Программа внеурочной деятельности по социальному направлению экскурсионная деятельность


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 23»
Утверждаю
Директор МБОУ «Гимназия № 23»
_________________/Е.А. Шерудилло/
Приказ № ________________от«___» _________________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по социальному направлению
экскурсионная деятельность
начального общего образования
Составитель:
И.В. Каталеева, учитель высшей квалификационной категории

Иваново
2016
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
экскурсионная деятельность
Аннотация
Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлению – экскурсионная деятельность разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и ООП НОО МБОУ «Гимназия № 23».
Рабочая программа составлена на основе программ в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника. Рабочая программа разработана для обучающихся 1классов. Срок реализации 1 год.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Ученик научится:
распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет);
внимательно рассматривать музейные экспонаты;
оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Ученик получит возможность научить
пробовать себя в роли экскурсовода
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
У ученика будут сформированы:
учебно–познавательный интерес к изучению произведений искусства;
опыт рассматривания и анализа экспонатов музея;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.
умение оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы;
опыт ролевой игры в роли экскурсовода;
опыт участия в подготовке и проведении выставки своей творческой работы.
Получит возможность для формирования:
Адекватного понимания причин успешности;
Воспитательные результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия)
У ученика будут сформированы:
Умения строить рассуждения в устной форме;
В сотрудничестве с учителем определять новые учебные задачи;
Опыт проектной деятельности;
Опыт составления каталога
Планируемые результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД:
Будут сформированы:
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Адекватного понимания причин успешности.
Регулятивные УУД:
Будут сформированы:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия;
Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
Получит возможность научиться:
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Будут сформированы:
Ориентироваться в музеях родного города.
Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
Внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;
Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;
Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получит возможность научиться:
Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;
Представлять логику развития культурного наследия родного края;
Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
Будут сформированы:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Получит возможность научиться:
Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа).
Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств.
Наблюдение – способ изучения окружающего мира, составление плана наблюдений. Описание объекта наблюдения, с помощью ранее составленного плана. Дикорастущие и культурные растения. Органы чувств и их работа. Разнообразие растений (деревья, кустарники, травы). Разнообразие грибов.
Процесс как смена состояний объекта
Состояния объектов. Разные состояния природы: погода и ее перемены. Температура воздуха, осадки, цвет неба, цвет осени. Как изменяется длина дня и ночи. Измерить температуру воздуха. Ветер. Определение силы ветра по отклонению листьев. Название осенних месяцев. Процессы вокруг нас. Явления окружающего мира. Состояния воды.
Звуковой анализ слова
Разнообразные словесные игры, требующие сопоставления звучания слова и его номинативного («вещественного») значения. Игры со звукоподражанием. Прослушивание и разучивание стихотворений, загадок и считалок со звукописью. Игры, развивающие фонематический слух
Признаки профессий.
Значение труда в жизни человека и общества.
Человек в пространстве.
Знакомые маршруты. Дорога в школу и домой, прогулки по району: дороги в магазин, библиотеку, на почту. Безопасность в пути. Светофор, дорожные знаки, правила дорожного движения. Поведение на улице, перекрестках, площадях, игровых площадках.
Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.
Численность группы. Классный, школьный коллективы. Интересы и общие дела непохожих друг на друга людей. Общие праздничные мероприятия. Поведение во время праздников. Обеспечение безопасности во время общественных мероприятий.
Процесс как смена состояний объекта
Температура воздуха, осадки, цвет неба, цвет зимы. Как изменяется длина дня и ночи. Название зимних месяцев. Измерить температуру воздуха, снега. Мороз, вьюга. Определение силы ветра по снежной вьюге. Снег, снежинки, рассмотреть форму снежинок, глубина снежного покрова. Что там под снегом? Как тает снег на ладони? Как превращается вода? Снег, лед, иней. Деревья, кустарники, травы зимой. Крона дерева, ствол, почки. Хвойные и лиственные деревья зимой. Старые птичьи гнезда в кронах, цвет стволов – береза, тополь, клен, как направлены ветки березы и клена? Плоды сухие и сочные на деревьях, кустарниках, травах. Почему на сломанных ветках не опали листья? Как животные готовятся к зиме? Животные зимой - птицы, звери Птицы перелетные и оседлые. Что можно наблюдать органами чувств зимой?
