ФГОС и Историко-культурного стандарта


«Преподавание истории в общеобразовательной школе в контексте перехода на «Историко-культурный стандарт»:
сравнительный анализ ресурсов учебников по Истории России по реализации принципов ФГОС и Историко-культурного стандарта.

Выполнена Антоновой Людмилой Юрьевной, учителем истории и обществознания МБОУ СОШ № 12 с УИОП г. Сургута.


Концентрическая система
Линейная система

Учебник / параграф
Учебник 8 класс. «История России, XIX век» А.А. Данилов, Л.Г Косулина– М.: Просвещение, 2015. Параграф № 4 «Отечественная война 1812 г.»
Учебник 9 класс. «История России». Часть 1; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.
Параграф № 4 «Отечественная война 1812 г.»

Рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире
Изложение темы начинается с событий Отечественной войны 1812 г. Для определения предпосылок в пункте № 1 размещен вопрос о ранее изученном материале в параграфе № 2. Указывается, что французское войско возглавлял сам император и его прославленные полководцы, покорившие Европу. Данный факт подчеркивает мировое значение победы России над Наполеоном, повлиявшей и на современную историю европейских государств.
Вопросы № 1, 3, раздела «Проверяем свои знания», направлены на выявление особенностей места и роли России в мировой истории.
Изложение темы начинается с представления предпосылок Отечественной войны 1812 года: пункт № 1 «Накануне войны». В качестве предпосылок предлагаются события двадцатилетнего периода: войны европейских коалиций с Францией. Сформулированы результаты и последствия наполеоновских войн, обострившие отношения, и между Россией и Францией. Сделан вывод, что к 1812 году в Европе, кроме России, не было силы, способной противостоять Наполеону. Говорится о том, что Наполеон начал вторжение в пределы России со своими прославленными полководцами, покорившими всю Европу. Данный факт подчеркивает мировое значение победы России над Наполеоном, повлиявшей и на современную историю европейских государств. В разделе «Подведем итоги» сделан вывод, что победа России в Отечественной войне подтолкнула к освободительной борьбе жителей покоренных Наполеоном европейских стран.
Вопросы и задания № 1,2,7 направлены на выявление особенностей роли России в войнах с Наполеоном.
Данный материал способствует достижению личностных результатов при изучении истории, включающих гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и ее достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период; метапредметных результатов, включающих умения и навыки выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование ее объективности (под руководством учителя); предметных результатов, включающих представление о территории России и ее границах, об их изменениях на протяжении XIX в., определение и использование основных исторических понятий периода, установление причинно-следственных связей, установление синхронистических связей истории России и стран Европы в XIX в..

Сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю
Материал параграфа освещает историю Отечественной войны 1812 г. относительно всего Российского государства и населяющих его народов. Указания на конкретные места событий: под Смоленском, Бородинское сражение, под Малоярославцем, совет в Филях, разорение Москвы, отход по Рязанской и Калужской дорогам, Тарутинский маневр, продвижение к Туле, освещают страницы региональной истории и способствуют активизации познавательного интереса к изучению региональной истории. Определение территории деятельности партизанского отряда В. Кожиной в Сычевском уезде Смоленской губернии способствует изучению локальной истории.
Материал параграфа освещает историю Отечественной войны 1812 г. относительно всего Российского государства и населяющих его народов. Указания на конкретные места событий: под Смоленском, Бородинское сражение, под Малоярославцем, совет в Филях, разорение Москвы, отход по Рязанской и Калужской дорогам, Тарутинский маневр, продвижение к Туле , освещают страницы региональной истории и способствуют активизации познавательного интереса к изучению региональной истории. Определение территории деятельности партизанского отряда В. Кожиной в Сычевском уезде Смоленской губернии способствует изучению локальной истории.

Патриотическая основа
Сочетание истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории направлено на достижение личностных результатов, включающих уважение к истории родного края, его историческим памятникам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и ее
достижения в изучаемый период. Изучение биографий исторических личностей (стр. 31 задание № 5 «Проверяем свои знания») формирует уважение к личности, защищающей Родину, недостаточное количество и разнообразие заданий, нацеленных на изучение персоналий темы.
Сочетание истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории направлено на достижение личностных результатов, включающих уважение к истории родного края, его историческим памятникам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и ее достижения в изучаемый период.
Гражданский патриотизм, уважение к личности формируется в ходе подготовки, разнообразных по форме, сообщений и презентаций об исторических личностях ( стр. 34 задание № 4, 5,6,7).

