Дистанционный учебный курс основного общего образования 9 класс Тема «Магнетизм и электромагнитные волны»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»








Дистанционный учебный курс
основного общего образования
9 класс
Тема «Магнетизм и электромагнитные волны»

Дистанционный курс составлен на основе примерной программы основного общего образования по физике. Приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 «Об утверждении Федерального БУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»





Составитель:
Бухарова Галина Яковлевна, учитель физики
высшей квалификационной категории.



г.Яровое, Алтайский край

Приложение №1
Программа дистанционного курса
Активизации познавательной деятельности учащихся по теме «Электромагнетизм и электромагнитные волны»

Аннотация:
Программа дистанционного курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 18 часов. Учащимся предлагается дистанционно изучить электромагнитные явления, а также рассмотреть методы решения задач по данной теме. При этом повторить основные вопросы теории, необходимой для решения задач. Каждый урок состоит из небольшого теоретического раздела (изучается самостоятельно), вопросов для самоконтроля, , теста для проверки знаний.
Актуальность: Данный дистанционный курс проводится для глубокого изучения и усвоения тем, изучаемых в курсе физики 9 класса. За счет дистанционного курса расширяются и углубляются знания, необходимые для решения задач. Использование электронных технологий могут обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Визуальная интерпретация физических процессов, демонстрация опытов, видео создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.
Большую роль в учебном процессе играет самооценивание. Учащиеся в любой момент могут вернуться к тестированию, проконтролировать себя, выявить допущенные ошибки и исправить их.
Задачи, решаемые учащимися
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
компьютерное тестирование;
обмен результатами деятельности с учителями, сетевое взаимодействие между собой с помощью современных информационных технологий.
Заключительным этапом дистанционного курса является итоговое тестирование по вопросам курса, что может иметь существенное образовательное значение для подготовки к ГИА.

Цели курса:
создание оптимальных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на базе познавательного интереса к наукам естественного цикла;
оказание психолого-педагогической поддержки талантливых детей;
расширение и углубление знаний методов и способов решения задач по механике.
Задачи:
учить учитывая своеобразие, психологию и потенциальные возможности каждого ученика;
находить и реализовывать такие методические приемы, которые давали бы учащемуся ощущение комфорта, самостоятельности, творческого участия в процессе обучения, способствовали свободному образованию и развитию личности;
научить решать задачи, используя предложенные методы и способы.
Учащиеся должны знать:

· какие электромагнитные явления существуют;

· алгоритмы решения стандартных задач;

· подходы к решению задач повышенной сложности;
Учащиеся должна уметь:
применять знания при решении тестов заданий;
применять разные способы решения  стандартных и нестандартных задач;
понимать физический смысл моделей, понятий, величин;
объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни;
применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне.

Ожидаемые результаты:
Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.
Умения ставить перед собой задачи, решать их, представлять полученные результаты.
Учащиеся, освоившие программу дистанционного курса смогут самостоятельно решать задачи из разделов по теме «Электромагнитные явления а»;
Учащиеся, освоившие программу  дистанционного  курса смогут принять участие в разного уровня соревнованиях, олимпиадах, конкурсах.
Коммуникационное общение с учащимися
E-mail (электронная почта);
NetSchool (внутренняя почта сетевого города);
Skype (скайп);
очная консультация .

Формы и режим занятий: 1 раз в 2 недели – рассылка заданий, 2 раза в месяц – семинар - практикум


· Семинары – практикумы;

· Рассылка материалов через NETschool

Формы контроля:

· Вопросы для самоконтроля;

· Тренинги по решению задач.

Содержание программы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Опыт Эрстеда. Магнитное поле ток
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электромагнитные приборы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Урок обобщения





















Литература:

Для учащихся:
1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник учебник физики для 9 класса
2. Г.Я. Мякишев  учебник физики длч 10 класса. Механика.
3. Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений: Пер. с англ.в 2-х т.Т.1.- М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит., 1986.-400с.,ил.
4. Блудов М.В. Беседы по физике . часть 1
5. Кибальченко А.Я. Физика для увлечённых. Решать задачи трудно вместе возможно/А.Я Кибальченко, И.А. Кибальченко.- Ростов н/Д: «Феникс», 2005.-188с.


Для учителя:
1.диск «Открытая физика» версия 2.6. фирма «Физикон», часть 1: Механика. Механические колебания и волны. Термодинамика и молекулярная физика. Под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела.
2. Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач» 10-11 классы.- М.: ВаКО, 2007.-336 с.
3. Монастырский Л.М., Богатин А.С. Тесты по физике: Учебное пособие. Серия «Тестирование и единый экзамен» - Ростов н/Д: издательский центр « МарТ»,2002.-192 с.