Формирование информационно-библиографической культуры
Знакомство с понятиями книга, библиотека, библиотекарь, книжный фонд, абонемент, читальный зал. Знакомство с правилами поведения в библиотеке, пользования библиотекой, формирование умения самостоятельно ориентироваться в мире книг, первичных навыков самообслуживания в условиях школьной библиотеки. Знакомство с правилами обращения с книгой, учебниками, элементами книги (обложка, корешок, переплет, титульный лист, содержание или оглавление, аннотация, предисловие, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрация).Человек в искусстве
Выражаем собственное мнение при посещении художественных музеев. Учимся воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства
Постройки людей
Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города
Систематизация материала, изученного в букварный период
Игра в семафорную азбуку, а также любые игры, построенные на использовании знаков (символов, жестов и пр.). Игры на запоминание порядка букв в алфавите, а также упорядочивание слов по алфавиту.
Способы получения знаний о прошлом.
Следы прошлой жизни. Ископаемые остатки древней жизни. Культурный слой. Способы определения датировки находок.
Процесс как смена состояний объекта
Температура воздуха, какие осадки весной, цвет неба, цвет весны. Как изменяется длина дня и ночи. Название весенних месяцев. Измерить температуру воздуха. Какие процессы происходят весной? Таяние снега, испарение воды, появление проталин, набухание почек на деревьях и кустарниках; появление зеленой травы, появление листьев; цветение ранневесенних растений – мать и мачеха, подснежники, ива. Липкие листочки на тополе, пахучие листочки на черемухе, цветение деревьев до распускания листьев. Изменения в жизни животных.Что можно наблюдать органами чувств весной?
Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Дата Корректировка программы
(дата)
лабораторно-практические работы/ экскурсии
Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств. Наблюдение – способ изучения окр. мира, составление плана наблюдений.
Описание объекта
наблюдения, с помощью ранее составленного плана.
Дикорастущие и культурные растения.
Органы чувств и их работа.
Разнообразие растений (деревья, кустарники, травы).
Разнообразие грибов.
5 Тема экскурсии: «Деревья в городе. Забота о них…»
(экскурсия по городским улицам)
Виртуальная экскурсия в краеведческий музей «История вещей»
Виртуальная экскурсия в зоомузей.
Тема экскурсии: «Осень золотая. Деревья, кустарники, травы»
Виртуальная экскурсия: «Царство грибов» 5.09
12.09
19.09
26.09
3.10 Процесс как смена состояний объекта
Состояния объектов. Разные состояния природы: погода и ее перемены.
Температура воздуха, осадки, цвет неба, цвет осени. Как изменяется длина дня и ночи. Измерить температуру воздуха. Ветер. Определение силы ветра по отклонению листьев. Название осенних месяцев.
Процессы вокруг нас. Явления окружающего мира.
Состояния воды.
4 Тема экскурсии: «Сезонные изменения в природе» (фенологические наблюдения)
Тема экскурсии: «Приметы осени»
Проектная задача: «Круглый год» (Межпредметный модуль)
Экскурсия в музей занимательных наук IQ 10.10
17.10
24.10
28.10 Звуковой анализ слова Разнообразные словесные игры, требующие сопоставления звучания слова и его номинативного («вещественного») значения. Игры со звукоподражанием. Прослушивание и разучивание стихотворений, загадок и считалок со звукописью. Игры, развивающие фонематический слух 1 Встреча с ивановской поэтессой С. Л. Сон 26.10 Признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества.
1+1 Экскурсия в детский город профессий «КидБург»
(г. Ярославль) 31.10 каникулы
Человек в пространстве. Знакомые маршруты. Дорога в школу и домой, прогулки по району: дороги в магазин, библиотеку, на почту. Безопасность в пути. Светофор, дорожные знаки, правила дорожного движения. Поведение на улице, перекрестках, площадях, игровых площадках.
