Урок в соответствии с ФГОС по истории России в условиях включения историко-культурного стандарта.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок в соответствии с ФГОС по истории России в условиях включения историко-культурного стандарта.
Авторы:
Кожевникова Екатерина Евгеньевна учитель истории и обществознания МКОУ Горкинская СОШ Киржачского района Владимирской области;
Седова София Зиннатуловна учитель истории МАОУ №37 г. Владимир
история (история России)
шестой
урок № __ «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
учебник: А.А. Данилова «История России с древних времен до конца XVI века» 6 класс издательство «Просвещение» 2012 г (СФЕРЫ)
Цель урока: Формирование представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством и выявление значения Куликовской битвы.
Задачи:
- обучающие
ознакомить учащихся с новым знанием о жизни и быте в XIV в , расширить их представления о том как укрепились позиции Московского княжества при Дмитрии Донском, о том как проходила Куликовская битва и каково ее значение.
научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;
сформировать умение применять полученные знания при решении повседневных жизненных задач;
-развивающие
развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы;
развивать умение сравнивать и систематизировать знания;
развивать умение самостоятельно делать выводы
продолжать развивать навык составления конспекта и плана текста
-воспитательные
выявить значение Куликовской битвы, в том числе и на эмоционально-чувственном уровне;
продолжить развитие познавательного интереса к предмету;
воспитание чувства любви к Родине, готовность к защите своего Отечества;
способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и деликатного отношения к одноклассникам;
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальный опрос, самостоятельная работа (самостоятельное изучение нового материала), работа в группах, письменная работа на листах.
Необходимое техническое оборудование: компьютерное рабочее место учителя (экран, мультимедийный проектор)
Особенность:
1) численность класса не должна быть меньше 16 человек.
2) Включена межпредметная интеграция - синтез фактов, понятий, принципов (история, литература)
Структура и ход урока:
Этап. Цель этапа. Деятельность учителя Деятельность обучающегося Компетенции
УУД Контроль. Оценки. Отметки. Желаемый результат.
I этап. Организация.
Включить обучающихся в учебный процесс (учебную деятельность) . Мотивировать. 2м. - Приветствие.
- Вопросы– «Ребята, а кто из вас был Москве? Где именно вы были? Что делали там, что видели?»
-На экране появляется картинка «Москва 14 века». И следует вопрос «Есть ли связь между тем, что вы видели в Москве и этой картинкой» Оживление, проявление интереса. Высказывания, ответы на вопросы.
Высказывания собственных мыслей Л – я на уроке истории, чтобы….(ценностно-смысловую ориентацию учащихся)
К – минианализ Без оценок Максимальное включение в учебный процесс обучающихся.
I I этап. Постановка цели и задач. Мотивация. 4м.
Выносится проблема, которая выводит на самостоятельное темообразование урока обучающимися (возможна любая форма).
Мотивация к изучению материала.
Демонстрация ЗУН по предыдущем темам. Вопрос:
- Как вы думаете, ребята, о чем будет наш урок?
Вспомним:
- о борьбе Москвы и Твери;
- какие территории присоединились к Москве в годы правления И. Калиты;
- каковы были отношения между Русью и Ордой и какова роль в этих отношения православной церкви.
Слайд-эпитет (подсказка)
Наталья Кончаловская
« Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу.
Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство, Как из перстов слагается кулак» Вспоминают. Отвечают, дополняют. Анализируют, формулируют цели, вопросы по поводу цели и темы урока.

Варианты к которым должны придти обучающиеся:
- Москва – центр все княжеств;
- Москва – сильный центр всего государства;
- Москва не желает мирится с Ордынским игом и его владычеством; и т.п. П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при опросе Контроль временных рамок урока -Определить тему и цель урока.
- уметь вести дискуссию
- уметь анализировать
-уметь выступать
-уметь доказывать и отстаивать свою позицию
-уметь ставить цели и планировать свою работу.
I I I этап. Погружение в новые знания. 18 мин.