Отражение принципа научности, определяющего соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований
Содержание параграфа соответствует принципам научности. Соблюдается принцип объективности при рассмотрении Отечественной войны 1812 г. в целом, с выявлением объективных закономерностей с опорой на совокупность фактов. Принцип историзма является одним из наиболее значимых, определяющим изучение исторических событий с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин оно происходит, как оценивалось тогда и впоследствии по тексту параграфа и документов: заявление М.И. Кутузова, воспоминания трех современников, мнение историка Е.В. Тарле. Принцип социального подхода выражен в показе роли различных социальных слоев в войне с Наполеоном: дворян, горожан, крестьян, крепостных крестьян. Наиболее ярко выделен социальный подход относительно крестьян. События представлены во взаимосвязях, что соответствует принципу всесторонности.
Наблюдается отражение принципов научности в содержании темы. Соблюдается принцип объективности при рассмотрении Отечественной войны 1812 г. в целом, с выявлением объективных закономерностей с опорой на совокупность фактов. Принцип историзма является одним из наиболее значимых, определяющим изучение исторических событий с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин оно происходит, как оценивалось тогда и впоследствии по тексту параграфа и документа (Е.В. Тарле «Наполеон»). Принцип социального подхода выражен в показе роли различных социальных слоев в войне с Наполеоном: дворян, горожан, крестьян, крепостных крестьян. Наиболее ярко выделен социальный подход относительно крестьян. События представлены во взаимосвязях, что соответствует принципу всесторонности.

Многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств
Многоуровневое представление истории рассматривается в сочетании истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории, о чем говорилось выше. Все события темы рассматриваются в тесной взаимосвязи с событиями мировой истории: наполеоновские войны в Европе. Борьба с Наполеоном представлена как результат усилий многих народов и государств, итоги которой определили судьбу последующих поколений России и Европы.
Многоуровневое представление истории рассматривается в сочетании истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории, о чем говорилось выше. Все события темы рассматриваются в тесной взаимосвязи с событиями мировой истории: наполеоновские войны в Европе. Борьба с Наполеоном представлена как результат усилий многих народов и государств, итоги которой определили судьбу последующих поколений России и Европы.

Исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла
Исторический подход проявляется в фиксации неповторимых явлений, выявлении их специфики (примеры гражданского мужества М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, героизма простого народа).
Межпредметные связи с учебными предметами гуманитарного цикла выражаются в использовании методов гуманитарного познания: биографический метод, в котором биография, личные документы становятся объектом анализа с целью объяснения событий в которых проживал персонаж (одно задание); диалог, посредством которого рождается новый смысл(на основе изучения текста параграфа, в ходе ответов на задания); текст, как любая знаково-символическая система, созданная человеком, являющаяся носителем информации (текст параграфа, пять документов).
Исторический подход проявляется в фиксации неповторимых явлений, выявлении их специфики (примеры гражданского мужества М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, героизма простого народа).
Межпредметные связи с учебными предметами гуманитарного цикла выражаются в использовании методов гуманитарного познания: биографический метод, в котором биография, личные документы становятся объектом анализа с целью объяснения событий в которых проживал персонаж (пять заданий); диалог, посредством которого рождается новый смысл (на основе изучения текста параграфа, в ходе ответов на задания); текст, как любая знаково-символическая система, созданная человеком, являющаяся носителем информации (текст параграфа, один документ).

Антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого
Материал параграфа дает информацию о деятельности исторических личностей, не просто исполняющих приказы, но берущих ответственность за свои предложения и деятельность, представляющих образцы гражданского мужества: М.Б. Барклай де Толли – предложение перейти к обороне и об отходе русской армии, М.И. Кутузов – решение оставить Москву без боя, Д.В. Давыдов – создание и руководство армейским партизанским отрядом; народ, сражавшийся с врагом без воинских навыков. Иллюстративный материал демонстрирует трагизм войны. Все это способствует достижению личностных результатов, включающих гражданский патриотизм, развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к
прошлому России и своего края.
Материал параграфа дает информацию о деятельности исторических личностей, не просто исполняющих приказы, но берущих ответственность за свои предложения и деятельность, представляющих образцы гражданского мужества: М.Б. Барклай де Толли – предложение перейти к обороне и об отходе русской армии, М.И. Кутузов – решение оставить Москву без боя, Д.В. Давыдов – создание и руководство армейским партизанским отрядом; народ, сражавшийся с врагом без воинских навыков. Иллюстративный материал демонстрирует трагизм войны. Все это способствует достижению личностных результатов, включающих гражданский патриотизм, развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края.

Историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию
Материал темы указывает на многообразие народов, являющихся частью народов Российской империи, в современном мире имеющих свои суверенные государства: 3-я армия А.П. Тормасова прикрывала пути наступления французской армии на Киев (сейчас – Украина), о планах соединения 1-ой и 2-ой
российских армий в районе Витебска (сейчас – Белоруссия). Данные факты способствуют формированию понимания общности исторической судьбы народов стран, являвшихся многие годы частью единого государства.
Вывод по данному вопросу отсутствует, что снижает личностный результат историко-культурного подхода.
Материал темы указывает на многообразие народов, являющихся частью народов Российской империи, в современном мире имеющих свои суверенные государства: 3-я армия А.П. Тормасова прикрывала пути наступления французской армии на Киев (сейчас – Украина), о планах соединения 1-ой и 2-ой российских армий в районе Витебска (сейчас – Белоруссия). В разделе «Подведем итоги» говорится о вкладе различных народов в освобождение России от врага.
Это способствует формированию личностных результатов изучения истории, включающих уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству.

Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
ФГОС выделяет следующие возрастные особенности и возрастные возможности учащихся 9-го класса ( 14-15 лет): стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию (знакомство с биографиями исторических личностей – задание № 4,5 стр. 31), скачок в овладении операциями познавательного процесса – обобщение (задания на стр. 31 №6,8 работа с документами), тревога и страх по поводу неопределенного будущего (формирование и закрепление основных умений и навыков, необходимых для выбора профильного образования, определения своих профессиональных предпочтений – личностные результаты). Отсутствуют задания на классификацию и аналогию.
ФГОС выделяет следующие возрастные особенности и возрастные возможности учащихся 9-го класса ( 14-15 лет): стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию (знакомство с биографиями исторических личностей – задание № 5 стр. 34), скачок в овладении операциями познавательного процесса – классификация, аналогия, обобщение
(задания на стр. 33 № 1, 4,5,6,7, на стр. 34 - № 6, 7, работа с документом), тревога и страх по поводу неопределенного будущего (формирование и закрепление основных умений и навыков, необходимых для выбора профильного образования, определения своих профессиональных предпочтений – личностные результаты).

Развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных учебных действий, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
Материал параграфа является основой для достижения личностных результатов изучения истории, включающих формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия: задания № 1-8 из раздела «Проверяем свои знания» стр. 31. Метапредметные результаты включают умения и навыки самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом (задания на выделение причин, цели, значения событий, роли исторических деятелей стр. 31); понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путем сотрудничества: на стр. 33 задания для анализа текста документов: из заявления М.И. Кутузова, три воспоминания современников, мнение историка Е.В. Тарле ; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета: задания № 2,4 в разделе «Учимся быть историками»; отсутствует задание для работы в группе. Предметные результаты включают представление о территории России и ее границах: задание № 1 стр. 31, отсутствует задание раздела «Работаем с картой»; определение и использование основных исторических понятий периода: в тексте темы ключевые термины Отечественная война, партизанское движение, Тарутинский маневр, редут, флеши, в конце параграфа на стр. 33 размещен словарь из 6терминов и определений (из перечисленных определение дано термину «флеши»); установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений: задания на стр. 31 № 4,5 в разделе «Проверяем свои знания» № 3 в разделе «Учимся быть историками»; установление синхронистических связей истории России и стран Европы: фактический материал параграфа, задания на стр. 31 № 1 в разделе «Проверяем свои знания»; анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений ( императоры Александр I и Наполеон Бонапарт, полководцы М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион; офицеры Д.В. Давыдов, А. Фигнер; лидеры народного партизанского движения Г. Курин, В Кожина), а также влияние их деятельности на развитие Российского государства (задания № 4,5,6 стр. 31 в разделе «Проверяем свои знания»).
Таким образом, в данном учебнике меньшее количество и разнообразие заданий по карте и по биографическому материалу.
Материал параграфа является основой для достижения личностных результатов изучения истории, включающих формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия: задание № 7 из раздела «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа» стр. 33. Метапредметные результаты включают умения и навыки самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом (задания на выделение причин, цели, значения событий, роли исторических деятелей стр. 33); понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путем сотрудничества: в разделе «Изучаем документ» анализ текста из работы историка Е.В. Тарле «Наполеон»; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми: раздел «Думаем, сравниваем, размышляем» задание № 7; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета: задания № 1-7 в разделе «Думаем, сравниваем, размышляем». Предметные результаты включают представление о территории России и ее границах: задание № 5 стр. 33, задание раздела «Работаем с картой»; определение и использование основных исторических понятий периода: в тексте темы используются термины Отечественная война, партизанское движение, Тарутинский маневр, редут, флеши, словарь определений отсутствует; установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений: задания на стр. 33 № 1,2,4,5.6, на стр. 34 - № 3,4; установление синхронистических связей истории России и стран Европы: фактический материал параграфа, задания на стр. 33 № 1,2,7; поиск в источниках различного типа и вида: задания № 1-7 стр. 34; анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений ( императоры Александр I и Наполеон Бонапарт, полководцы М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион; офицеры Д.В. Давыдов, А. Фигнер; лидеры народного партизанского движения Г. Курин, В Кожина), а также влияние их деятельности на развитие Российского государства (задания № 3 стр. 33, № 2,3,4,5,6,7 стр.34).

Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося
Содержание параграфа дает возможность получения базовой информации по теме. Вопросы и задания создают условия для индивидуальной работы: анализ документов, проблемные вопросы, задания по подготовке сообщений о событиях и исторических личностях.
Содержание параграфа дает возможность получения базовой информации по теме. Вопросы и задания представляют основу для индивидуального развития каждого обучающегося и определения индивидуальных образовательных траекторий: проблемные вопросы, анализ текста и документов, сравнительный анализ военных планов сторон, выделение причин событий, описательный рассказ по схеме и карте, определение итогов и оценки событий, подготовка сообщений, презентаций с предложением различных источников.
Это способствует достижению метапредметных результатов, включающих умения и навыки самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; предметных результатов, включающих установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений.

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения в России гражданского общества на основе толерантности и диалога культур
Показана роль личности в истории, что является демонстрацией личной ответственности человека за судьбу страны.

Показана роль личности в истории, что является демонстрацией личной ответственности человека за судьбу страны.
Задания способствуют формированию собственной позиции по отношению к изучаемым событиям.
в разделе «Подведем итоги» сделан акцент на совместной вкладе в победу различных народов Российской империи, влиянии освободительной борьбы россиян на освободительную борьбу народов Европы против завоевателей.
Все это способствует достижению личностных результатов, включающих уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству.

Наличие целеполагания / мотивация на активную, деятельностную позицию
Отсутствует целеполагающий вопрос. По ходу повествования размещены два вопроса, направленные на активизацию познавательной деятельности.
В начале параграфа помещен вопрос: « В чем заключалась главная причина победы России в Отечественной войне 1812 г.?». Это определяет цель изучения темы и соответствует системно-деятельностному подходу.
В ходе повествования в пункте № 2 помещен вопрос, направленный на активизацию ранее полученных знаний.

Реализация творческого потенциала учеников / возможности исследовательской, проектной деятельности
В разделе «Проверяем свои знания» представлены задания, требующие проведения анализа военных планов сторон, определения оценки и значения событий и деятельности исторических личностей.
В разделе «Учимся быть историками» помещены задания по подготовке сообщений о событиях.
Задания на анализ заявления М.И. Кутузова, воспоминания 4-х современников и мнение историка Е.В. Тарле.
Отсутствует разнообразие заданий для реализации творческого потенциала учеников.
Раздел «Думаем, сравниваем, размышляем» содержит материал для достижения личностных результатов: гражданский патриотизм (сообщения о сражениях, о наградах, биографические); метапредметных результатов: работать в группе, владеть устной и письменной речью, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета ( знакомство с Военной галереей Эрмитажа), развивать ИКТ-грамотность (презентация- каталог в электронном виде о партизанских отрядах); предметных результатов: установление причинно-следственных связей («Роль Тарутинского маневра М.И. Кутузова»), поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе), анализ информации, содержащейся в исторических источниках, систематизация информации в ходе проектной деятельности