2 Виртуальная экскурсия (инф. просв. отдел ГИБДД)
Описание маршрута как последовательности остановок.
Моделирование безопасных перемещений. 11.11
25.11
Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.
Численность группы.
Классный, школьный коллективы. Интересы и общие дела непохожих друг на друга людей.
Общие праздничные мероприятия.
Поведение во время праздников.
Обеспечение безопасности во время общественных мероприятий.
3 Общеклассная тренировка для активных и энергичных детей — Kangoo Jumps (в специальных ботинках-джамперах). Выход в центр детского развития World Class «Центр Детского Развития»   «ЦеЭкскурсия в музей первого Совета «Новогодняя сказка в музее» (Музейное новогоднее представление в Мещанской управе) Детского Развития»
Новогодняя экскурсия 18.11
26.12
28.12 Процесс как смена состояний объекта
Температура воздуха, осадки, цвет неба, цвет зимы. Как изменяется длина дня и ночи. Название зимних месяцев. Измерить температуру воздуха, снега. Мороз, вьюга. Определение силы ветра по снежной вьюге. Снег, снежинки, рассмотреть форму снежинок, глубина снежного покрова. Что там под снегом? Как тает снег на ладони? Как превращается вода? Снег, лед, иней. Деревья, кустарники, травы зимой. Крона дерева, ствол, почки. Хвойные и лиственные деревья зимой. Старые птичьи гнезда в кронах, цвет стволов – береза, тополь, клен, как направлены ветки березы и клена? Плоды сухие и сочные на деревьях, кустарниках, травах. Почему на сломанных ветках не опали листья?
Как животные готовятся к зиме? Животные зимой - птицы, звери Птицы перелетные и оседлые.
Что можно наблюдать органами чувств зимой? 1+1 Экологическая тропа: «Зима – это покой природы?»
06.02
13.02 Формирование информационно-библиографической культуры
Знакомство с понятиями книга, библиотека, библиотекарь, книжный фонд, абонемент, читальный зал.
Знакомство с правилами поведения в библиотеке, пользования библиотекой, формирование умения самостоятельно ориентироваться в мире книг, первичных навыков самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
Знакомство с правилами обращения с книгой, учебниками, элементами книги (обложка, корешок, переплет, титульный лист, содержание или оглавление, аннотация, предисловие, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрация).4 Библиотечный урок
Библиотечный урок
Библиотечный урок
Библиотечный урок 12.12
16.01
23.01
17.03 Человек в искусстве
Выражаем собственное мнение при посещении художественных музеев.
Учимся воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства 2 Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею
Виртуальная экскурсия во Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства;
10.04
17.04 Постройки людей
Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города 1 Экскурсия по городским улицам вместе с родителями (научно-познавательная). 27.02 Систематизация материала, изученного в букварный период
Игра в семафорную азбуку, а также любые игры, построенные на использовании знаков (символов, жестов и пр.). Игры на запоминание порядка букв в алфавите, а также упорядочивание слов по алфавиту. 1 Экскурсия в библиотеку 30.01 Способы получения знаний о прошлом.
Следы прошлой жизни. Ископаемые остатки древней жизни. Культурный слой. Способы определения датировки находок.
1+1 Экскурсия во Владимир на интерактивные, познавательные программы: "Жилище древнего человека","Урок в старорусской школе",
15.05
21.05 Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.
Обеспечение безопасности во время общественных мероприятий 1 Экскурсия в музей ГО и ЧС 13.03 Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно 1 Экскурсия в музей Ситца: «Как рубашка в поле выросла» 6.03 Процесс как смена состояний объекта
Температура воздуха, какие осадки весной, цвет неба, цвет весны. Как изменяется длина дня и ночи. Название весенних месяцев.
Измерить температуру воздуха.
Какие процессы происходят весной?
Таяние снега, испарение воды, появление проталин, набухание почек на деревьях и кустарниках; появление зеленой травы, появление листьев; цветение ранневесенних растений – мать и мачеха, подснежники, ива. Липкие листочки на тополе, пахучие листочки на черемухе, цветение деревьев до распускания листьев.
Изменения в жизни животных.