Обучающиеся получают задание для самостоятельного погружения в новый изучаемый материал.
(метод экспресс-анализа текста) Учащимся предлагается разделиться на 4 группы и сформировать органы управления и действий.
(в любой форме как устно, так возможно и зафиксировать в заранее приготовленных карточках)
Каждой группе предлагается изучить § 17. А по 1 блоку составить выступление в 1 минуту в любой форме. Делятся на группы. Каждая группа формирует свои органы управления и действий:
- спикер З (отвечает за знания «это уже знали»)
- зам Н (новый материал «это мы не знали»)
-зам Ц (ценная информация)
- зам Т (тревога, страх)
Изучают параграф, выделяют свой блок, составляют по нему конспект, план или др., а так же выступление на 1 минуту. У-П (познание нового)
К – работа в группах
Л (проявление лидерских качеств)
И (извлечение нужной информации)
Р –способность оценивать качество сделанного Составление плана-конспекта,
Самоподготовка к выступлению
Самооценка, оценка выступления других команд Развитие учебно-познавательной мотивации.
Продолжать формировать и развивать навыки работы в группе, навыков высказывать свое мнение и защищать его.
Приучать быть способным учувствовать в диалоге, сотрудничать с другими.
I V этап. Усвоение новых знаний. 8 мин.
«Проба пера» самостоятельно составить вопросы к §-фу и ответить на них. Учитель предлагает вынести ключевые слова на экран. (Возможно, их обговорить с детьми, а затем показать заранее готовы слайд. Например – Москва, сила, княжество и т.д.)
Предлагается самостоятельно составить вопросы к §-фу и ответить на них. Обучающиеся составляют вопросы.
Например:
-Могла ли Москва претендовать на княжеское первенство?
- Каково отношение к Москве других княжеств?
-Как удалось Москве стать первой среди других княжеств?
- Каково значение Куликовской битвы? И др.
Перекрестные ответы. У-П (установление причинно-следственных связей), анализ и переработка изученного материала
К - диалог Координация, корректировка своих предложений вопросов и ответов. Уметь ориентироваться в
В содержании предмета и параграфа. Умение правильно использовать информацию. Навыки речевой и ораторской деятельности.
V этап. Отметно -оценочный . Рефлексия. 8 мин.
Выявление как обучающиеся относятся к новым знаниям и как оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Обучающимся предложены вопросы на слайде:
- Давайте вспомним цели и задачи урока, удалось ли нам достичь их? Если нет- почему, если да -то как.
- Что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности?
- Чему научились лучше всего?
- Сохранили ли народы России сегодня любовь к Родине и стремление ее защищать?
Д-з носит рекомендательный характер – прочитать дома еще раз параграф и сделать коллаж в парах.
Урок окончен. Выставите оценки себе и друзьям на стенде. (см. приложение) Дети отвечают на предложенные вопросы.
Самостоятельно определяют подходит ли им такое д-з, возможно предлагают иную форму. У-П (соотношение цели и задач)
Л (личностное осмысление, эмоции, собственная позиция)
К – диалоговые приемы
Р - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения Самооценка и оценка других на стенде (см. приложение) -уметь систематизировать знания,
Соотносить цели с результатом
Формировать собственное представление
- анализ, самоанализ, оценка
Карточка для экспресс-анализа текста
Органы управления и действий:
- спикер З (отвечает за знания «это уже знали»)__________________________
- зам Н (новый материал «это мы не знали»)_____________________________
-зам Ц (ценная информация)___________________________________________
- зам Т (тревога, страх)________________________________________________
1. Этот отрывок повествует о ________________
2. Главными идеями являются:
- _________________________________________
- _________________________________________
3. Читая, я соглашаюсь с: ____________________
4. Читая, я не соглашаюсь с: __________________
5. Два вопроса к тексту, которые подлежат обсуждению:
___________________________________________
___________________________________________
Стенд. Отметки, оценки, рефлексия.
Ф.И.О. обучающегося Отметка учителя
5-4-3-2-1 Отметка самого обучающегося
5-4-3-2-1 Оценка учителя и всех обучающихся «+» «-» П – я все понял
Н – ничего не понял
С- понял многое, но есть вопросы требующие дополнительных знаний. Смайлики


Иванов И. Петров П……