Качество иллюстративного материала
Представлены черно-белые иллюстрации портретов П.И. Багратиона, М.Б. Барклая де Толли, Д.В. Давыдова, А.С. Фигнера; картин « Совет в Филях» с картины худ. А.Д. Кившенко (перечисление изображенных офицеров), «Пожар Москвы» (художник не указан).
Отсутствуют изображения сражений, схемы Бородинской битвы, что сужает познавательные возможности учащихся.
Представлены иллюстрации небольшого размера в цветном изображении
портретов М.Б. Барклая де Толли, П.И. Багратиона; картин «Смоленская битва» рисунок XIX в. ( изображение расположения войск, пожара в городе), « Эпизод Бородинской битвы. Деталь панорамы Бородино» худ. Ф.А. Рубо (невозможно рассмотреть детали), «Переправа через Березину 29.11.1812» литография В. Адама ( изображение реки, покрытой льдинами; всадника, провалившегося под лед; неразличима принадлежность войска). Изображение схемы Бородинской битвы с указанием условных обозначений.
Данный материал способствует достижению личностных результатов: уважение к культурным и историческим памятникам, развитие эмпатии; метапредметных результатов: формулировать собственное мнение и позицию; предметных результатов: анализ схем, представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии. Материал для подготовки к ЕГЭ.

Исторические персоналии (в соответствии с ИКС)
Представлены исторические персоналии: Александр I ( указано, что первоначально он был главнокомандующим, что дополнительно затрудняло военные действия), М.Б. Барклай де Толли (отмечена справедливость его решений), М.И. Кутузов (определена его историческая роль, популярность в народе); Наполеон, А.И. Горчаков, А.П. Тормасов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский упоминаются в ходе повествования событий; Д.В. Давыдов ( отмечена его роль в событиях, не упоминается о его поэтической деятельности), А. Фигнер (отмечена его роль в событиях). Рассказ об организаторах партизанского движения с указанием территории их деятельности: Г.Курин-под Москвой, В. Кожина - Смоленская губерния, Сычевский уезд. Отмечены награды А. Чеченского.
Данный материал создает условия для достижения личностных результатов, включающих уважение к личности и ее достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, развитие эмпатии, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края; для достижения предметных результатов, включающих анализ и историческую оценку действий исторических личностей и принимаемых ими решений, влияния их деятельности на развитие Российского государства.
Отсутствует раздел «История в лицах: современники»
Представлены исторические персоналии: Александр I (не указано, что первоначально он был главнокомандующим), М.Б. Барклай де Толли (отмечена справедливость его решений), М.И. Кутузов (определена его историческая роль, популярность в народе); Наполеон, А.И. Горчаков, А.П. Тормасов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский упоминаются в ходе повествования событий; Д.В. Давыдов ( отмечена его роль в событиях, не упоминается о его поэтической деятельности), А. Фигнер (отмечена его роль в событиях). Рассказ об организаторах партизанского движения с указанием территории их деятельности: Г. Курин-под Москвой, В. Кожина - Смоленская губерния, Сычевский уезд. Отмечены награды А. Чеченского.
Данный материал создает условия для достижения личностных результатов, включающих уважение к личности и ее достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, развитие эмпатии, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края; для достижения предметных результатов, включающих анализ и историческую оценку действий исторических личностей и принимаемых ими решений, влияния их деятельности на развитие Российского государства.
Отсутствует раздел «История в лицах: современники»

Работа с картой
Задание по карте нацеливает на показ объектов, которые пришлось преодолеть французам при отступлении от Москвы, не способствует формированию целостной картины хода войны. Изображение карты отсутствует.
Задание по карте носит обобщенный характер. Способствует достижению метапредметных результатов: выстраивать последовательность описываемых событий.
Изображение карты отсутствует.



15