Что можно наблюдать органами чувств весной? 2+2 Экскурсия: «Разведка весенних примет»
Экскурсия: «Что изменилось в природе весной?»
24.04
5.05 Методическое обеспечение курса
«Нетрадиционные педагогические технологии в обучении» Мухина С.А., Соловьёва А.А.- Ростов-на-Дону, Феникс,2004,
Мишакина Т. Л., Гладкова С.А. Москва музейная Дневник юного экскурсанта. Пособие для учащихся 1 – 4 класса. – М.: ЮвентаШедевры Государственной Третьяковской галереи Издательство: Государственная Третьяковская Галерея 2007 г
«Мы входим в мир прекрасного»: Образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб.
Андрей Коткин "Путеводитель по парку птиц "Воробьи". РПК "Полиграфик" 2011г.
Лобов Л., Васильева К. « Переделкино, сказание о писательском городке» М. : Бослен, 2011
http://school-collection.edu.ru
Приложение
В первом классе экскурсии посвящаются наблюдениям сезонной жизни природы, процессов, происходящих на глазах у детей. Основной способ поиска ответов на вопросы – наблюдение. В ходе освоения способа учащиеся учатся отличать органы чувств, которыми мы наблюдаем, фиксировать процесс перехода от прошлого к настоящему в виде символической записи процесса: было - стало. Учитель при организации экскурсии использует следующие методические приемы: совместное планирование, поиск и рассматривание объектов наблюдения, составление списка деревьев, кустарников, травянистых растений, загадывание загадок, чтение стихов поэтов о временах года, отрывков произведений писателей, наблюдение природных явлений, которые помогут предсказать погоду, подвижные игры, заполнение таблиц, рисование процессов, наблюдаемых на экскурсии.
Дидактические материалы для проведения экскурсий в 1 классе.
Тема экскурсии «Осень золотая. Деревья, кустарники, травы».
Оборудование. Корзинка для сбора материалов, лопатка для выкапывания растений, карточки с буквами Д,Т,К (на каждую группу)
- Планирование учащимися объектов наблюдений на большом листе бумаги. Обозначение их при помощи значков и слов.
- Наблюдение одного из самых красивых осенних событий – листопада - золотой осени. Ребята видят, как падают листья, слышат, как шуршат листья под ногами, собирают листья различной формы. Почему осень называют золотой? В какие цвета окрашиваются листья? Как происходит листопад, опишите, что вы наблюдаете. Как выглядит дерево в начале осени и в конце?
(-Ребята! Вокруг нас много растений. Отгадайте о них загадки. Детям предлагается показать отгадку и назвать природный объект, рассказать и объяснить, о чем говорится в загадке.)Загадки о жизненных формах растений (деревьях, кустарниках, травах)
Дерево: Много рук, а нога одна. Летом - в шубе, а зимой – голый.
Кустарник. Зеленые кусточки, алые цветочки, когти - коготочки, стерегут цветочки. (Шиповник) На кусте в овражке, желтые барашки (Ива)
Травы. Колокол колышется, а звона не слышится. Кислит, а не щавель; в тени, а не ель; листья - тройняшки, нежней промокашки (Заячья кислица) Кусается, жжется, а в руки не дается (Крапива). Колючий ежик, вцепился в одежу (Лопух обыкновенный).
Дети отгадывают загадку и показывают на дерево, кустарник или называют травянистое растение, объясняют какие особенности указываются в загадке. Дети рассказывают и показывают на примере природного объекта, какое строение имеет дерево, куст, трава.
На следующем этапе экскурсии детям на группы выдаются карточки с буквами «Д» - дерево, «К» - кустарник, «Т» - трава. В ходе экскурсии группы поднимают букву, если они увидели эти жизненные формы растений (классификация).
В ходе экскурсии собираются листья деревьев и кустарников, учитель помогает детям определить с какого растения эти листья, просит назвать форму листа и рассмотреть его строение. Называются деревья пришкольного участка – клен, рябина, сосна, тополь, осина, береза, яблоня, кустарники – сирень, черноплодная рябина, барбарис, пузыреплодник. Дети собирают плоды черноплодной рябины, яблони, сирени, лопуха, одуванчиков.