Используемые Интернет ресурсы:

http://school-collection.edu.ru ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
– единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












Тематическое планирование курса « Магнетизм и электромагнитные явления»
9 класс- физика.


№ урока
тема
Метод обучения
Элементы содержания
Ресурсы

1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (видео)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






Информационно-развивающий

1. Прохождение тока по твёрдому, жидкому или газообразному проводнику всегда сопровождается появлением магнитного поля. Его силовые линии – замкнутые кривые, охватывающие проводник.
2. Направление силовой линии магнитного поля – в сторону, куда указывает северный конец маленькой магнитной стрелки, помещённой в изучаемую точку поля. При изменении направления тока в проводнике направление силовых линий меняется на противоположное.
3. Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Информационно-развивающий

Эксперимент по определению формы силовых линий магнитного поля прямого тока. Модель для изучения зависимости направления силовых линий магнитного поля кругового тока от направления тока в нем. Иллюстрированный и озвученный рассказ о магнитном поле проводника с током (силовые линии магнитного поля прямого тока).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Информационно-развивающий

1. Электромагниты – проводники, скрученные в виде спиралей или катушек, внутри которых имеется сердечник из железа или стали. Электромагниты (их также называют катушками индуктивности) способны запасать и возвращать в цепь электрическую энергию путём её преобразования в энергию магнитного поля и наоборот.
2. Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тестовая работа "Магнитное поле".
Информационно-развивающий

Постоянные магниты – ненаэлектризованные тела, способные притягивать предметы из железа, стали и некоторых других материалов и длительное время сохраняющие это свойство. Полюс магнита – место на поверхности магнита, где магнитное поле является наиболее сильным. Силовые линии поля постоянного магнита являются замкнутыми. Они выходят из его северного полюса и входят в южный, замыкаясь внутри магнита.
Проверяет усвоение учебного материала.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Информационно-развивающий

Магнитное поле действует на движущиеся заряженные частицы и, как следствие, на проводники с током. На этом явлении основано действие электроизмерительных приборов и электродвигателей.
Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Информационно-развивающий

Электрические двигатели вне зависимости от их конструкции имеют вращающуюся часть (ротор) и неподвижную часть (статор). В зависимости от назначения в них размещают электромагниты или постоянные магниты, а также коллектор – устройство для регулирования поступления тока в нужные моменты во время каждого оборота ротора.
Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

7
1. Электромагнитные приборы
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационно-развивающий

Модель для изучения устройства электроизмерительного прибора. Подборка аудиотреков с рисунками для заучивания терминов, определения и формулировки законов, для проверки правильности ответов, для самопроверки.
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Информационно-развивающий
Практический
Вводится физическая величина магнитная индукция, определяется единица измерения. Показывается, как направлен вектор магнитной индукции. Приводятся различия между однородным и неоднородным полями.
Проверяет усвоение учебного материала

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Информационно-развивающий
Вводится понятие магнитного потока. Также рассматривается зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, площади контура и от ориентации контура в магнитном поле. Вводится единица измерения магнитного поля.
Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


10
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Информационно-развивающий

Урок посвящен явлению электромагнитной индукции. Рассматриваются и показываются опыты Фарадея. Вводится понятия явления электромагнитной индукции, индукционного тока и рассказывается о значении открытия явления электромагнитной индукции.
Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


11
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Информационно-развивающий

1.Электромагнитная индукция – явление возникновения тока в проводнике, движущемся в магнитном поле или в неподвижном проводнике, находящемся в движущемся (изменяющемся) магнитном поле. Наибольшее применение в быту и промышленности государств Европы получил переменный индукционный ток, изменяющий свое направление 100 раз в секунду, то есть с частотой 50 Гц.
2. Проверяет усвоение учебного материала.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

12
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационно-развивающий

1. Определяется направление индукционного тока в контуре. Формулируется правило Ленца. На опытах демонстрируется и объясняется явление самоиндукции.
2. Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

13
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Информационно-развивающий.

1. Вводится понятие переменного электрического тока. Объясняется принцип действия генератора переменного тока, устройство и принцип действия трансформатора, как происходит передача электроэнергии по линиям электропередач
2. Проверяет усвоение учебного материала

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

14
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационно-развивающий

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Информационно-развивающий.

1. Объясняется устройство и назначение конденсатора. Вводится понятие колебательного контура, рассматриваются процессы, происходящие в колебательном контуре.
2.Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

16
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационно-развивающий

1. Вводится понятие электромагнитного поля, рассматриваются его основные характеристики. Вводится понятие электромагнитных волн, перечисляются их основные свойства.

2. Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

17
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационно-развивающий

1. Урок посвящен электромагнитной природе света. Рассказывается о корпускулярной и волновой теориях света, показываются опыты по наблюдению интерференции света.

2. Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

18
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тестирование
Информационно-развивающий

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2. Проверяет усвоение учебного материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







15