Программа Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия образовательного учреждения и семьи в профориентационной системе.


Гончаренко Зульфия Адиковна25.02.2016
rightbottom00lefttop00righttop00
Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия образовательного учреждения и семьи в профориентационной системе.
Из опыта работы учителя технологии МАОУ «СОШ № 8 г.Челябинска»

Экскурсионная деятельность
как средство активного взаимодействия
образовательного учреждения и семьи
в профориентационной системе .Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов. Но просто выбрать недостаточно. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.
Целью данной программы было актуализация внимания на такой важной составляющей нашей жизни как профессия.
В предмете «Индустриальные технологии» в 5 классе по разделам «Деревообработка», «Металлообработка», «Культура дома» - обучающимся рассказывается о видах профессий и их функционале. Например: кто такой трелевщик, чем он занимается и какую пользу обществу приносит данная профессия. Так же в рамках учета национальных региональных этнокультурных особенностей рассказывается о декоративно-прикладном творчестве Южного Урала, о традициях и т.д. Очень эффективным способом решения данных вопросов является экскурсионная деятельность.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка»
Экскурсия - это часть образовательного процесса.
Экскурсия - это реальная возможность решения многих воспитательных задач:
воспитание гражданственности;
нравственных чувств и эстетического сознания;
трудолюбия, развитие творческого потенциала и детей, и родителей;
воспитание ценностного отношения к истории, к окружающей среде, к миру профессий;
воспитание уважения к родителям, к семье, к профессии, а это одно из важных направлений в нашей работе. А путешествия, экскурсии, различные поездки укрепляют взаимоотношения в семье, способствуют появлению общих интересов, создают темы для общения по миру профессий, а также созданию дружного коллектива ребят и родителей в классе.
Так как экскурсионная программа преследует целый ряд учебных и воспитательных задач, экскурсии можно разделить на несколько групп:
учебная; цель – усвоение детьми знаний по учебному предмету;
краеведческие (знакомство с историей и культурой родного края и народов мира);общеобразовательная; цель – расширение общего культурного кругозора;
культурновоспитательная; цель – усвоение знаний в сочетании с воспитанием;
профориентационная; цель – ознакомление с понятиями «профессия», «специальность»;
С каждым 5 классом экскурсионная деятельность начинается с изучения родного города. Мы живём в городе Челябинске, в котором своя история, свои традиции, памятные места. Поэтому за пять лет можно познакомить детей и с революционным прошлым, и с героями Великой отечественной войны, и с ветеранами труда Челябинского тракторного завода. А начать это изучение можно с виртуальной экскурсии на Магнитогорский медеплавильный комбинат, на 1-й хлебокомбинат, в музей ВДВ при МАОУ СОШ № 8 ( 5 класс). По музеям трудовой и боевой славы ЧТЗ Уралтрак, Краеведческий музей, Музей декоративно-прикладного искусства Урала – это 6 класс. Для 7-8 класса можно провести экскурсию в музей занимательной науки «Экспериментус». Для 9 класса рекомендуем посетить Музей подвижного состава ЮУЖД, различные выставки по профориентационной тематике.
Изучение некоторых тем я провожу по отдельным экскурсионным блокам. Это позволяет изучить материал более тщательно, да и доступность материала для детей рассчитана на соответствующий возраст. Например:
Изучая «Деревообработку» за пять лет, можно посетить следующие экскурсии: народные художественные промыслы Южного Урала, цикл лекций о декоративно-прикладном искусстве Урала, ежегодная выставка в рамках конкурса «Город мастеров», выставка «Урал мастеровой» в Челябинском государственном краеведческом музее, выставка «Урал многоликий» где программы разработаны для детей разного возраста.
Или блок по теме «Металлообработка»: посещение выставки «Собрание чугунного художественного литья городов Касли и Куса», « изделия Златоустовской оружейной фабрики», виртуальная экскурсия на ММК, экскурсия в музей трудовой и боевой славы ЧТЗ Уралтрак.
Очень интересно проходят экскурсии по использованию физических процессов в быту «Культура дома».
Нельзя забывать и о профориентационном направлении. Ребятам очень нравятся все музеи, игровые центры, связанные с этим направлением: музей подвижного состава ЮУЖД, посещение Центра занятости населения, посещение различных ССУЗов г. Челябинска.
Экскурсионная поездка в Шагол на авиабазу, в музей ЧВВАКУШ, в ходе поездки ребята узнают не только об истории авиа- и самолетостроения, истории российской авиации, но и наглядно покажут действия всех подразделений во время подготовки к полету, а если повезет, и сам полет боевого штурмовика! Большая наглядность экспонатов, интерактивность – все это сделает поездку на настоящий боевой аэродром поистине незабываемой и интересной!
Родители – это не только хорошая моральная и духовная поддержка, но и благодарные слушатели, замечательные организаторы.
В организаций каждой экскурсииможно выделить три этапа:
подготовительный период,
проведение самой экскурсии,
послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
Подготовительный этап - это сбор и отработка материала через уроки технологии, окружающего мира, литературы; организация выставок рисунков, макетов, различных поделок; выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет; проведение мастер-классов; детские сообщения.
Послеэкскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, своих стихов и сочинений, подключаются родители - выпускают свои фото- и видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.
Таким образом, можно спланировать экскурсии и путешествия, распределив их по годам обучения.


Рис. 1 Экскурсия на Часовой завод Рис.2 Экскурсия на Часовой завод

Рис.3.Экскурсия в краеведческий музей Рис.4 Экскурсия в музей «Экспериментус»

Рис.5 Экскурсия в Областной краеведческий музей
Программа экскурсионной деятельности
для обучающихся 5 класса по предмету «Индустриальные технологии»
Экскурсия по родному городу . Туристическая компания А2 тел2236440
Виртуальная экскурсия на Магнитогорский металлургический комбинат . Интернет-ресурс https://www.youtube.com/watch?v=GAnB9OWdpcg;
Экскурсия на ОАО «1-й хлебокомбинат». Туристическая компания А2 тел2236440;
Музей ВДВ при МАОУ СОШ № 8г.Челябинска, ул.3-го Интернационала 61;
Краеведческий музей г. Челябинск ул. Труда д.100 тел. 2643464;
Музей декоративно-прикладного искусства Урала г. Челябинск пл. Революции д.1, Телефон: +7 (351) 266-27-06.