Учитель предлагает каждому ребенку поднять упавший лист, а затем обсуждает с ними:
Как лист упал на землю? Где он висел раньше? Что вы можете сказать о листе? Как мы его можем пронаблюдать? С какого дерева упал лист? Почему он желтый, красный? Каким он был летом? Все ли листья одинаковые? Что общего? Чем листья различаются? Как лист пахнет? Какой он на ощупь?
Учитель просит сгруппировать одинаковые листья. Это могут быть листья с одного дерева, маленькие или большие листья. Эти действия помогут учителю на уроке вспомнить эти действия – деление на группы – классификация.
На территории школы в ходе экскурсии ребята один год обнаружили плодовые тела грибов. На что надо обратить внимание, когда мы наблюдаем грибы? Как мы будем их наблюдать?
Учитель попросил их описать, что они наблюдают у грибов. Шляпку и ножку, с обратной стороны – пластинки, отсюда у шляпочных грибов высыпаются споры. Это плодовое тело. Учитель замечает с ребятами, что грибы растут под деревьями, они взаимодействуют с деревьями. Дерево поставляет им питательные вещества, а грибы помогают деревьям. Учитель демонстрирует то, что находится в почве, если потянуть за плодовое тело – грибница. Какая она? Белая, в виде нитей. Это и есть настоящий гриб. Грибы всегда можно узнать по запаху. Учитель обсуждает с ребятами, каковы условия роста грибов.
Если на пришкольном участке произрастают хвойные, то следует различить хвойные и лиственные деревья (классификация), сравнить лист хвойного и лиственного растения.
Загадки для различения лиственных и хвойных пород деревьев
1) Зимой и летом одним цветом (ель, сосна)
2) Его весной и летомМы видели одетым.А осенью с бедняжкиСорвали все рубашки.Но зимние метелиВ меха его одели (лиственное дерево в разные времена года)
3) У меня длинней иголки, чем у елки.Очень прямо я расту в высоту.Если я не на опушке,Ветви - только на макушке. (Сосна)
4) Падают с веткиЗолотые монетки (листья дерева)
На экскурсии учитель планирует деятельность учащихся по различению природных объектов на живые существа и неживые объекты (классификация). Это можно сделать в виде игры. Учитель спрашивает «Хотите поиграть, дети?» Конечно, все первоклассники с радостью соглашаются. Учитель предлагает поиграть в живое – неживое, или живое и искусственное, причем называть надо, наблюдая все вокруг. Играя, можно перебрасывать мячик от одной команды к другой, меняться местами и т.д. Другая разновидность игры «Живой – что делает?» Один называет животное или растение, другой к названию прибавляет слово – глагол - что живой объект делает? «Собака – бегает, ромашка – распускается, ворона – каркает, тополь – пушит, воробей – чирикает, сирень – вкусно пахнет, змея – ползет, голубь – взлетает, человек – дышит». Можно, по желанию детей, поиграть в перевертыши: что делает – подобрать название живого или неживого природного тела.
Признаками осени являются процессы, которые дети могут наблюдать на экскурсии: листопад, дуновения ветра, иней на траве, лед на лужах по утрам, пожелтение листьев, оголение деревьев и кустарников. Показав на березу с пожелтевшими листьями, учитель просит детей рассказать, какая она была летом, какая будет в конце осени, зимой, весной. Сколько времени мы сможем наблюдать листопад? Падение камня? Взмах крыльев птицы? Отмирание травянистых растений? Они обнаруживают быстрые и медленные процессы.
Дети на экскурсии могут провести сравнительные наблюдения силы ветра, пользуясь словами «ветра нет», «ветер слабый», «ветер сильный», «ветер очень сильный» (построение ряда). По каким признакам мы сможем определить силу ветра – спрашивает учитель, дети пытаются найти признаки, по которым можно определить силу ветра – листья, дым из трубы, платок на голове, качаются ветки. Эти наблюдения будут продолжены на экскурсии зимой для построение ряда по изменению температур при изменении времен года. В качестве домашнего задания учитель просит нарисовать те процессы (явления), которые дети наблюдали на экскурсии.
