Доклад на заседание педагогического совета МБОУ «Пушкинская СШ» Реализация ФГОС. Стандарты нового поколения.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Педагогический совет : Реализация ФГОС. Стандарты второго поколения. «Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина». В.В. Путин оценить работу школы по ФГОС НОО и составить план действий администрации и педагогического коллектива, который необходимо выполнить до начала введения ФГОС ООО. Задачи педагогического совета: 3 –едеральные государственные образовательные стандарты ЕГБС Цель оШразования – оШщекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, оШеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны , а не только требования к предметному содержанию образования Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно - экономическая модель образования Инновационность стандартов второго поколения Основные этапы 2001 год Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства №1756 - р от 29.12 2001г. 2004 год Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г. 2006год Социологические исследования образовательных потребностей Концепция ФГОС 2007 год Изменения в закон «Об образовании» (Ст.№7) Разработка документов и материалов обеспечивающих ФГОС 2008 год Апробация ФГОС начального общего образования 2009 год Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС Утверждение ФГОС начального общего образования 2010 год Национальная инициатива «Наша новая школа» Введение ФГОС в начальной школе (в инициативном порядке) Создание координационного совета Примерная основная образовательная программа начального общего образования Распоряжение правительства о плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы. (№1507 - Р от 07.09.2010 г.) Утверждение ФГОС основного общего образования (приказ №1897 17.12.2010 г.) 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785 ) 2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – утвержден приказом от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480) Преемственность • Опора на опыт советской и российской школы, лучший мировой опыт • Результаты предшествующих реформ и проектов (модернизации образования, Приоритетного национального проекта «Образование», различных проектов ФЦПРО и пр . ) • Развитие отечественных научных теорий и концепций (развивающего обучения, «ядра и оболочки» и пр . ) Инновационность ФГОС  Идеология  Структура  Содержание Требования к структуре основной образовательной программы • к количеству и наименованию разделов (НОО - 3 , ООО - 3 , С(П)О – 3 ), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения ; • к минимальному и максимальному количеству учебных часов( НОО_от 2904 до 3375 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет, С(П)О - от 2170 часов до 2590 часов (не более 37 часов в неделю ) за 2 года) ; • к содержанию каждого из разделов ; • к соотношению частей основной общеобразовательной программы ( 80 / 20 % для НОО, 70 / 30 % ООО, С(П)О) ; • к организации внеурочной деятельности, к объему часов (НОО – до 1450 часов за 4 года, ООО - до 1350 часов за 5 лет , С(П)О - до 700 часов за два года обучения Требования к структуре ООП Должна содержать Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел 14 Федеральные государственные образовательные стандарты • Требования к • результатам • зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты • преемственность результатов для разных ступеней • зафиксирован системно - деятельностный подход • структуре • зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение • определены разделы ООП (содержательно и количественно) • интеграция учебной и внеучебной деятельности • включена « неаудиторная занятость» • условиям • кадровым • финансовым • материально - техническим • иным (информационно - образовательная среда, учебно - методическое обеспечение) 15 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно - смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания 16 Требования к условиям реализации основной образовательной программы • кадровые условия • возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях • повышение квалификации один раз в пять лет • финансовые условия • норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю • материально - технические условия • функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) • возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры • информационная среда образовательного учреждения Отличительные особенности –ГОС 1. Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса оШучения, в котором на первый план выходит проШлема самоопределения ученика в учеШном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями , чтоШы уметь решать люШые задачи. Только с помощью действия Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению ? Отличия от традиционной концепции Больше разнообразных видов деятельно сти, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст ( компетентностный подход) Меньше готовых знаний (выучивание пр авил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков(доведение навыко в до автоматизма ) Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне: было : я выучил и поэтому знаю͖ стало : я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать. Отличительные особенности –ГОС 2. Основная цель – развитие личности на основе УУД, освоение и познание мира 3. Инновационный характер в струкруре стандартов – это требование к условиям осуществления образования Отличительные особенности –ГОС 4. Изменения в учебных планах: - Изменения в образовательных областях ( –илология, Математика и информатика, Общественно - научные предметы, Основы духовно - нравственной культуры народов России, Естественно - научные предметы, Искусство, Технология, –изическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности) - появление части, формируемой участниками образовательного процесса (обязательная внеурочная деятельность) - разработка индивидуальных учебных планов Отличительные особенности –ГОС 5. Изменение в требованиях к результатам Стандарт 2004г. Стандарт II поколения знать личностные уметь ЗУН метапредметные УУД использовать предметные Отличительные особенности –ГОС 7. Изменения в образовательных технологиях Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно - познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно - коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета. 26 СЕМЬЯ • Личностная успешность • Социальная успешность • Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО • Безопасность и здоровье • Свобода и ответственность • Социальная справедливость • Благосостояние ГОСУДАРСТВО • Национальное единство • Безопасность • Развитие человеческого потенциала • Конкурентоспособность Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством Особенности УМК 1) Большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся; огромное разнообразие творческих заданий , которые помогают овладевать основами логического и алгоритмического мышления; во всех учебниках включены странички для любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме. 2) Широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое. Очень важно, чтобы родители всячески стимулировали детей к этой работе и сами принимали в ней активное участие. 3) Внимание уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены смайлики, которые помогают ученику оценить себя. Современный учитель • Учитель - профессионал  демонстрирует универсальные и предметные способы действий  инициирует пробные действия детей  консультирует, корректирует действия  ищет способы включить в работу каждого • Воспитатель  создает условия для приобретения детьми жизненного опыта общения , выбора, ответственного поведения, саморегуляции, самостоятельной выработки жизненных ценностей  “ соучастник ” • Педагогическая поддержка  оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать Практическая часть 1. Расшифруйте выражение « 3 Т» . 2. Какой методологический подход лежит в основе ФГОС ОО? 3. Назовите 3 группы требований к результатам освоения обучающимися ООП ООО . 4. Сколько разделов включает ООП ООО? ООП НОО? 5. Определите, какой компонент системы условий пропущен : психолого - педагогические, финансовые, материально - технические, информационно - методические? 1. « 3 Т» - стандарт включает в себя требования к результатам освоения ООП ООО, требования к структуре ООП ООО, требования к реализации ООП ООО . 2. В основе ФГОС ОО лежит системно - деятельностный подход? 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты . 4. 3 раздела ; 3 раздела . 5. Кадровые, психолого - педагогические, финансовые, материально - технические, информационно - методические? ШКАЛА ПРОБЛЕМ Цель: выявление наиболее приоритетных задач данного периода в жизни ОУ для перехода на ФГОС ООО. Из предложенных задач выбрать: 1. Самую сложно решаемую 2. Самую первоочередную 3. Самую важную СИНКВЕЙН Это интересное и увлекательное упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Его строгие правила заставляют анализировать и чётко формулировать свои мысли, использовать ёмкие понятия, учат обобщать, выделять главное. Классический синквейн – это пятистрочная форма, составленная по следующим правилам: • первая строка содержит одно слово из любого количество слогов – термин, фамилия, понятие͖ • вторая строка содержит два слова – определение предмета, темы стихотворения͖ • третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции главного слова синквейна͖ • четвёртая строка содержит предложение из четырёх слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна͖ • пятая строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна. Пример 1 Пример 2 • УРОК • Современный, технологичный • Развивает, совершенствует, организовывает • Залог успешного развития ученика • Поиск • УРОК • Традиционный, творческий • Мотивирует, воспитывает, обучает • Позволяет применить знания на практике • Мастерство Проект решения педагогического совета: 1. Принять к сведению информацию по ходу введения ФГОС второго поколения. 2. Изучить материалы ФГОС второго поколения для основной школы. 3. Методическим объединениям учителей - предметников способствовать изучению и накоплению опыта по данной проблеме, выносить трудные вопросы на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы. 4. Обеспечить условия для поэтапного перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: • Своевременно направлять учителей на курсы повышения квалификации по вопросам перехода на новый ФГОС ООО. • Обеспечивать материально - техническую поддержку и создавать информационно - развивающую среду при переходе на новый ФГОС (оснащение кабинетов, наличие соответствующих учебно - методических комплектов, программ). 5. Организовывать методическую поддержку учителям: • Провести расширенное заседание м етодического объединения учителей гуманитарного и естественно - математического цикла по вопросам перехода на ФГОС ООО . По каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.