Приметы осени. Сентябрь – «хмурень», Октябрь – «листопадник»
Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Желтеют и краснеют листья на березе, рябине, липе.
Некоторые растения полностью сбросили листья: вяз, черемуха.
Иней на траве по утрам
Заморозки – буреют травы.
Созревают плоды у растений: боярышник, репейник, череда, шиповник.
Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Насекомые умирают, им не чем питаться, меньше мух, комаров.
В лесу много грибов.
Дует ветер – срывает листву с деревьев – листопад .Пауки летят на паутинках.
Уборка урожая на полях – картофель, морковь, свекла, тыква.
Тема экскурсии «Зима – это покой природы?»
Оборудование: лопатка, линейка большая и маленькая, термометры.
До проведения экскурсии были определены объекты наблюдения, составлен план наблюдения, учитель с учениками зафиксировали его схематически на листе ватмана. Ниже приводим примерный диалог учителя и учеников.
Что будем наблюдать зимой? Жизнь природы зимой.
Солнце – светит или закрыто тучами?
Цвет зимы - белый
Ветер – поднимает ли снежинки? Колышет ли ветер ветки, верхушки деревьев?
Снег – высота снежного покрова, цвет снега
Снежинки – форма, толщина, таянье на ладони, тает ли на куртке?
Температуру – измерять температуру воздуха, раскопаем снег и измерим температуру под снегом
Пар изо рта – вода, если дышать шарф становится мокрым
Дерево, кустарник, траву – ветки, листья, почки;
Птицы – что делают птицы в городе, снегири на кустах сирени, как они раскрашены;
Одежда детей – теплая шапка, куртка, шарф, штаны, дети ходят на лыжах;
Есть ли растения под снегом – раскопать;
На экскурсии ребята приступают к выполнению составленного плана наблюдений. Обсуждается что такое снег? Какую форму имеют снежинки? Что происходит с ними на ладони? На рукаве куртки? В каком виде мы можем наблюдать воду зимой? Дети выделяют основные состояния воды, которые наблюдают: лед, снег, иней (твердая), пар (газообразная), капельки воды (жидкая). Измеряем глубину снега на открытом и закрытом местах при помощи линейки, объясняем разницу и глубину снега в разных местах.
Учитель просит детей измерить температуру воздуха зимой при помощи термометра (измерения), раскопать снег и измерить температуру под снегом, сравнить температуры, попробовать объяснить, если она отличается.
Дети проводят сравнительные наблюдения за изменениям температуры, пользуясь словами «жарко», «прохладно», «холодно», «очень холодно» (построение ряда). Эти наблюдения позволяют на экскурсии зимой построить ряд по изменению температур при изменении времен года. По каким признакам мы сможем определить температуру – дети пытаются найти признаки, по которым можно определить температуру – мерзнут нос, щеки, уши, краснеют нос и щеки, птицы нахохлились, застыла лужа, образовался лед.
Учитель предлагает ребятам соорудить ледяную горку и просит рассказать, как они будут ее делать? В какую погоду горка получится хорошая?
Явления неживой природы зимой:
метель – сильный ветер со снегом
снегопад – выпадение снега в большом количестве.
вьюга – снежная метель
яркие звезды на небе к холодной погоде
оттепель – признаки потепления как весной.
удлинение светового дня
в холодные дни на деревьях появляется иней
небо покрыто облаками
Загадки о зиме и явлениях зимы
Какой месяц год кончает, зиму начинает? (Декабрь).
Этот месяц – году начало, зиме середина! (Январь).
А этот месяц лютый: спрашивает: «как обутый?» У него два друга – метель да вьюга. (Февраль).
Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Гуляет в поле, а не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
Рассказ «Февраль»
Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает. Почему писатель Н. Сладков назвал этот рассказ «Февраль»?
Учитель просит детей дать характеристику ветра зимой. Какой бывает ветер? Холодный, колючий, резкий, пронзительный, пронизывающий – подбирают прилагательные дети. Сравним, а какой бывает ветер летом? Теплый, ласковый, легкий, освежающий.
Что можно пронаблюдать на зимней экскурсии? Старые птичьи гнезда, цвет стволов – береза, тополь, клен, семена клена, как направлены ветки березы и клена, круги вокруг деревьев.
Вопросы для обсуждения:
Почему на сломанных ветках не опали листья?
Какая сегодня погода и чем она отличается от погоды летом?
Как с приходом  зимы  изменилась погода в нашей местности?
Как изменилась температура воздуха, осадки?
Игровые ситуации на зимней экскурсии.
«Пришла в лес Зима. Ходит по лесу, встречает зверей, птиц, насекомых, разговаривает с деревьями, травами…» Что ей они расскажут?
Животные зимой
1. Самцы лосей и оленей сбросили рога.
2. Пчелы зимуют в улье все вместе.
3. Зима – трудное время для птиц. За зиму из 10 синиц погибают 8. Февраль – месяц лютого голода для птиц.
4. Зайцы в белой шубке.
5. Многие звери находятся в спячке: ежи, барсуки, медведи, сурки, сони, летучие мыши.
6. Рыбы залегли в зимовальные ямы.
7. Лягушки скопились в придонном иле.
«Кто где зимует?» Отгадайте загадку – рассказ.
Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка – крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». «А я,- сказал муравей, - …». «А мы, - зажужжали пчелы, - …». « А я, - зашуршала гусеница,- …» Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?
Загадки о животных:
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык!
В дупле на дереве живет, да орешки все грызет.
Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее…
Всю ночь летает – мышей и зайцев добывает. А станет светло – спать летит в дупло.
Снегов копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко.
Какими мы увидели деревья и кустарники? Листьев на деревьях нет, из под снега торчат стволы и стволики, видны почки на ветках, они покрыты плотными чешуями, на некоторых деревьях висят плоды с семенами. Им не страшен холод. Деревья и кустарники коричневые, черные, нет никакой зелени. Трав не видно, они покрыты снегом, как – будто спрятались, спасаются от холода.
В конце экскурсии сравниваем осень и зиму. Выясняем, что осенью живые существа готовятся к зиме, холоду, ветру, метелям. Зима – это самое холодное время года, вся жизнь замирает, но животные и растения не умирают, а будто бы находятся в состоянии покоя.
Дети приводят примеры, когда живые существа активно охотятся, передвигаются, не уходят на покой. Им возражают другие ученики, которые считают, что все зимой умирает. Эта дискуссия продолжается на уроках. Записываются вопросы детей, на которые пока они не находят объяснений, фиксируется то, что мы точно смогли наблюдать зимой на экскурсии.
Экскурсия «Разведка весенних примет».
Пособия у детей: термометры, увеличительные стекла, лопатки.
Какие изменения происходят в природе весной? Это мы узнаем из стихов о весне.
«Сколько дел у весны».
Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
Точно к сроку, но не наспех
Выбрать музыку для птиц
И поднять лентяев на смех,
Нахватавших единиц.
На зелёной ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребёнкой.
Птиц вернуть издалека.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра
И тепло в лесные норки
Привести давно пора! / Франтишек Галос/
Дети в коллективном обсуждении происходит планирование природных объектов, которые будем наблюдать. Что можем увидеть весной? В третий раз планирование происходит быстрее, с большей активностью детей, они сами обозначают и подписывают объекты:
Солнце весной, какова длина дня весной?
температура воздуха, почвы
что происходит со снегом?
какой цвет у весны?
деревья, кустарники, травы весной
цветение ранневесенних растений, развитие растений
как распространяются растения (плоды и семена)
какие птицы прилетают весной?
как просыпаются насекомые?
Что произошло с природой? Давайте ребята, проведем разведку весенних примет.
Каждой группе выдается маршрутный лист (план, составленный на предыдущем уроке). Время для наблюдений – 15 мин.
Маршрутный лист для наблюдений (выдается на группу)
Солнце и облака
Измерения
Снег и вода
Какой цвет у весны?
Берёзка весной, сирень весной, травы весной
Цветение растений
Плоды и семена
Пернатые весной
Насекомые просыпаются
Нужна ли помощь природе?
Каждая группа движется по маршруту вокруг школы самостоятельно, выполняя задание – наблюдает признаки весны по маршрутному листу, причем они сами выбирают объекты наблюдений, описывают процессы, происходящие весной – снеготаяние, прилет птиц, пробуждение насекомых, зеленение травы, цветение растений, гнездование птиц, увеличение длины светового дня. Дети распределяют задания внутри группы – измерения, наблюдения за деревьями и кустарниками, цветущими растениями и т.д. учитель побуждает детей сравнивать изменения, происходящие весной, осенью, зимой. Учитель на экскурсии объясняет правила обращения с растениями: какие ветки можно срезать, чтобы не навредить дереву, почему нельзя ломать ветки. Принесенные с экскурсии ветки ставятся в воду. За ними ведется наблюдения – как развиваются почки, что с ними происходит.
Все группы собираются на поляне, обсуждаются все запланированные наблюдения, группы получают жетоны за разведанные весенние приметы, собранные природные доказательства. Побеждают группы, получившие больше жетонов.
В конце первого класса и в следующие учебные годы необходимо проводить специальные наблюдения, посвященные изучению признаков, по которым можно определить состояние погоды в последующие дни – предсказать погоду.
У: «Как узнать какая завтра будет погода?
Д: Можно узнать прогноз по телевидению, интернету.
У: А если нет интернета, газет, радио, телевидения, например в лесу, в походе?
Д: Можно наблюдать приметы природы.
У: Сегодня мы понаблюдаем природные явления, которые помогут нам предсказать погоду. По каким признакам?
Д: По облакам. По поведению животных. По поведению насекомых. По туману, по росе. По цветкам. По муравейнику. Как правило, дети мало знают таких примет.
Учитель рассказывает о некоторых предсказаниях погоды.
К дождливой погоде:
Не слышно птиц в лесу, черви выползли на поверхность, закрыты соцветия одуванчиков, закрыты ходы у муравейника, ласточки летают низко.
К хорошей погоде – ведру:
Много мошкары вокруг, высоко летают ласточки, мошкара стоит «столбом», обильная роса утром, туман, перистые облака.
Пронаблюдать все эти явления природы на одной экскурсии невозможно, да и в этом нет необходимости, важно, чтобы дети могли самостоятельно наблюдать и делать прогностические выводы о погоде. Приметы позволяют предсказать и то, какое будет лето, осень, зима, т.е. можно сделать как погоды на завтра предсказания, так и долгосрочные предсказания погоды. Это называют народными приметами. В первом классе можно начать эту работу, в последующих классах сделать это предметом более детального изучения.
Учитель предлагает детям пояснить некоторые народные приметы
* Рано затает – долго не растает.
* Ранняя весна ничего не стоит.
* Длинные сосульки – к долгой весне.
* Коли грачи прилетели прямо на гнёзда – дружная весна.
* Кукушка стала куковать – мороза больше не видать.
* Весеннее солнышко землю воскрешает.
* Как в марте зима не злится, а весне покорится.
* Апрельские лужи землю будят. Где в апреле река, там в июле лужица. Где в апреле вода, там в июле трава.
* Как в мае дождь, так и будет рожь.
Дидактические материалы для учителя.
Творческая задача.
Встретились три брата: Март, Апрель и Май да заспорили – кто из них умный и проворный, самый красивый да богатый, самый …. Давайте попробуем найти правого…»
«Встретились еж и заяц и рассказывают, как они зиму перезимовали и до весны дожили»
Рассказ «Март».
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени – как сини молнии. Голубая даль, голубые льды, голубые на снегу следы… Весь мир голубой…
Писатель Н. Сладков назвал март голубым. Ты с ним согласен или нет?
Загадки о временах года.
Вот проклюнулись листочки, Травка первая видна,
это в солнечном платочке приближается… Весна
Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? Зима
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. Осень
Зацветает в поле колос, подает кузнечик голос
Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка? Лето.
Задание учащимся на дом. Нарисовать портрет весны…
Нарисовать то, что наблюдали на экскурсии.